21 Июль 2019

Характеристика основных административно-правовых средств противодействия коррупции в Вооруженных Силах

#коррупция#РФ#Россия

Как показывает практика, центральное место в системе разнообразных средств противодействия коррупции в Вооруженных Силах занимают правовые средства, которые представляют собой нормативно-правовые предписания, содержащиеся в военном законодательстве и законодательстве о противодействии коррупции, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным проявлениям, возникающим в сфере обороны и военной безопасности государства, с целью устранения данных проявлений и (или) минимизации их негативных последствий. Специфика применения этих средств в условиях воинской деятельности обусловлена основными началами (принципами) военного права: единоначалие, беспрекословность воинского повиновения, централизация управления военной организацией государства, категоричность и детальная регламентация воинских отношений и др.

В зависимости от отраслевой принадлежности применяемых правовых норм различают гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые средства противодействия коррупции в Вооруженных Силах. В военном управлении применяются, в основном, методы юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления, свойственные предмету административного права. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Следовательно, складывается такой механизм правового регулирования, который не является результатом взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых. Данное обстоятельство позволяет прийти к выводу, что противодействие коррупции в Вооруженных Силах осуществляется, главным образом, посредством применения административно-правовых средств.

Административно-правовым средствам отводится ключевая роль в системе противодействия коррупции в Вооруженных Силах, поскольку основная нагрузка правоприменителя в этой сфере связана с использованием внутриорганизационного потенциала органов военного управления. Это обусловлено распространением административно-правового регулирования на порядок осуществления указанными органами управленческой деятельности. Если роль уголовно-правовых средств состоит в том, чтобы наказать коррупционера, применить к нему меры уголовно-правовой репрессии, то роль административно-правовых средств заключается в ликвидации или хотя бы сведению к минимуму условий, с которыми связано распространение коррупции в Вооруженных Силах.

Число административно-правовых средств противодействия коррупции довольно велико. К наиболее важным из них можно отнести следующие нормативные предписания административно-правового характера, которые предусмотрены антикоррупционным законодательством, а также законодательством о военной службе и о статусе военнослужащих.

1. Формирование в среде военнослужащих нетерпимости к коррупционному поведению.
2. Осуществление антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
3. Рассмотрение в органах военного управления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
4. Осуществление контроля за доходами и расходами военнослужащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Развитие институтов общественного контроля за соблюдением в Вооруженных Силах законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
6. Законодательное установление антикоррупционных ограничений, запретов и дополнительных обязанностей, связанных с прохождением военной службы.
7. Реализация мер дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Рассмотрим следующие из перечисленных выше административно-правовых средств противодействия коррупции более подробно.
1. Формирование в среде военнослужащих нетерпимости к коррупционному поведению (п. 1 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Как показывает практика, коррупция может существовать только тогда, когда коррупционная деятельность для конкретного человека попадает в разряд целесообразной деятельности. При этом важное значение для объяснения терпимости общественного сознания к коррупции имеет психологическая склонность любого человека к оправданию совершаемых им противоправных или сомнительных с точки зрения морали действий стремлением, например, к обеспечению благоприятных условий жизни своей семье, что "все так делают", что "иным путем продвинуться по службе невозможно" и т.п.
Важно отметить, что формирование у военнослужащих нетерпимости к коррупционному поведению нельзя сводить только лишь к разъяснительным, пропагандистским мероприятиям. Речь идет о долгосрочной, целенаправленной политике формирования у военнослужащих антикоррупционного правосознания, т.е. совокупности взглядов, идей, чувств, эмоций, ценностных установок и стереотипов, определяющих адекватное восприятие правовых норм в сфере противодействия коррупции, обуславливающих нравственное отторжение коррупции, препятствующих совершению коррупционных правонарушений и формирующих направленность личности на деятельность по противодействию коррупции. Формирование антикоррупционного правосознания является одной из ключевых мер в выработке нетерпимого отношения к коррупции как в целом в государстве, так и в Вооруженных Силах в частности.

2. Осуществление антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Актуальность и востребованность данного административно-правового средства противодействия коррупции в Вооруженных Силах обусловлена наличием в законодательстве, регулирующем сферу обороны страны, значительного числа коррупциогенных факторов*(124).
Целями антикоррупционной экспертизы являются:
- выявление в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов и норм (дефектов норм), создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) решений;
- выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов и устранению (коррекции) коррупциогенных норм;
- выработка рекомендаций по включению в текст нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) превентивных антикоррупционных норм.

3. Осуществление контроля за доходами и расходами военнослужащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 6, ст. 8, 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Контроль за доходами и расходами осуществляется в отношении не всех военнослужащих, а только тех из них, которые замещают воинские должности, исполнение обязанностей по которым сопряжено с повышенными коррупционными рисками. Коррупциогенность воинской должности представляет собой наличие в полномочиях, предоставленных лицу, занимающему данную воинскую должность, потенциальных возможностей для коррупционного поведения, выражающегося в принятии данным лицом не предусмотренных законом материальных и иных благ и преимуществ путем противоправного использования своего должностного положения.
На практике такой контроль осуществляется путем возложения на военнослужащих, замещающих должности, включенные в перечни, утверждаемые Министром обороны Российской Федерации, обязанности ежегодно представлять по установленной форме в кадровый орган сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, указанные военнослужащие обязаны в случае, если их расходы в текущем году превысят совокупные доходы семьи за последние три года, дополнительно представить сведения о расходах.

4. Развитие институтов общественного контроля за соблюдением в Вооруженных Силах законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (п. 6 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции).
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Координацию взаимодействия гражданского общества с органами военного управления и общественного контроля за соблюдением в Вооруженных Силах законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции осуществляет Общественный совет при Минобороны России, образованный в 2006 г. Его задачей является содействие Министерству обороны Российской Федерации в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, организаций, органов государственной власти при решении вопросов в сфере деятельности Минобороны России.
5. Законодательное установление антикоррупционных ограничений, запретов и дополнительных обязанностей, связанных с прохождением военной службы (ст. 7.1, 8, 8.1, 9, 11, 12, 12.3, 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции"; п. 7 ст. 10, ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; ст. 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Совокупность указанных ограничений, запретов и дополнительных обязанностей представляют собой своего рода антикоррупционные стандарты служебного поведения военнослужащих.
Запреты как административно-правовые средства противодействия коррупции в широком смысле слова представляют собой установленные государством нормативные либо индивидуально-властные требования императивного характера, которые под угрозой привлечения к юридической ответственности возлагают на военнослужащих Вооруженных Сил обязанность воздерживаться от деяний, создающих угрозу обеспечению обороны страны и безопасности государства, нарушающих права, свободы и законные интересы человека и гражданина. В антикоррупционном смысле запреты представляют собой установленные антикоррупционным и военным законодательством предписания властного характера, под угрозой наказания предписывающие военнослужащим воздерживаться от совершения запрещенных действий. Число таких запретов довольно велико: по нашим подсчетам в различных законодательных актах содержится не менее 40 норм запретительного характера, касающихся военнослужащих (подробный анализ запретов и ограничений как элементов правового статуса военнослужащих дан в гл. 6 настоящей книги).

Что касается дополнительных обязанностей военнослужащих, специально установленных в целях предупреждения фактов коррупции, то к ним можно отнести следующие обязанности:
- представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- сообщать командиру (начальнику) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по недопущению возникновения и предотвращению такого конфликта;
- уведомлять командование, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей государственный орган или иную организацию, в которых указанные лица проходят военную службу.
6. Реализация мер дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения законодательства о противодействии коррупции (п. 4 ст. 6, п. 8 ст. 8, п. 3 ст. 8.1, п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 11, ст. 13, ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Системный анализ действующего законодательства позволяет отнести к числу дисциплинарных проступков, связанных с нарушением норм антикоррупционного законодательства, следующие противоправные деяния, совершаемые военнослужащими:
1) непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) непредставление сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях, установленных Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
3) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
4) невыполнение военнослужащим обязанности уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;
5) невыполнение военнослужащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) невыполнение военнослужащим обязанности уведомлять командование о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей;
7) нарушение военнослужащим ограничений и запретов, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения определен ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где указано, что взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом следующих особенностей.

1. Взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются к военнослужащим на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в аттестационную комиссию, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий за коррупционные проступки учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к военнослужащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается подп. "д.1" или "д.2" п. 1 либо подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
5. Копия акта о применении к военнослужащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается военнослужащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
6. Военнослужащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
7. Если в течение одного года со дня применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения, военнослужащий не был подвергнут взысканию, за исключением увольнения с военной службы, он считается не имеющим взыскания.

В. Корякин

Другие новости и статьи

« Расчеты за воинские перевозки

Загадки «начального периода» »

Запись создана: Воскресенье, 21 Июль 2019 в 20:28 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика