Стереотипное мышление как причина межэтнических конфликтов



Стереотипное мышление как причина межэтнических конфликтов

oboznik.ru - Информационный базис современной глобализации:  тенденция к виртуализации
#информационнаявойна#мышление#конфликт

Мы очень часто мыслим стереотипами. С одной стороны, мы сохраняем мыслительные процессы для более «важного», а с другой, мы создаем и вешаем «ярлыки». Английская вежливость, немецкая точность, французская галантность, итальянская темпераментность, финская медлительность, русский «авось» – все это стереотипы о разных нациях, которые мы с легкостью приписываем всем ее представителям.

В нынешней действительности мы часто сталкиваемся со стереотипами, которые сказываются на формировании образа того или иного человека, относительно представителей других культур и национальностей. Действия группы или индивида, а также наше отношение к ним откладывается в нашем сознании, что приписывает целой социальной группе определенные свойства характера или манеру поведения. Цель работы – выявление специфики стереотипного мышления в межэтническом конфликте.

Понятие «стереотип» было введено американским политологом У. Липманном в 1922 году. По его мнению, стереотип – это упорядоченные, сформированные культурой «картины мира» в уме человека [Липманн, 2004, с. 103]. Стереотипизация или стереотипное мышление – установка восприятия, т. е. готовность воспринимать явление определенным образом, в определенном свете, в зависимости от предшествующего опыта человека [Засурский, 1978, с. 42]. Основной причиной формирования стереотипов является необходимость в использовании принципа «экономии усилий» в повседневной жизни для получения большего объема информации без потери групповых ценностей [интернет-ресурс: Шевелева И.П.] Рассматривая стереотипное мышление во взаимоотношениях этнических групп, необходимо исследовать не стереотипное мышление в целом, а лишь его часть: этнический стереотип. Этнический стереотип – исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса [Кашин, 2005, с. 246–252].

Проблема стереотипного мышления и его влияния на межэтнические отношения доказана многими учеными. Нельзя сказать, что стереотипное мышление это только негативное явление, так как оно помогает сформировать образ любого человека по некоторым характеристикам. Однако зачастую в нашем сознании преобладают именно негативные стереотипы над позитивными. Выявление влияния стереотипного мышления на наше сознание позволит выявить соотношение позитивных и негативных характеристик стереотипов в этнических группах русских, татар и удмуртов в Республике Татарстан и спрогнозировать напряженность, которая может привести к насильственным межэтническим конфликтам.

Цель исследования – выявление влияния стереотипов на возникновение межэтнической напряженности и конфликтов в этнических группах русских, татар и удмуртов на территории Республики Татарстан. В рамках проводимого исследования была поставлена следующая основная гипотеза: влияние положительных стереотипов превышает отрицательные, но по ряду характеристик могут вызвать межэтнический конфликт. Исследование этнических стереотипов проводилось в Республике Татарстан с помощью пятифакторного опросника национального характера. В нем приняли участие респонденты в возрасте 18– 24 лет. Количество испытуемых составило 60 человек. Общую выборку испытуемых составили: татары – 20 человек; русские – 20 человек; удмурты – 20 человек. Построена выборка случайным образом и является независимой. Респондентам было предложено 30 характеристик, которые могут быть характерны для того или иного этноса. Каждый из испытуемых должен был решить, какая из 2 противоположных характеристик более подходит для данного этноса.

По результатам исследования такие автостереотипы у русских, как тревожность, раздраженность, прямолинейность и устремленность к достижению цели могут дать толчок для начала конфликта. А если к нему еще представить предпосылку и определить участника не как человека, а как носителя того или иного этноса, то конфликт разгорится еще больше. Также стоит отметить, что большинство характеристик автостереотипов и гетеростереотипов у русских совпадают. Однако тут также присутствуют такие конфликтные характеристики, как раздражительность, импульсивность и уязвимость. Удмурты, в свою очередь, видят в себе больше отрицательных характеристик относительно русских. Тут уже появляются такие черты, как депрессивность, застенчивость, которые сами по себе не конфликтны, но создается впечатление, что народ чувствует себя ущемленным, а именно это может перерасти сначала в негодование, а потом уже и в конфликт. Другими этносами удмурты оцениваются положительно, но те характеристики, вызывающие конфликты, присутствуют даже в оценке русскими и татарами. В автостереотипах татар нельзя выделить конфликтных характеристик, чего не скажешь о гетеростереотипах. Татар считают раздражительными и импульсивными, что дает основание полагать, что другие народы считают татар конфликтными. На данном этапе мы видим, что уже идет расхождения между тем, как видят себя сами татары и как видят их русские и удмурты. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотезы данного исследования подтвердились. Влияние стереотипов на сегодняшний день присутствует, но не в критических размерах. Нельзя сказать, что этносы враждебно настроены друг против друга, но некоторые конфликтогенные черты имеют место быть.

Об открытых столкновениях, основанных на стереотипных суждениях, сказать нельзя, но как толчок для развития межэтнического конфликта вполне возможно. Стереотипы могут повлиять не только на возникновение межэтнических конфликтов, но и на протекание всего конфликта в целом. Нельзя сказать, что именно стереотипное мышление станет основной или единственной причиной межэтнического конфликта, но если появляется предмет конфликта, то стереотипное мышление будет накалять конфликт и находить все новые и новые противоречия. Существуют разные методы преодоления стереотипного мышления, но в основном они направлены не на толпу, а на каждого индивида. В связи с этим не существует способа заставить какуюлибо группу начать мыслить по новому, без стереотипов, это выбор каждого из нас. Наиболее эффективными способами преодоления стереотипного мышления, а впоследствии и предупреждения межэтнических конфликтов, будут следующие: 1) введение в школьный курс предмета, направленного на изучение культур народов, проживающих в Российской Федерации. Чем больше мы знаем достоверной информации об этносах, которые нас окружают, тем меньше стереотипов в нас живет; 2) в коллективе, в котором тесно взаимодействуют представители нескольких этносов, обязательно должен быть специалист, которые смог бы распознать стереотипное мышление и помочь его преодолеть до того, как оно выльется в межэтнический конфликт. Таким специалистом может выступать как психолог, так и конфликтолог; 3) также одним из эффективных способов будет увеличение совместной деятельности людей разных этносов. Например, это может быть какой-то общий проект, который выполняют русский, татарин и удмурт вместе.

Чем больше они друг с другом контактируют, тем больше происходит осознание того, что стереотипное мышление может быть обманчивым; 4) в современном мире, человек наибольшую часть информации получает от СМИ. По этой причине, чтобы заставить наибольшую часть людей задуматься о стереотипном мышлении, нужно ввести социальную рекламу, которая хотя бы на минуту, но давала человеку подумать о том, что каждый человек индивидуален по-своему, и ему нельзя приписывать все характеристики этноса, к которому он относится; 5) также сейчас набирают популярность телепередачи, которые рассеивают мифы, которым многие верят. На наш взгляд, создание подобной передачи для рассеивания стереотипов о народах, проживающих на территории своей страны также является достаточно эффективным способом не только для преодоления стереотипного мышления, но и уменьшения межэтнических конфликтов в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс преодоления стереотипного мышления – это сложный этап приспособления человека к культуре другого этноса и интеграции с ним. Пока человек сам не захочет преодолеть стереотипы, присутствующие в его сознании, они останутся с ним. На групповом уровне мы можем лишь дать толчок человеку для переосмысления своих установок.

Процесс полного преодоления стереотипного мышления может пройти лишь тот, кто постоянно контактирует с другими этносами, живет в их «чужой» среде и культуре. Из данной работы можно сделать несколько основных выводов. Этностереотипы аккумулируют в себе исторический и культурный опыт группы. Большинство представлений о той или иной этнической общности переходят из поколения в поколение и базируются на исторической памяти. Этнические стереотипы формируются на основе сравнения. Человек неизбежно сопоставляет этническую группу, к которой он принадлежит, с «чужой» группой. Так рождается представление о качествах другого этноса или народа, и формируются симпатии и антипатии. Принадлежность к тому или иному этносу является аскриптивным видом социальной идентичности.

По этой причине можно определить высокий конфликтный потенциал, так как оскорбления, дискриминация или иные враждебные настроения, основанные на этнической принадлежности, будут восприниматься членами группы особенно напряженно. Стереотипы формируют модели поведения по отношению к членам других этнических групп. Действительно, базируясь на стереотипных представлениях о каком-либо народе или этносе, мы определяем свое дальнейшее взаимодействие с представителями этой общности. Здесь особую роль играет полярность этих стереотипов: позитивное или негативное отношение к этнической группе. В ходе конфликтного взаимодействия происходит обострение осознания своей этнической принадлежности, что способствует усилению стереотипных представлений. Такой процесс приводит к тому, что межэтнические границы укрепляются и выделяются, т. е. отличия между группами или их представителями становятся более явными. Это становится преградой на пути мирного урегулирования конфликта. Конфликт, в котором присутствуют негативные этностереотипы, имеет более агрессивный характер и в нем теряется основной предмет конфликта. На сегодняшний день влияние стереотипного мышления некритично, но существует некоторое напряжение между соседними этносами, которое может обострить межэтнический конфликт.

Существует множество способов преодоления стереотипного мышления, но большинство из них направлено на самосознание индивида. В связи с этим для преодоления негативного стереотипного мышления необходимо желание самого человека. Для снижения уровня влияния этнического стереотипного мышления следует пропагандировать в СМИ больше обоснованных фактов об этносах, а не предположений. Таким образом, наличие этнического стереотипа у акторов напряженного взаимодействия обуславливает влияние этого феномена на конфликт. Стереотипные представления, как правило, проявляются на поведенческом уровне только в условиях социальной напряженности или конфликтной ситуации. В связи с этим существует определенная трудность учета этнических стереотипов при предупреждении и урегулировании конфликта любого уровня.

Необходимо учитывать представления и образы противоборствующих сторон по отношению друг к другу, которые не всегда могут быть объективны и истинны в полной мере. Можно заключить, что в условиях современных процессов необходим учет этнических стереотипов при профилактике и урегулировании конфликтов. Часто данный фактор теряют из вида, так как он не всегда имеет под собой объективные основания. Это может привести к расширению территориальных и временных рамок конфликта, а также его обострению и впоследствии усложнению процесса разрешения.

Литература 1. Липманн У. Общественное мнение / У. Липманн; пер. с англ. Т.М. Барчуновой. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с. 2. Засурский Я.Н. Техника дезинформации и обмана / Я.Н. Засурский. – М.: Мысль, 1978. – 246 с. 3. Шевелева И.П. Этнический стереотип как феномен культуры. – URL: http://dspace.nbuv. gov.ua/bitstream/handle/123456789/73785/20-Shevelyeva.pdf?sequence=1 (дата обращения: 05.04.2018). 4. Кашин В.Б. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации / В.Б. Кашин, Е.М. Смоленцева. – URL: https://web.archive.org/web/20100228194828/http:// kachkine.narod.ru/Articles2006/2005KashkinSmolent sevaTaboo.htm (дата обращения: 05.04.2018).

Манашева С.А.



Другие новости и статьи

« После Рима

Специфика освещения международных проблем на радиостанциях «Эхо москвы» и «Вести FM» »

Запись создана: Среда, 26 Июнь 2019 в 18:05 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы