Военная полиция как правоохранительный орган

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. No 61ФЗ «Об обороне» в Вооруженных Силах Российской Федерации созданы органы и подразделения военной полиции. Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. No 161 утвержден Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Его текст выявил многие недостатки в правовом регулировании организации военной полиции. В статье 1 Устава предусмотрены права и обязанности должностных лиц военной полиции, порядок применения ею мер государственного принуждения. Однако применение мер принуждения неизбежно связано с ограничением прав и свобод граждан, что допускается только федеральным законом и лишь «в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Поэтому полномочия военной полиции должны быть регламентированы федеральным законом по аналогии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. No 3ФЗ «О полиции». Задолго доиздания Указа No 161 8 апреля 2013 г. на сайте Министерства обороны РФ был опубликован проект Федерального закона «О военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, однако закон так и не был принят, и дальнейшая судьба его неизвестна. Указ во многих нормах противоречит УПК РФ. Так, в соответствии с п. 2, 4 ст. 21, п. 3 ст. 25, п. 2, 3 ст. 27 органы военной полиции имеют право задерживать лиц, совершивших преступление, или незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на территории воинских частей, охраняемых военной полицией объектов, хотя задержание является следственным действием, производимым только после возбуждения уголовного дела (гл. 12 УПК РФ).
Федеральный закон от 3 февраля 2013 г. No 7ФЗ обоснованно наделил начальников органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации правом на производство дознания, однако вопрос о наделении правом на производство оперативнорозыскной деятельности по прежнему остался незакрытым.
При этом возможна конкуренция с органами военной контрразведки, на которые возложена обязанность осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами оперативнорозыскные мероприятия по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечениемвоеннослужащих в деятельность, целью которой являются вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности (п. 4. и 5 Положения обуправлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)) от 7 февраля 2000 г. No 318.
О.А. Кожевников
Другие новости и статьи
« Cовместное заявление о бедственном положении жителей в лагерях беженцев «Рукбан» и «Эль-Холь»
Михаил Шолохов: «Наука ненависти» »
Запись создана: Четверг, 20 Июнь 2019 в 16:31 и находится в рубриках Новости.
метки: военная полиция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика