Роль и место патриотизма в сознании молодежи



Роль и место патриотизма в сознании молодежи

#миф#патриотизм#общество

Формирование патриотизма выступает одним из приоритетных направлений в сфере среднего образования. В тоже время оно реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации, обусловленной общественным реформированием страны, что не могло не отразиться на всех уровнях и ступенях образовательной системы. Сложность данной ситуации обусловлена недостаточным уровнем гражданскопатриотической, духовнонравственной, правовой и психологической культуры большинства социальных институтов, традиционно осуществляющих социализацию молодежи (семья, система образования и др.), их упущениями и несовершенством системы формирования патриотизма учащихся. Поднять уровень патриотического самосознания, приобщить к социальной деятельности, российским культурным, историческим ценностям и традициям основную массу учащейся молодёжи – одна из важнейших задач самой молодежи, семьи, учебных заведений, органов власти, руководителей и активистов общественных объединений и организаций. Значение патриотического воспитания, патриотизма для судеб России и её граждан начала нового века и тысячелетия осмысливается нами сегодня заново.

Крушение советской идеологической системы привело к деформации ценностного сознания российского постсоветского общества. Утрата Россией доминирующих позиций в мире нанесла удар по национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Серьёзные трудности и для воспитания, и для социализации молодёжи создают массовая культура, телевидение, радио, кино, реклама, носящие часто антипатриотическую направленность и рисующие мрачную картину будущего. Безнравственность, стремление увести народ от традиционных религиозных христианских, исламских, иудейских, буддистских ценностей, неуважительное отношение к государству, его символам, социальным институтам, нивелирование престижности военной и государственной службы сегодня пропагандируются многими каналами и газетами, но мало превозносится ценность профессионального служения Родине.

Современной молодёжи, не прошедшей той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения, предлагаются иные идеалы, навязывается иная общественная модель, которой якобы необходимо следовать.Разрушение государственнообщественной системы воспитания подрастающего поколения привело к тому, что дети, оказавшиеся обузой для государственной системы образования и воспитания, массово вовлекаются криминалом в различные группировки, объединения, а увеличивающийся духовный вакуум с успехом заполняют организации националшовинистического толка. Недостаток семейного воспитания приводит к тому, что ничего существенного семья не может противопоставить компьютерным играм, секспродукции, попарту, наркотикам, приобщению к деятельности различных молодёжных движений асоциальной направленности, в числе которых и пропогандирующие националшовинисты, и скинхеды, и религиозносектантские группировки.

В общественное сознание россиян всё глубже проникает ощущение неполноценности их статуса, наблюдается утрата традиционного патриотизма. Всё чаще приходится сталкиваться с проявлениями таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, агрессивность. Жёсткое расслоение вместо равенства, нажива вместо заработка, предприимчивость вместо активности, культ насилия вместо добра и любви, искажённое толкование понятий «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм» постепенно приводят к отторжению человека от окружающего мира. Но одной из самых главных российских проблем является кризис идеологии, совестливости, нравственности.Нынешний молодой россиянин радикально отличается от своего сверстника даже конца XX в. Об этом свидетельствует бурное развитие молодёжной субкультуры, активно противостоящей традиционной культуре и утверждающей альтернативные модели и стили поведения, образа жизни, неуважение к старшему поколению. Современной России для мобильного поступательного движения вперёд необходимы новая идеология, новое историческое мышление. Мы видим основу новой национальной идеи, которая должна стать идеологией каждого гражданина нашей страны, в глубочайшем и высочайшем патриотизме. К сожалению, положение усугубляется тем, что государство на протяжении многих лет не может определиться с национальной идеей, идеологией и дальнейшей стратегией своего развития.

Возрождение идей российского патриотизма и гражданственности, гармонично сочетающих в себе традиции героического прошлого и реалии сегодняшней жизни и учитывающих перспективы развития социума, особенно актуально в настоящее время, когда Россия даже в глазах многих своих граждан не является привлекательной для жизни страной. Патриотизм относится к тем идеалам, утрата которых делает общество нежизнеспособным и без которых у страны нет будущего. В этой ситуации актуальны слова В. Путина о том, что, утратив патриотизм и связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения, а страна может потерять независимость. В Концепции патриотического воспитания указывается, что «патриотизм – это шаг к национальному возрождению России как великой державы».

Именно патриотическое воспитание является главным средством укрепления единства и целостности Российской Федерации. Анализ содержания наиболее распространённых форм патриотического воспитания в стране свидетельствует о том, что главной целью, соответствующей интересам России, в первую очередь является формирование защитника Отечества, готового выполнять сложные и ответственные задачи по защите Родины. И в советское, и в постсоветское время патриотизм воспринимался и воспринимается в основном как верность воинскому долгу. Однако это только часть этого понятия, поскольку невозможно выстроить понастоящему эффективную систему патриотического воспитания, ориентируясь только на военную составляющую. Осуществляемое в таком виде патриотическое воспитание однобоко, в нём военноисторический компонент слишком явно преобладает над общеисторическим, военное право – над гражданским. Всё это не способствует должной социальной адаптации. Ведь любовь к родной земле проявляется не только в героических подвигах самоотверженных воинов на войне, но и в обыденной ситуации, требующей бережного отношения к богатствам страны, следования моральным ограничениям личных пристрастий, обуздания собственной страсти к накопительству.

В связи с этим и представляется интересной точка зрения Н. М. Карамзина, выделявшего такие разновидности любви к Отечеству, как физическую (привязанность к месту своего рождения), нравственную (любовь к согражданам), политическую (любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях). Это подтверждает мысль о том, что мирные и созидательные составляющие патриотического воспитания – гражданское, правовое, экономическое, трудовое, культурноэстетическое и др. – не менее значимы. Безусловно, возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся форм общественного сознания. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что необходимо воссоздать действенную систему патриотического воспитания, нацеленную на молодёжную аудиторию, вобравшую в себя самое ценное из накопленного опыта. В целях всемерного укрепления патриотической направленности образования в содержание специальных, естественнонаучных и социальных дисциплин включаются разделы патриотического характера, основанные на жизни, деятельности и достижениях видных политиков, российских учёных, педагогов, деятелей науки и культуры, знатных тружеников различных отраслей производства.

В российском патриотизме не менее значимы веротерпимость, внимательное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к его этнокультурным и религиозным запросам.Искони духовной основой патриотизма было самосознание многонациональных народов России, формировавшееся под многовековым влиянием религии. К сожалению, приходится признать, что в последние годы единству российского народа, прежде сплочённого чувством патриотизма, духовно укоренённого в национальной истории, культуре, нравственности, готового трудиться во имя своего будущего, нанесён значительный урон.Отраден тот факт, что российский кинематограф, буквально увязший во всевозможных криминальных драмах, в последнее время обратился к военнопатриотической тематике и к истории России вообще. Современные школьники и студенты получают возможность познакомиться с жизнью реальных исторических деятелей, окунуться в героическое прошлое своих прадедов, дедов и отцов. Патриотическое воспитание сегодня – это средство восстановления былого величия России. Коллектив филиала в своей практической работе стремится восполнить образовавшиеся пробелы и раскрыть воспитанникам понимание того, что наше спасение – в восстановлении и сохранении национальных начал и основ жизни, традиций, верности идеалам Отечества, в уважении к героическому прошлому, в мобилизации физических, духовных, политических, экономических и социальнокультурных ресурсов.

Студентам прививается мысль, что Россия – это не только огромная территория, освоенная нашими предками, но и богатейшие природные ресурсы, экономика и культура, словом – нетленный пласт духовности многовекового и многонационального народа. Именно такое понимание патриотизма и подходов к его воспитанию способно, на наш взгляд, приостановить процесс утраты гражданственности, помочь духовно очиститься и возродиться. Наша страна нуждается в обновлении системы воспитания гражданственности и патриотизма, предполагающей объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и прочих общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

Литература1. Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне : материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» [Электронный ресурс] / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2015. – с. 10. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23539129 (05.05.2019). 2. О патриотизме [Электронный ресурс]. URL : http://fom.ru/TSennosti/11471 (29.04.2019). 3. Патриотизм у россиян в прошлом [Электронный ресурс]. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13650 (06.05.2019).

А.А. Косарева, А.Е. Овсянникова, Е.Н. Рысцова



Другие новости и статьи

« Владимир Вернадский

Любить по-человечески »

Запись создана: Вторник, 11 Июнь 2019 в 19:21 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы