5 Август 2019

Наемничество и деятельность частных военных компаний в вооруженных конфликтах

oboznik.ru - Cовременное понимание войны и агрессии
#чвк#война#военныеконфликты

Участие сотрудников частных военных компаний в вооруженных конфликтах поднимает дискуссионный вопрос об их правовом статусе и законности их деятельности. В статье анализируются положения ст.47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), Международной конвенции по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., а также ст.359 Уголовного кодекса РФ с целью оценки их эффективного применения к ЧВК.

Автор приходит к выводу о том, что ЧВК представляют новую форму наемничества, однако государствами ведется работа по правовому регулированию их деятельности в вооруженных конфликтах как на национальном, так и международном уровнях.

Ключевые слова:частные военные компании, наемник, наемничество, вооруженный конфликт, уголовное право.

В современных вооруженных конфликтах принимают участие не только военнослужащие национальных вооруженных сил, но и сотрудники частных военных компаний (ЧВК). Их правовой статус до настоящего времени не определен ни в международном праве, ни в национальном праве государств, привлекающих ЧВК для выполнения военизированных и охранных услуг. На практике сотрудники ЧВК принимают непосредственное участие в военных действиях, подвергая себя смертельному риску наравне с комбатантами. Законность такой практики представляет собой дискуссионный вопрос.

В Российской Федерации деятельность ЧВК остается в «серой зоне» правового регулирования. В средствах массовой информации, а также в работах отечественных ученых обсуждается вопрос участия российских граждан в вооруженных конфликтах со стороны ЧВК на территории Украины, Сирии, Ливии, Венесуэлы. Являются ли сотрудники ЧВК законными участниками вооруженного конфликта, либо их можно квалифицировать в качестве наемников? В международном праве критерии для квалификации в качестве наемника содержатся в статье 47 Дополнительного протокола Iк Женевским конвенциям 1949 г.1Наемник не обладает статусом комбатанта и военнопленного, не имеет правовых гарантий. Вместе стем, на практике применение этой нормы существенно затруднено, ввиду ее кумулятивного характера: все критерии,указанные в статье должны соблюдаться в совокупности.Действия сотрудников ЧВК совпадают лишь с некоторыми критериями.

Так, доказательством специальной вербовки для участия в вооруженном конфликте может послужить контракт, заключенный между ЧВК и государством, однако такие контракты, как правило, засекречены в интересах национальной безопасности. Кроме того, у сотрудников ЧВК обычно отсутствует гражданство либо постоянное место жительство на территории принимающего государства, также они не включаются в личный состав вооруженных сил.

Однако наличие таких отдельных критериев недостаточно для признания их наемниками. Пересечение сотрудниками ЧВК границы иностранного государства без официального направления от имени государства с целью участия в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение может быть воспринято как нарушение норм национального права. Применение Международной конвенции по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.2 (Конвенция 1989 г.), а также Конвенции Организации Африканского Единства о ликвидации наемничества в Африке 1977 г.3(Конвенция 1977 г.) также носит ограниченный характер, ввиду того, что не все государства ратифицировали Конвенцию 1989 г., в т.ч.Россия, а Конвенция 1977 г. носит региональный характер. В Российской Федерации действия сотрудников ЧВК могут быть квалифицированы как наемничество в соответствии со ст.359 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Согласно примечанию статьи наемником является лицо, которое участвует в вооруженном конфликте или военных действиях в целях получения материального вознаграждения, и не направляется от имени государства для исполнения официальных обязанностей.При этом он не является гражданином государства, на территории которого происходит вооруженный конфликт, и не проживаеттам постоянно. Ввиду того, что в России отсутствуетспециальный закон, разрешающийучастие ЧВК в вооруженных конфликтах, выполнение физическим лицомработы в интересах компаний, позиционирующих себя таковыми, может быть квалифицировано в некоторых случаях как наемничество. Сотрудники компаний не посылаются официально от имени государства для выполнения поставленных задач –контракт с ними заключает компания. Если сотрудникне проживает постоянно на территории принимающегогосударства, либо у него отсутствует гражданство этого государства, то его действия подпадают под один из критериев, позволяющих квалифицировать его как наемника.

При этом российское уголовное законодательство квалифицирует лицо в качестве наемника даже втом случае, если физическое лицо принимает участие в вооруженном конфликте. По смыслу Международной конвенции 1989 г. одним из критериев наемника является его непосредственное участие в военных действиях.Согласно Руководствупо толкованию понятия в свете международного гуманитарного права, разработанному Международным комитетом Красного Креста, лица принимают непосредственное участие в военных действиях, если «осуществляют акты, направленные на поддержку одной стороны в конфликте путем прямого причинения вреда другой стороне, либо прямо влекущие гибель, ранения или разрушения, либо наносящие прямой ущерб военным операциям илиобъектам противника».

Таким образом, российское уголовное законодательство запрещает не только непосредственное участие в военных действиях, но и любое другое участие в вооруженном конфликте.Изучением проблем, связанных с привлечением наемников к уголовной ответственности, и оценкой их роли в развитии вооруженных конфликтов занимается Комиссия по правам человека ООН.

Согласно докладам экспертов наемничество приобрело разнообразные формы. Для избежанияуголовной ответственности наемники трансформировались в корпоративные структуры. Частная военная компания, как юридическое лицо,заключает с заказчиком контракт об оказании военизированных и (или) охранных услугв зоне вооруженного конфликта. Для исполнения контракта компания нанимает работников, с которыми заключает трудовыеи гражданскоправовые договоры, вербуя их посредствомличного контакта и через социальные сети.Профессиональный отбор,в основном, осуществляется при наличии опытапрохождения военной службы.

Сегодня многие известные ЧВК оказывают военизированные и охранные услуги на основании контрактов с государствами, продвигая позицию о целенаправленном неучастии в военных действиях и использовании силы исключительно в рамках самообороны. Однако такие заявления далеки от реального положения и роли компаний в вооруженных конфликтах, сотрудники которых участвуют в боевых действиях.Ввиду этого, ряд исследователей предлагает запретить деятельность ЧВК под угрозой уголовного наказания за наемничество.

Позиция государств по этому вопросу неоднозначна. Проект Международной конвенции о деятельности частных военных и охранных компаний, разрабатываемый под эгидой ООН, признает деятельность ЧВК в вооруженных конфликтах законной до тех пор, пока сотрудники не принимают непосредственное участие в военных действиях. В России деятельность ЧВК не запрещена, однако у российских граждан, желающих участвовать в вооруженном конфликте посредством найма в такие компании, отсутствуют правовые гарантии по национальному законодательству.

Е.Е. Королькова

Другие новости и статьи

« Организация обеспечения продовольствием и обмундированием в первый год существования Красной Армии

Многодетные семьи военнослужащих авиабазы «Кант» получили субсидии на приобретение жилья »

Запись создана: Понедельник, 5 Август 2019 в 8:43 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика