22 Июль 2019

Организационно-правовые основы противодействия коррупции в Вооруженных Силах

#коррупция#РФ#Россия

Противодействие коррупции в Вооруженных Силах представляет собой деятельность органов военного управления и их должностных лиц, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Вооруженных Силах основывается на следующих основных принципах.
1. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Законность.
3. Публичность и открытость деятельности органов военного управления.
4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
7. Сотрудничество органов военного управления с институтами гражданского общества.
Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина как принцип противодействия коррупции означает:
- во-первых, то, что борьба с коррупцией в Вооруженных Силах и в обществе в целом важна не сама по себе, а имеет ценность в той мере, в какой она обеспечивает реализацию и защиту основополагающих, признанных мировым сообществом политических, социально-экономических и культурных прав военнослужащих, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
- во-вторых, при реализации мер по противодействию коррупции, выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах должны быть в полной мере обеспечены гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 46-53) права военнослужащих: на судебную защиту их прав и свобод; на получение квалифицированной юридической помощи; право пользоваться помощью адвоката (защитника); право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Законность в широком смысле означает принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Применительно к сфере противодействия коррупции в Вооруженных Силах под законностью следует понимать неуклонное и точное выполнение органами военного управления, должностными лицами, всеми военнослужащими требований антикоррупционного законодательства; это государственно-правовой режим, утверждающий антикоррупционный правопорядок, четкую организацию жизни и деятельности Вооруженных Сил, систему контроля и надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства, пресечение коррупционных правонарушений, восстановление законных прав военнослужащих и воинских частей.
Важнейшим принципом противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов военного управления. Правовую основу реализации данного принципа составляет Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Согласно ст. 6 указанного законодательного акта доступ к информации о деятельности государственных органов, включая Минобороны России, может обеспечиваться следующими способами.
1. Обнародование (опубликование) государственными органами самоуправления информации о своей деятельности в СМИ.
2. Размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети "Интернет".
3. Размещение государственными органами информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах.
4. Ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды.
5. Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов государственных органов (например, на заседаниях коллегии Минобороны России).
6. Предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности государственных органов.
7. Другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Доступ к информации о деятельности органов военного управления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Реализуя указанные законодательные положения, Минобороны России на своем официальном сайте в сети "Интернет" (http://mil.ru/) в режиме открытого доступа разместило и постоянно обновляет значительный массив информации обо всех сторонах повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. На указанном сайте имеется специальный раздел "Противодействие коррупции", в котором размещена разнообразная информация об антикоррупционной деятельности в военном ведомстве.
Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений как принцип противодействия коррупции в Вооруженных Силах заключается в том, что лицо, совершившее коррупционное правонарушение, подлежит наказанию в безусловном порядке (более подробно содержание данного принципа раскрыто в предыдущей лекции).
Успешная реализация целей и задач противодействия коррупции в Вооруженных Силах в значительной степени зависит от умения органов военного управления обеспечить комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции.
Термин "комплексность" (от лат. complexus - связь) означает полноту, системность, взаимоувязанность анализа, планирования, управления какой-либо деятельностью. Применительно к сфере противодействия коррупции в Вооруженных Силах это означает одновременное применение:
1) политических мер, включающих разработку основных направлений антикоррупционной политики в военной организации государства, принятие решений, выражающих стремление и волю политического и военного руководства к изменению существующего положения дел в сфере противодействия коррупции.
2) организационных мер, включающих разработку планов и программ антикоррупционной деятельности; постановку задач органам военного управления и должностным лицам; создание специальных органов, предназначенных для реализации антикоррупционных мер; осуществление постоянного контроля и надзора в данной сфере и др.;
3) информационно-пропагандистских мер, направленных на формирование у личного состава нетерпимости к коррупции; информирование о мерах, принимаемых в сфере противодействия коррупции; доведение до личного состава содержания принимаемых правовых актов по антикоррупционной проблематике, их комментирование и разъяснение;
4) социально-экономических мер, направленных на обеспечение надлежащего уровня жизни военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, установление достойного размера денежного довольствия и заработной платы, полная реализация социальных гарантий, установленных законодательством;
5) правовых мер, включающих нормотворческую деятельность в сфере противодействия коррупции, установление и реализацию антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов; реализацию мер юридической ответственности за коррупционные правонарушения;
6) специальных мер, означающих применение в сфере противодействия коррупции гласных и негласных методов оперативно-розыскной деятельности (опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент)*(122).
В антикоррупционной деятельности органов военного управления должно быть обеспечено приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению ее причин коррупции (профилактика коррупции).
Профилактика коррупции представляет собой совокупность мер упреждающего воздействия, цель которых заключается в недопущении совершения коррупционных правонарушений, предупреждении появления новых форм коррупции, их количественного и качественного изменения.

В научной литературе выделяются два основных направления в предупреждении коррупции: социальное и ситуативное*(123). К первому направлению относятся меры контрольно-надзорного и воспитательного характера, применяемы к лицам, наиболее уязвимым с точки зрения возможного совершения актов коррупции. К таким лицам относятся военнослужащие, государственные гражданские служащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие должности, исполнение обязанностей по которым связано с коррупционными рисками.

Второе, ситуативное направление заключается в создании условий, позволяющих предотвратить совершение коррупционных правонарушений или не допустить возможности реализации противоправных намерений. Это относится к формированию соответствующей правовой базы, созданию организационных основ, социально-экономических, информационных, технических и методических механизмов противодействия совершению коррупционных правонарушений. Сюда следует отнести антикоррупционные институты и механизмы, установленные законодательством о противодействии коррупции, о государственной службе, в том числе о военной службе.
Немалый антикоррупционный потенциал содержит принцип сотрудничества органов военного управления с институтами гражданского общества, которое представляет собой сферу самодеятельности свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимую от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Основными формами взаимодействия институтов гражданского общества с органами военного управления и их должностными лицами являются:
1) участие представителей институтов гражданского общества в работе совещательных, координационных, экспертных советов и антикоррупционных комиссий либо образованных при них рабочих группах;
2) участие представителей институтов гражданского общества в совместных мероприятиях по осуществлению антикоррупционного аудита и контроля за ходом и результатами реализации антикоррупционной политики в Минобороны России;
3) обмен информацией о состоянии коррупции в военной организации государства и о результативности реализации мер противодействия коррупции;
4) участие представителей органов военного управления в работе специализированных антикоррупционных общественных организаций;
5) осуществление независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов Минобороны России.
Как указано выше, наибольший эффект в противодействии коррупции может дать предупредительная (профилактическая) деятельность.
Профилактика коррупции в Вооруженных Силах осуществляется путем применения следующих основных мер.
1. Формирование в среде военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил нетерпимости к коррупционному поведению.
2. Осуществление антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
3. Рассмотрение в органах военного управления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
4. Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение воинских должностей и должностей государственной гражданской службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
5. Установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего воинскую должность, должность государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
6. Внедрение в практику кадровой работы органов военного управления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение военнослужащим, государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского звания, классного чина или при его поощрении.
7. Развитие институтов общественного контроля за соблюдением в Вооруженных Силах законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности органов военного управления по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах;
2) создание механизма взаимодействия органов военного управления с общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в Вооруженных Силах негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры органов военного управления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для военнослужащих и лиц гражданского персонала единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в сфере обеспечения обороны страны и военной безопасности государства;
6) унификация прав военнослужащих, государственных гражданских служащих, а также устанавливаемых для указанных лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности Минобороны России;
8) обеспечение независимости военных СМИ;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности военных правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения военной и государственной гражданской службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд обороны и военной безопасности государства;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования военного имущества, государственных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;
16) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц в органы военного управления;
17) повышение ответственности органов военного управления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
18) оптимизация и конкретизация полномочий органов военного управления и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Организационную основу противодействия коррупции составляет определение полномочий и распределение функций в данной сфере органов государственной власти и должностных лиц.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" эти полномочия определены следующим образом:
1. Президент Российской Федерации:
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
5. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица информируют подразделения кадровых служб Минобороны России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения военнослужащими, государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
6. Органы по координации деятельности в области противодействия коррупции при получении данных о совершении коррупционных правонарушений передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
7. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
8. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации".
В структуре Администрации Президента Российской Федерации функционирует Управление по вопросам противодействия коррупции, образованное Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 878. Основными задачами данного Управления являются:
- участие в обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов;
- содействие Президенту Российской Федерации в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции;
- обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своей компетенции - деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
- обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
В целях координации деятельности по реализации антикоррупционной политики Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, основными задачами которого являются:
1) подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
3) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Совет для решения возложенных на него основных задач запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

В Минобороны России центральным органом военного управления, на который возложена организация антикоррупционной деятельности является Главное управление кадров Минобороны России (ГУК МО), которое выполняет в данной сфере следующие функции и полномочия.

1. Организация деятельности комиссии Минобороны России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
2. Оказание военнослужащим и лицам гражданского персонала консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", а также с уведомлением в установленном порядке Министра обороны Российской Федерации или статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения военнослужащими и лицами гражданского персонала коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. Проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, военнослужащими и лицами гражданского персонала, претендующими на замещение должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Минобороны России, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, и военнослужащими и лицами гражданского персонала в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности в Минобороны России, ограничений при заключении ими после увольнения (ухода) с государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Подготовка в соответствии со своей компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции.
5. Проведение проверок соблюдения в Вооруженных Силах антикоррупционного законодательства, проведения должностными лицами органов военного управления разбирательств, служебных проверок по фактам нарушения законности и профилактики коррупционных и иных правонарушений.
6. Взаимодействие в установленном порядке с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
На заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления возложено выполнение следующих функций в сфере противодействия коррупции.

1. Обеспечение соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнение ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
2. Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе.
3. Обеспечение деятельности аттестационных комиссий при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
4. Обеспечение реализации военнослужащими и лицами гражданского персонала обязанности уведомлять статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
5. Организация правового просвещения военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.
6. Проведение разбирательств в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших коррупционные и иные правонарушения.
7. Определение в подчиненных подразделениях должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В целях обеспечения координированных действий органов военного управления по выработке и реализации системы мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию в Вооруженных Силах, в Минобороны России образован Совет при Министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 октября 2016 г. N 643.
Указанный Совет является совещательным органом при Министре обороны Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия Министру обороны Российской Федерации в реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Основными задачами Совета являются:
1) анализ и оценка эффективности принимаемых мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в Минобороны России, выработка предложений Министру обороны Российской Федерации по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений среди должностных лиц Минобороны России;
2) подготовка предложений Министру обороны Российской Федерации по организации работы по совершенствованию соответствующих правовых актов в сфере противодействия коррупции;
3) предварительное рассмотрение соответствующих проектов правовых актов Минобороны России, касающихся вопросов противодействия коррупции, и подготовленных в установленном порядке;
4) обсуждение итогов реализации плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В. Корякин

Другие новости и статьи

« Основные даты жизни и деятельности Минина и Пожарского

Владения Лжедмитрия II стремительно сокращались »

Запись создана: Понедельник, 22 Июль 2019 в 12:24 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика