Трансформация правового режима денежных вкладов граждан, внесенных в сберегательный банк (гострудсберкассы СССР) в период до 20 июня 1991 года
Состояние правового режима денежных вкладов граждан, внесенных в кредитные учреждения, имеет важное политическое, экономическое и социальное значение. От качества и стабильности законодательства во многом зависит уровень доверия граждан к банковской системе и состояние экономики государства. Денежные сбережения населения, помещенные во вклады, являются особым экономическим явлением, находящимся на стыке интересов самих граждан, банков и государства, и ценным ресурсом экономического развития, источником кредитования и инвестирования в экономику. Исследуя генезис правового режима денежных вкладов граждан в ретроспективе прошедшего столетия, можно выделить следующие этапы его развития, неразрывно связанные с проведением компенсационных и конфискационных денежных реформ:Первая денежная реформа 1922—1924 г.г.
В ходе этой реформы была проведена деноминация рубля в 50 000 000 000 (50 миллиардов) раз . В 1922 г. были учреждены Государственные трудовые сберегательные кассы .Денежная реформа в СССР 1947 г. проводилась в форме деноминации с конфискацией с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены старых денежных знаков, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесцениванию, новыми полноценными деньгами. Особенностью этой реформы явился льготный обмен суммы денежных вкладов, размещенных на счетах в Гострудсберкассах и Госбанке СССР. Так, суммы вкладов до 3 тыс. руб. менялись один к одному (1:1), от 3 тыс. до 10 тыс. руб. менялись три к двум (3:2). Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., деньги обменивались по курсу два к одному (2:1). В 1947 г. государство убедительно показало гражданам преимущество и надежность хранения денег в Гострудсберкассах. Это послужило важным стимулом дополнительного привлечения денежных средств во вклады: за период 19501988 г.г. остаток вкладов по данным ЦСУ СССР увеличился с 1,8 до 297,5 млрд. руб. Последующие денежные реформы СССР проводились в форме деноминации (1961 г.) и конфискации (1991 г.).
Денежная реформа в России 1993 г. носила конфискационный характер, реформа 1998 г. проводились в форме деноминации рубля по курсу 1:1000 с последующим объявлением дефолта по внутренним обязательствам. Анализ результатов проведенных реформ позволяет сделать вывод о том, что в худшем положении оказались граждане, поместившие денежные средства во вклады Гострудсберкасс (Сбербанка) СССР в период до 20 июня 1991 года. Думается, что перевод законодателем этих денежных вкладов из вещноправового режима на обязательственноправовой режим регулирования явился стратегической ошибкой, требующей исправления. Правовая конструкция такого перевода была заложена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в новой редакции Гражданского кодекса РФ без достаточных на то социальных и экономикоправовых оснований.
Применительно к рассматриваемой теме представляют интерес наступившие негативные последствия изменения правового режима денежных вкладов граждан, которые можно классифицировать на три основные группы.1. Последствия, отрицательно отразившиеся на вкладчиках Гострудсберкасс (Сбербанка) СССР. В ст. 13 Конституции СССР 1977 г. были закреплены главные признаки личной собственности граждан, их основу составляли трудовые доходы, в состав которых входили и «трудовые сбережения». Личная собственность граждан и права ее наследования охранялись государством. Следовательно, пока не доказано иное, вклад как трудовой доход вкладчика являлся его личной собственностью, т.к. сумма вклада формировалась в основном из средств оплаты за труд. Согласно ч. 3 ст. 13 Конституции СССР «имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества» . В соответствии с правовой нормой ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик каждый гражданин мог «иметь в личной собственности трудовые доходы и сбережения» .
Судьба «старых» вкладов долго будет оставаться актуальной проблемой (подробнее позиция автора по этому вопросу изложена в ряде публикаций) . Фактический отказ правопреемников (Сбербанка и государства) от надлежащего исполнения принятых на себя денежных и гарантийных обязательств по возврату вкладов, являющихся собственностью вкладчиков, затягивание процедуры их возврата, отрицательно влияют на практику действующих банков, снижая уровень доверия граждан к банковской системе. Необходимо отметить, что государством были приняты меры по урегулированию данной проблемы посредством принятия ряда важных законов, в числе которых: Федеральный закон от 10.05.1995 N 73ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Этим законом государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сбербанк РФ (Гострудсберкассы СССР) в период до 20 июня 1991 года (ст. 1 закона); Федеральный закон от 06.07.1996 N 87ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации». По основаниям формального права практическая реализация требований данного закона является трудновыполнимой; Федеральный закон от 04.02.1999 N 21ФЗ (с изм. от 28.11.2018) «О базовой стоимости необходимого социального набора». В дальнейшем действие этого закона за период с 01.01.2003. (ФЗ от 24.12.2002. No 176ФЗ) до 01.01.2021. (ФЗ от 05.12.2017. N 388ФЗ) приостанавливалось 12 (двенадцатью) федеральными законами. Очередной закон от 28.11.2018. N 455ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» также приостанавливает действие закона N 21ФЗ до 2022 г. Столь интенсивная динамика изменений специального закона без решения проблемы по существу способна осложнить принятие новой редакции раздела II ГК РФ «Право собственности и другие вещные права». 2. Негативные последствия, вызванные недостатками в действующем законодательстве и правоприменительной практике кредитных организаций. К такимнедостаткам, в частности, можно отнести: нарушение банками обязательств по полному возврату поступивших во вклад сумм денежных средств (п. 1 ст. 834 ГК РФ, п. 1 ст. 845 ГК РФ); ограничение обязательственного права требования суммы денежных средств вкладчика с банковского вклада размером страховой суммы вклада.
Вкладчик банка (гражданин) не может отказаться от услуги страхования вклада. Но в случае возникновения проблем у кредитной организации, средства будут компенсированы в ограниченном размере не более 1 400 000 рублей. Средства свыше данной суммы вкладчикам не возвращаются . 3. Нарушения, связанные с обеспечением банками мер по сохранности денег клиентов на счетах и во вкладах. Неисполнение и ненадлежащее исполнение этих мер продолжает подрывать доверие граждан к банковской системе. Хищение безналичных денег со счетов клиентов банка не является редкостью и примеров тому множество . В последнее время в России усиливается контроль совершения банковских операций и ужесточается наказание за кражи денег с банковских карт и счетов клиентов. Примером тому служит подписанный Президентом России 27 июня 2018 года федеральный закон N 167ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». В принимаемых документах речь идет о краже и/или хищении денег со счетов. Важно заметить – такая формулировка является косвенным признанием вещного права на безналичные деньги, хранящиеся на счетах в банках, ибо нельзя украсть или похитить право, в т.ч. имущественное (обязательственное) право требования.
Представляется, что отказ законодателя от вещноправовых способов защиты по денежным обязательствам банков перед своими клиентами может увеличить в недалеком будущем криминогенные риски, связанные со сбоями в мобильных приложениях и интернетверсиях банков, с майнингом и оборотом криптовалюты, ростом киберпреступности, кражей/хищением безналичных денег клиентов с их вкладов и счетов в банках. Реальность этих рисков подтверждается многими учеными и специалистами , а также может быть проиллюстрирована многочисленными примерами из опубликованной банковской практики.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. Уровень экономикоправового состояния современного общества находится в прямой зависимости от качества нормотворческой деятельности законодательных органов, контроля со стороны государства за исполнением законодательства и эффективности применяемого государственными органами механизма неотвратимости наказания за неисполнение и/или нарушение законов.
2. Правовое обеспечение проводимых в России реформ в силу их широты и радикального характера имеет своей задачей коренные изменения в системе нормативноправового регулирования общественных отношений. 3. Для выполнения этой задачи важно обеспечить взаимодействие законодателя не только с представителями экономической и юридической науки, но и с представителями правоприменительной и судебной практики .
Сидорова В.Н.
Другие новости и статьи
« Реформирование высшего образования в России: основные проблемы и пути их решения
Международный армейский молодежный фестиваль ухи »
Запись создана: Суббота, 22 Июнь 2019 в 10:03 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика