5 Август 2019

К вопросу об актуальных проблемах борьбы с коррупцией в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

oboznik.ru - Юридические и социально-психологические аспекты коррупции в России
#коррупция#взятки#взяточничество#штраф#государство

В статье приведена характеристика современного состояния деятельности уполномоченных органов, направленной на борьбу с коррупцией в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выводы основаны на теоретических положениях современных исследований, а также на основе материалов правоприменительной практики.

Ключевые слова: закупки для государственных и муниципальных нужд, коррупция, бюджетная система, административная ответственность, уголовная ответственность.

На современном этапе российская система бюджетных закупок объективно является самой масштабной национальной системой в Европе.

Однако сочетание федерального, регионального и муниципального уровней в пределах обширной территории Российской Федерации (далее –РФ), субъектный состав, отсутствие единообразия правоприменительной практики способствует возрастанию рисков нарушения законодательства на любом из этапов функционирования общественных отношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Существенным пробелом юридическойдоктрины и практики является отсутствие общего понимания относительно анализа рисков как юридических фактов в системе закупок, отсутствуют разработанные на соответствующем уровне научные подходы к их оценке, первопричинам и локализации.

Целесообразно будет отметить, что в2016 годуправонарушенияв сфере государственных закупок, причинили ущерб бюджетной системе в размере двух триллионов рублей (расходы федерального бюджета, предназначенные на обеспечение данной сферы, составляли шестнадцать триллионов рублей). Кроме того, по результатам исследований, более 60% закупок осуществляются с нарушениями законодательства.

Таким образом, на федеральном уровне нарушения были установлены в 32,9% случаев, на муниципальном уровне –19,6% закупок осуществлялись с нарушением законодательства, на региональном уровне –8%1. Федеральным законом от 23.04.2018 No99ФЗ были криминализированы деяния, попадающие под составы преступлений, изложенных в диспозициях статей 200.4, 200.5 Уголовного Кодекса РФ (далее УК РФ) –злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок соответственно.Безусловное значение для квалификации деяния имеет сфера функционирования общественных отношений, а именно рынок государственных закупок, который характеризуется значительным масштабом распространения, характеромраспределения бюджетных средств между исполнителями.

Такие критерии не могли быть учтены органами, осуществляющими досудебное уголовное судопроизводство, и судом в полной мере при квалификации деяний по уголовному законодательству, действовавшему до апреля 2018 г.Также необходимо отметить особый субъектный состав –государственные и муниципальные органы, участники закупки (подавшие заявку на участие), исполнители государственного контракта, должностные лица органов, осуществляющих контроль в данной сфере. По действующему законодательству, субъектами преступления могут быть вменяемые физические лица. Однако неоднократно отечественными исследователями выдвигались предложения ввести в Уголовный кодекс РФ (далее –УК РФ) главу, регламентирующую условия наступления уголовной ответственности для юридических лиц.

Сторонники такой позиции предлагают заменить такой признак субъективной стороны как «вина» на категорию «отождествление или идентификацию». В защиту такой позиции приводится аргумент, чтогражданскои административноправовые санкции, применяемые к юридическим лицам, не способны в полной мере реализовывать превентивную функцию, а также восстановить социальную справедливость, загладить причиненный ущерб2.Кроме того, мошенничество в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд может быть совершено только посредством обмана. Общий состав мошенничества по ст.159 УК РФ, предполагает также и злоупотребление доверием.Относительно ситуации в сфере правонарушений на территории Челябинской области необходимо указать следующее. За последний квартал 2018 года по ч.1 и ч.2 ст.7.29 КоАП РФ было вынесено 4 и 6 постановлений соответственно.

Общая сумма штрафов по всем вынесенным постановлениям –125000 рублей (ч.1 ст.7.29 КоАП РФ) и 150000 рублей (ч.2 ст.7.29 КоАП РФ). Начальник отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России Долгополова К. А. отмечает, что деяния были совершены в форме заключения контрактов по пункту 9 части 1 статьи 93 ФЗ No44в отсутствие оснований (аварий, обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера).

В докладе были также отдельно выделены примеры постановлений о наложении штрафов за необоснованное заключение контрактов, предметом которых являлось содержание дорог на сумму более 70 млн. рублей. Таким образом, эффективной мерой являлось быужесточение административноправовой санкции, которую влечет за собой разработка такого контракта. Такая мера позволила бы предупредить риск нанесения ущерба бюджетной системе РФ уже на стадии приготовления правонарушения.

В качестве примеров нарушений в содержании извещения о проведении закупки (часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ –штраф 15 000 рублей) были приведеныотсутствие порядка предоставления обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта, требований к банковской гарантии; установление единых требований к участникам закупок по части 1 статьи 31 ФЗ No44 без конкретизации применительно к объекту закупок (пункты 35,7,7.1,9,10,11 части 1 статьи 31 ФЗ No44 обязательно устанавливаются во всех закупках вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пункты 1 и 8 части 1 статьи 31 ФЗ No44 предусматриваются исходя из объекта закупки); установление в извещении срока выполнения основного обязательства в виде фразы «другая периодичность».

За нарушения в содержании документации о закупке (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ –штраф 3 000 рублей) быловынесено 64 постановления, 58 из них о наложении штрафов, общая сумма наложенных штрафов составила 156 000 рублей3.Пределы материальных санкций по правонарушениям, за которые заказчики несут административную ответственность, в основной массе варьируется в размере от 3 000 до 50 000 и выше рублей.

В связи с тем, что средняя заработная плата государственных и муниципальных контрактных служб и контрактных управляющих выплачивается в размерах от 25 000 до 30 000 рублей в месяц, такие суммы являются значительными с учетом доходов потенциальных субъектов правонарушений. Однако количество совершаемых правонарушений свидетельствует о низкой эффективности применения штрафных санкций. В настоящий момент в административном праве в качестве санкции является дисквалификация, в уголовном –временное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Больший эффект имели бы такие административнои уголовноправовые санкции, которые влекли за собой постоянное лишение таких прав.Такжесилы должны быть направлены против недобросовестного выполнения уполномоченными органами функций по контролю, надзору и предотвращению нарушений в настоящей сфере. Закон не будет работать до тех пор, когда не будет разработан оптимальный подход к возникновению рисков совершения должностными лицами правонарушений. Необходимо совершенствовать систему оперативного реагирования на запросы граждан, демократизацию правительства через электронное участие гражданского общества, расширение количества и разнообразия государственных услуг, улучшение доступа к ним, а также переход к электронным закупкам.

Необходимо наиболее эффективно реализовывать принцип доступности правовой информации в виде докладов и отчетов должностных лиц, содержащих актуальные данные и практические выводы.Также коррупция обусловлена менталитетом и обычаями, сложившейся в России практикой управления.

Общепринятые традиции и обычаи в российском обществе имеют больший эффект, нежели нормы права, в связи с чем необходимо направить меры на формирование здорового общественного сознания, чему может поспособствовать, например, устранение формализма в сфере обучения в общеобразовательных учреждениях. Образовательная система должна работать таким образом, чтобысоответствовать воспитанию зрелой, личности с устойчивой гражданской позицией.

А. Е. Переверзева

Другие новости и статьи

« Соотношение преступлений и дисциплинарных проступков против военной службы

Система гражданско - патриотического воспитания в школе »

Запись создана: Понедельник, 5 Август 2019 в 19:21 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика