Право жалобы военнослужащего и организационно-правовые средства его реализации



Право жалобы военнослужащего и организационно-правовые средства его реализации

oboznik.ru - Перевод к новому месту службы в связи с плановой заменой
#служба#военнаяслужба#военноеправо

Право граждан, включая военнослужащих, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, возмещение причиненного морального и материального вреда закреплены в ст.ст. 24, 33, 46, 52, 53, 55 и ряде других статей Конституции Российской Федерации. Закрепление прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации является важным конституционно-правовым средством их защиты и одной из организационно-правовых гарантий их обеспечения.

Реализация права на обращение исключает возможность преследования граждан со стороны государства за коллективные или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Право жалобы военнослужащих является составной частью конституционного права граждан на защиту своих прав и свобод и включает право обращений с жалобой в государственные органы; право на обжалование в суд неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц; право на обращение с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Из указанного определения вытекает три основных способа реализации военнослужащими права жалобы:
- внесудебный порядок, т.е. обращение военнослужащего с жалобой в государственный орган, к должностному лицу, вышестоящему в порядке подчиненности тем, чьи действия обжалуются (административный порядок); обращение с жалобой в специально учрежденные государственные органы, компетентные рассматривать жалобы граждан.
- судебный порядок, т.е. обращение военнослужащего с заявлением об обжаловании неправомерных действий в органы судебной власти Российской Федерации;
- международный порядок, т.е. обращение военнослужащего с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (наиболее известным из них является Европейский Суд по правам человека).
Право жалобы рассматривается в качестве средства обеспечения законности в Вооруженных Силах в том смысле, что правильно и своевременно реагируя на обоснованные обращения военнослужащих и других граждан, суды, государственные органы, органы военного управления устраняют нарушения законности в отношении конкретных лиц, восстанавливают их права. Взятые в совокупности, указанные акты реагирования официальных органов на жалобы и обращения способствуют укреплению режима законности в Вооруженных Силах.

Основным нормативным правовым актом федерального уровня по вопросу организации работы с обращениями граждан в государственных органах является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Особенности рассмотрения обращений в органах военного управления урегулированы гл. 6 ДУ ВС РФ, а также ведомственными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Согласно указанным правовым актам при рассмотрении обращения государственным органом, органом военного управления или воинским должностным лицом военнослужащий, подавший обращение, имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением случаев, специально оговоренных в законе), уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Законодательно установлен категорический запрет преследования военнослужащих и других граждан в связи с их обращениями в государственные органы, органы военного управления или к должностным лицам с критикой деятельности указанных органов или должностных лиц либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. При этом сделана оговорка о том, что не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в другой орган или другому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Каждый командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам и несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие по ним соответствующих мер. Командир (начальник) обязан: - обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления и подчиненными ему должностными лицами; - принимать и в пределах предоставленных ему прав в установленные сроки

разрешать*(119) обращения заявителей; - внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости истребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения; - принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; - рассмотреть полученное обращение и если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); - если прав, предоставленных командиру (начальнику), недостаточно для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в семидневный срок направить обращение вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в установленном порядке; - принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях; - сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения о правовом разрешении поставленных вопросов; - предоставлять полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы. Запрещается пересылать обращения на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении обращения в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель. Законодательно установлены шесть основных случаев, когда ответ на письменное обращение может не даваться:

1) если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Однако если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в органы прокуратуры и правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией; 2) если в обращении обжалуется судебное решение. Такое обращение возвращается лицу, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения; 3) если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Такое обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом; 4) если текст письменного обращения не поддается прочтению. Ответ на такое обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган военного управления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается лицу, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению; 5) если в письменном обращении содержится вопрос, на который автору многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми

обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае соответствующие должностные лица вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в одну и ту же организацию или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;

6) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. В данном случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Важнейшей гарантией реализации права жалобы военнослужащих является соблюдение сроков рассмотрения обращений. Законодательством установлены следующие сроки работы с письменными обращениями граждан (см. рис.).

1. Регистрация обращения осуществляется в течение 3 дней с момента поступления в воинскую часть, в орган военного управления, воинскому должностному лицу. 2. Если решение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, то такое обращение в течение 7 дней со дня регистрации подлежит направлению в иную воинскую часть, в иной орган, иному должностному лицу.

О переадресации обращения обязательно уведомляется его автор. 3. Если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких воинских частей, органов военного управления или воинских должностных лиц, с такого обращения снимается необходимое количество копий, которые в течение 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам с запросом о представлении необходимых документов и материалов. Указанные воинские части, органы военного управления и воинские должностные лица в течение 15 дней со дня получения запроса обязаны представить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения. 4. Рассмотрение обращения, относящегося к компетенции данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации. 5. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в иные воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам о представлении необходимых документов и материалов, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.

О продлении срока обязательно уведомляется автор обращения. Наряду с письменной формой обращение может быть подано военнослужащим и в устной форме. Устные обращения подаются военнослужащими на личном приеме командирами (начальниками), а также на опросе, проводимом в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил при инспектировании войск (сил) и при приеме дел и должности вновь назначенными командирами воинских частей. Прием граждан проводится командирами (начальниками) воинских частей или уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Прием проводится в помещениях, свободных для доступа граждан и не требующих оформления специальных документов для организации приема. При отсутствии таких помещений в часы приема обеспечивается свободный проход граждан, прибывших на личный прием. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Ответ на обращение, поданное при личном приеме, дается гражданину при его согласии устно в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленные сроки.

Поданные при личном приеме письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений. Если при личном приеме граждан ставятся вопросы, не относящиеся к ведению воинской части (компетенции должностного лица), то гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться. Прием граждан руководящими и иными должностными лицами Минобороны России ведется в установленные дни недели по графикам, ежеквартально утверждаемым Министром обороны Российской Федерации. Запись на прием и организация приема граждан обеспечиваются специально образованным для этих целей структурным подразделением - Управлением Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приемной Министра обороны Российской Федерации). Указанный центральный орган военного управления предназначен для организации работы по обеспечению рассмотрения обращений граждан, поступивших в Минобороны России, и контроля их рассмотрения. Управление решает следующие задачи. 1. Обеспечение рассмотрения обращений граждан, поступивших в Минобороны России, поручений по обращениям граждан, поступившим из Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации,

разрешение которых находится в компетенции Минобороны России. 2. Организация приема граждан руководящими и иными должностными лицами Минобороны России. 3. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, поступивших в Минобороны России, анализ и подготовка информационно-аналитических материалов и ведение информационно-справочной работы по обращениям, поступившим в Минобороны России. 4. Совершенствование работы и оказание методической помощи органам военного управления по вопросам рассмотрения обращений, поступивших в Минобороны России, в том числе отделам по работе с обращениями граждан, входящим в состав объединенных стратегических командований военных округов и командований родов войск.

Важнейшим государственным органом, образованным для рассмотрения обращений граждан, включая военнослужащих и действенным средством контроля за соблюдением прав человека в Вооруженных Силах является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В отечественном законодательстве этот институт впервые получил закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 103). Деятельность Уполномоченного по правам человека регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Согласно указанному закону должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Эффективным механизмом обеспечения законности в военной организации государства является институт судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в сфере обороны страны. Конституция Российской Федерации (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, нарушающие права и свободы граждан и их объединений, могут быть обжалованы в суд. Система судебной власти является основным звеном единого универсального механизма защиты прав военнослужащих. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть, согласно указанному Федеральному закону, обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. К действиям (решениям) государственных органов, органов военного управления, должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Для обращения в суд устанавливаются следующие сроки.

1. Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. 2. Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение. Установив обоснованность заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование военнослужащего, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность заявления, суд определяет ответственность государственного органа, органа военного управления или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод военнослужащего.

В отношении воинских должностных лиц, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, вплоть до представления о его увольнении с военной (государственной гражданской) службы. Ответственность может быть возложена как на тех лиц, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений). Убытки, моральный вред, нанесенные военнослужащему признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод военнослужащего, он отказывает в удовлетворении заявления. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры принудительного исполнения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как показывает практика, военнослужащие Российской Федерации довольно активно используют и такой инструмент защиты и восстановления нарушенных прав, как обращение в Европейский Суд по правам человека. Для обращения в Европейский Суд по правам человека необходимы следующие условия.

1. Суд рассматривает жалобы, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и Протоколами к ней.

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего указанную Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством*(120). 3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются.

4. В качестве определяющего условия принятия жалобы к рассмотрению является исчерпание всех внутригосударственных правовых средств защиты.

5. Суд может принять дело к рассмотрению только в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Европейский Суд по правам человека не рассматривает жалобы, которые: - являются анонимными; - являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом рассмотрения другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации; - являются необоснованными; - представляю собой злоупотребление правом подачи жалобы. Решения Европейского Суда по правам человека, принятые по результатам рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации, являются обязательными для всех государственных органов, организаций и должностных лиц и не требуют дополнительного санкционирования отечественными судами.

В. Корякин



Другие новости и статьи

« Развитие демократии в России: проблемы и перспективы

Значение сметы Министерства обороны как основного плана финансового обеспечения армии и флота »

Запись создана: Суббота, 27 Июль 2019 в 9:50 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы