Главный распорядитель и распорядители бюджетных средств, их бюджетные полномочия

Система управления финансами – это совокупность всех элементов, обеспечивающих их функционирование. Система управления финансами включает в себя правовое и нормативное обеспечение, управляющую и управляемую подсистемы. Правовое и нормативное обеспечение и управляющая подсистема представляют собой финансовый механизм.
Управляющая подсистема финансового механизма включает в себя следующие элементы:
- организационные структуры управления финансами;
- кадры подразделений управления финансами;
- финансовые методы, приемы и способы;
- финансовые рычаги;
- информация финансового характера;
- технические средства управления финансами.
Процесс управления финансового механизма предусматривает воздействие на управляемую подсистему, включающую:
- источники финансовых ресурсов;
- финансовые ресурсы (фонды денежных средств);
- финансовые отношения.
Финансовый механизм воинской части – это совокупность способов, методов, рычагов экономического воздействия в процессе образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов для обеспечения оптимальных условий поддержания боевой готовности войск. Финансовый механизм является составной частью системы управления финансами и в свою очередь включает в себя три подсистемы:
1) способов правового регламентирования финансово-экономической деятельности и организационно-распорядительного воздействия на должностных лиц;
2) финансовых методов;
3) финансовых рычагов.
Первая подсистема «способов правового регламентирования финансово-экономической деятельности и организационно-распорядительного воздействия на должностных лиц» позволяет организовать и проводить в жизнь мероприятия, направленные на совершенствование финансовых отношений в войсковом звене. Она включает:
1) основные нормативные акты, регулирующие финансовые отношения (нормативные акты) – рассмотрим в третьем вопросе;
2) управление финансовым обеспечением в войсковом звене:
- представляет собой целенаправленное воздействие командиров и начальников войскового звена на процессы формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, осуществляемое через соответствующие органы управления и должностных лиц, которые используют выделенные ассигнования по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации. Целью ее является создание условий, необходимых для поддержания высокой боевой готовности воинских частей, а также на процессы их трудовой деятельности;
3) информационно-консультационные и методические подсистемы, которые включают информационно-правовые и консультационные продукты, базы данных, а также методические разработки по проведению ревизий и проверок, учебно-воспитательной работы, организации экономической работы, анализу и оценке достигнутых результатов, составлению отчетности и др.
Вторая подсистема «финансовых методов» включает совокупность приемов и способов экономического воздействия и обеспечивает определение объема и целевой направленности финансовых ресурсов, их оптимальное распределение между воинскими частями, рациональность использования и соблюдение законности, целесообразности и эффективности расходования ресурсов на всех этапах финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Данная система включает алгоритмы и варианты методик применения следующих элементов:
1) финансовое планирование и истребование денежных средств;
2) финансирование;
3) получение и хранение денежных средств;
4) строго целевое расходование;
5) бюджетный учет и отчетность;
6) финансовый контроль;
7) военно-экономический анализ;
режим экономии.
Третья подсистема «финансовых рычагов» обеспечивает единство интересов коллективов и отдельных участников процесса финансового обеспечения и включают ряд элементов, которые тесно связаны с двумя предыдущими подсистемами:
1) финансовые нормы и нормативы, контрольные суммы;
2) лимиты бюджетных обязательств, лимиты хранения наличных денег, лимиты расходов на служебные командировки;
3) финансовые резервы;
4) финансовые стимулы и санкции;
5) экономия финансовых ресурсов и др.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министр обороны Российской Федерации. Непосредственным исполнителем в центре является заместитель министра обороны.
Финансовые органы главного распорядителя бюджетных средств включают:
- Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;
- Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации;
- Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Распорядители бюджетных средств на местах и их финансовые органы:
- по территориальному принципу организации финансовых органов воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от подчиненности;
- по отраслевому принципу организации финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, с руководством финансовым обеспечением их командирами и начальниками.
Получателями бюджетных средств являются:
- воинские части, организации, учреждения Министерства обороны Российской Федерации центрального подчинения, имеющие свои штатные финансовые органы;
- прочие воинские части, организации, учреждения Министерства обороны Российской Федерации с открытием лицевого счета в отделениях федерального казначейства (ОФК) и имеющие свой штатный финансовый орган;
- управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, обслуживающие воинские части, организации, учреждения Министерства обороны Российской Федерации, не имеющих лицевых счетов в отделениях федерального казначейства и штатного финансового органа;
- Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр МО РФ».
Не являются участниками бюджетного процесса:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения.
Главный распорядитель бюджетных средств – федеральный орган государственной власти.
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) формирует и утверждает государственные задания;
10) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
11) отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
12) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Главным распорядителем средств, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета на очередной год для Министерства обороны, является Министр обороны России.
В центральном аппарате Минобороны России созданы органы военного управления – департаменты финансово-экономического блока, подчиненные заместителю Министра Обороны Российской Федерации, через которые Министр обороны выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Финансовые органы распорядителей бюджетных средств делятся на две группы:
1. По территориальному принципу организации финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от подчиненности;
2. По отраслевому принципу организации финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, с руководством финансовым обеспечением их командирами и начальниками.
1. По территориальному принципу организации финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от подчиненности:
(1) головные управления финансового обеспечения по военным округам, которые одновременно являются объединенными стратегическими командованиями (ОСК):
- ЗВО (УФО по г. Санкт-Петербург, Ленинградской области и республике Карелия);
- ЮВО (УФО по Ростовской обл.);
- ЦВО (УФО по Свердловской обл.);
- ВВО (УФО по Хабаровскому краю).
Созданы финансово-экономические службы военных округов:
а. Управление: заместитель командующего войсками военного округа (по ФЭР) - начальник службы; зам. начальника службы – начальник отделения ФЭС;
б. Финансово-экономическое отделение: старший офицер, главный экономист, ведущий экономист, которым оперативно подчинены Головное УФО МО РФ (по военному округу); отдел (обеспечения и контроля за размещением государственного заказа) округа; отдел (охраны труда и проведения специальной оценки условий труда) округа.
(2) территориальные финансовые органы по субъектам РФ, расположенных на территории четырех военных округов (по состоянию на 1 июля 2018 года действовало 35 управлений (отделов) финансового обеспечения:
- на территории ЗВО: ФКУ «УФО МО РФ» (12), «ОФО МО РФ (1);
- на территории ЮВО: ФКУ «УФО МО РФ» (5);
- на территории ЦВО: ФКУ «УФО МО РФ» (6), «ОФО МО РФ (6);
- на территории ВВО: ФКУ «УФО МО РФ» (5).
Основные виды деятельности и мероприятия финансового обеспечения войск (сил), реализуемые территориальными финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации определяются Положением, утверждаемым Министром обороны России.
Для всех управлений финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации установлена унифицированная штатная структура:
- управление;
- три отдела (организационно-плановый, финансирования и сопровождения контрактов; по расчетам с личным составом; учета и отчетности). В ряде УФО Министерства обороны Российской Федерации по субъекту РФ имеется четвертый отдел подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий;
- четыре отделения: по учету материальных средств воинских частей и учреждений; административное и документационного обеспечения; внутреннего аудита; юридическое;
- секретная часть.
С 2015 года в качестве структурных подразделений У(Отд.)ФО по субъекту РФ функционируют Финансово-расчетные пункты (ФРП). На основании приказа заместителя министра обороны, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил), руководитель территориального финансового органа своим приказом закрепляет финансово-расчетный пункт, группу материального учета или должностное лицо по ведению бюджетного учета за воинской частью и назначает должностное лицо, выполняющее функции главного бухгалтера воинской части. Создание сети финансово-расчетных пунктов позволило реализовать принцип приближения финансово-экономических органов к обслуживаемым воинским частям для оперативного взаимодействия с кадровыми органами и командирами воинских частей в целях максимального совершенствования механизма выплат денежного довольствия, надбавок и компенсаций личному составу и ведение учета материальных средств.
Для организации финансового обеспечения в мирное и военное время воинских частей и учреждений Ракетных войск стратегического назначения, Главного командования Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск введены финансово-экономические службы в штат:
Главного командования ВКС (помощник Главкома ВКС по ФЭР - начальник ФЭС; главный экономист ФЭС; консультант ФЭС);
ВДВ - помощник командующего ВДВ по ФЭР;
РВСН (помощник командующего РВСН по ФЭР - начальник службы; старший офицер; главный специалист-эксперт).
Основные задачи финансово-экономической службы являются:
- осуществление руководства финансово-экономической деятельностью;
- подготовка финансово-экономических обоснований мероприятий, реализация которых требует финансово-экономических затрат;
- организация взаимодействия финансовых и кадровых органов по обеспечению начисления и выплаты денежного довольствия (заработной платы), социальных и компенсационных выплат военнослужащим (лицам гражданского персонала) воинских частей и учреждений; организация работы по финансово-экономическому обеспечению мобилизационного развертывания;
- организация работы по предотвращению нарушений и устранению недостатков в финансово-экономической деятельности.
С 1 июня 2015 года в Главном командовании ВМФ сформирована ФЭС в составе помощника Главкома ВМФ по ФЭР - начальника службы, главного экономиста и советника. Ее основные задачи:
- определение потребности и распределение лимитов, в части расходных обязательств, закрепленных за Главным командованием ВМФ;
- взаимодействие с департаментами финансово-экономического блока Минобороны России, ФКУ «ЕРЦ МО РФ», территориальными финансовыми органами Минобороны России, ФЭС флотов (Каспийской флотилии), своевременного и целевого использования бюджетных средств по закрепленным направлениям деятельности, организационных и других мероприятий.
В целях организации взаимодействия с территориальными финансовыми органами по вопросам финансового обеспечения войск Балтийского и Тихоокеанского флотов, координации взаимодействия финансовых и кадровых органов по начислению и выплаты денежного довольствия (заработной платы), социальных и компенсационных выплат, обоснованного применения налоговых льгот, организации взаимодействия с довольствующими органами материально-технического обеспечения, своевременного и целевого использования бюджетных средств по закрепленным направлениям деятельности, организационных и других мероприятий введены ФЭС:
- Балтийского флота (заместитель командующего флотом (по ФЭР), зам начальника ФЭС, старший офицер, главный экономист, ведущий экономист);
- Тихоокеанского флота.
(3) Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота - Центр финансово-экономического обеспечения Черноморского флота» (с дислокацией в г. Севастополь – с 1.01.2015 г.);
(4) Филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота - Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» (с дислокацией в г. Мурманск – с 1.01.2017 г.).
Центры являются консолидирующим органом Черноморского (Северного) флота (соответственно) по реализации единой финансовой политики на флоте, финансовому планированию, финансированию, расходованию бюджетных средств, бюджетному учету и отчетности, проведению мероприятий внутреннего аудита; осуществляет финансово-экономическое обеспечение строительства, подготовки и применения флота.
Основные функции центров:
- сводное бюджетное планирование;
- составление и ведение сводной бюджетной сметы и бюджетной сметы ФКУ «ОСК ЧФ (СФ)» соответственно;
- финансирование расходов ФКУ «ОСК» и получателей бюджетных средств;
- проведение расчетов по заключенным ФКУ «ОСК» договорам (контрактам);
- ведение бюджетного учета обязательств и фактов хозяйственной жизни ФКУ «ОСК»;
- формирование единой учетной политики и сводной отчетности ФКУ «ОСК»;
- исполнение функций администратора доходов бюджета ФКУ «ОСК»;
- производство подсчета выслуги лет военнослужащим на пенсию;
- методическое сопровождение по вопросам обеспечения денежным довольствием, заработной платой и другими социальными выплатами; проведение контрольных мероприятий.
Структура финансовых органов сформирована по территориальному принципу:
- Черноморского и Северного флотов: Командующий флотом – Заместитель командующего флотом по ФЭР – Центр финансово-экономического обеспечения (РБС) – Финансово-экономические службы (ПБС).
- ГРБС доводит бюджетные средства до:
(1) Головных УФО (РБС)Военных округов (ФКУ ОСК ВО) (ПБС);
(2) Территориальных финансовых органов (РБС)Военных комиссариатов, учреждений культуры, территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России, филиалов ТФО (ПБС);
(3) ЕРЦ МО РФ (ПБС).
РБС обслуживают более 5000 воинских частей и организаций МО РФ.
2.По отраслевому принципу организации финансового обеспечения воинских частей и организаций ВС РФ, с руководством финансовым обеспечением их командирами и начальниками:
(1) военно-медицинские учреждения;
(2) военные учебно-научные центры СВ, ВВС, ВМФ (ВУНЦ);
(3) центр (финансирования специальных программ) МО РФ (в/ч 22280);
(4) главное военно-следственное управление;
(5) другие распорядители бюджетных средств, являющиеся учреждениями центрального подчинения - военные ВУЗы, НИИ, госпитали, базы, склады и др.
Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляет планирование расходов федерального бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Финансовые органы Главного распорядителя (распорядителей) бюджетных средств называются довольствующими финансовыми органами.
Довольствующие финансовые органы имеют лицевые счета в органах Федерального казначейства, на которых учитываются доведенные до распорядителей лимиты бюджетных обязательств, а также распределение их по получателям средств. Кроме того, для осуществления централизованных расчетов с поставщиками за поставленные товары и оказанные услуги в соответствующих органах Федерального казначейства для довольствующих финансовых органов открываются лицевые счета получателя средств.
Начальники довольствующих финансовых органов в отношении стоящих на финансовом обеспечении воинских частей имеют право:
- давать разъяснения по финансово-экономическим вопросам в соответствии с действующим законодательством РФ и правовыми актами Министерства обороны;
- требовать представления расчетов – обоснований и других документов, обосновывающих истребование денежных средств;
- по решению распорядителя средств, приостанавливать финансирование при непредставлении ими бюджетной отчетности в установленный срок.
См. также:
1. Объективная необходимость и сущность государственных расходов на оборону
2. Необходимость и сущность финансового обеспечения войск (сил)
3. Правовое и нормативное регулирование финансового обеспечения войск (сил)
См. далее:
5. Получатели бюджетных средств, их бюджетные полномочия
И. Терентьев, В. Головинский, специально для oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Развитие ведомственного финансового контроля в современных условиях
Получатели бюджетных средств, их бюджетные полномочия »
Запись создана: Вторник, 3 Сентябрь 2019 в 18:47 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Управление тылом, Финансовое.
метки: В.В. Головинский, И.В. Терентьев, ФОВС, Тема1фо, законы, обучение, бюджет, финансы, управление, расходы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика