23 Сентябрь 2019

Органы финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации

oboznik.ru - Органы финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации

oboznik.ru - Органы финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
#финансы#департамент#управление#система

Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации является одной из важнейших задач усиления обороноспособности нашего государства. В центральном аппарате Министерства обороны России существует ряд структурных подразделений, которые должны решать задачи, стоящие перед обеспечением войск и сил флота всем необходимым для нормального функционирования воинских частей и учреждений.

За организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил отвечает заместитель министра обороны. На подчиненные ей органы возложены задачи по подготовке и представлению на утверждение Министру обороны предложения по основным направлениям экономической деятельности в Вооруженных Силах. Они же обязаны разрабатывать проект сводной бюджетной сметы на очередной финансовый год и плановый период.

Важнейшими из задач являются разработка:

- проектов планов распределения бюджетных ассигнований;
- перечень субсидий по федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
- предложения по оптимизации управления бюджетными ассигнованиями;
- схемы должностных окладов в иностранной валюте российских военных специалистов и работников представительств Минобороны России в иностранных государствах.

Руководит в Вооруженных Силах планированием расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, составлением обоснований бюджетных ассигнований; распределением бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; финансированием расходов, в том числе государственных капитальных вложений, предусмотренных Министерству обороны федеральным бюджетом; формированием единой учетной политики и бюджетной отчетности Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предназначен для организации и осуществления финансового обеспечения Вооруженных Сил, ведения в установленном порядке бюджетного учета и составления сводной (консолидированной) бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности. Департамент финансового обеспечения сформирован 1 мая 2010 г. в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2010 г.

Структура Департамента финансового обеспечения:

- директор Департамента (является прямым начальником личного состава Департамента, подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил);
- 4 заместителя директора Департамента;
- референт Департамента;
- 7 отделов: организационно-документального обеспечения; финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств; централизованных расчетов; ведения реестров контрактов и анализа их исполнения; расчетно-операционный по международной деятельности; финансового обеспечения деятельности центрального аппарата; консолидированной отчетности и методического обеспечения организации бюджетного (бухгалтерского) учета.

Департамент финансового обеспечения является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил).

Важнейшими задачами Департамента являются:

- организация и осуществление финансирования расходов Министерства обороны за счет выделяемых ассигнований;
- реализация полномочий Министерства обороны как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора доходов, а также главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
- расчетно-кассовое обслуживание исполнения денежных обязательств Министерства обороны;
- осуществление централизованных расчетов в соответствии с принятыми Министерством обороны бюджетными и иными обязательствами.

Департаментом организовано финансирование более пятисот распорядителей и получателей бюджетных средств, на финансовом обеспечении которых находится более 5 тысяч воинских частей и учреждений Минобороны России, в том числе непосредственно финансируется более 80 распорядителей и получателей бюджетных средств.

Для своевременного финансового обеспечения воинских частей и учреждений Минобороны России разработан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Он ежемесячно корректируется с учетом создания (ликвидации) воинских частей, учреждений и их передислокации.

В целях своевременного доведения бюджетных средств Департаментом ежегодно формируется более 17 тысяч расчетно-кассовых документов. Кроме того, для бесперебойного финансирования войск (сил) в реестр участников бюджетного процесса и не участников бюджетного процесса в рамках государственной информационной системы «Электронный бюджет» осуществляется учет более 650 учреждений Министерства обороны России с их филиалами.

Сотрудники Департамента непосредственно участвуют в разработке документов финансового обеспечения войск (сил) на военное время, проведение мероприятий по проверке боевой и мобилизационной готовности финансово-экономических органов Вооруженных Сил.

Выстроенная система финансового обеспечения Вооруженных Сил адаптирована к переходу на военное время в кратчайшие сроки, что было практически подтверждено в ходе стратегических командно-штабных учений «Восток 2014», «Центр 2015», «Кавказ 2016», «Запад 2017», а также в ходе маневров войск (сил) «Восток 2018».

В Министерство обороны России действует система финансового обеспечения войск по территориально-отраслевому принципу, которая позволяет решать вопросы по доведению бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств на всех уровнях. В настоящее время проводится работа по дополнительному совершенствованию структуры финансовых органов, совместно с Министерством финансов России и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации отрабатываются вопросы перевода финансово-экономической службы на военное время.

Расходование средств в рамках централизованных расчетов осуществляется с учетом динамики исполнения государственного оборонного заказа в соответствии с ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе на соответствующий год и применением нового принципа финансового обеспечения мероприятий по реализации государственной программы вооружения.

При этом за счет внедрения электронного документооборота при взаимодействии с органами Федерального казначейства обработка существенного объема оправдательных и расчетно-платежных документов осуществляется без увеличения штатной численности.

Минобороны России является одним из крупнейших администраторов доходов федерального бюджета. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации выстроена строго регламентированная система администрирования доходов Минобороны России в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, доходы Министерства детализированы по источникам поступлений (более 130 кодов доходов), разработаны и согласованы с Министерством финансов России методические материалы по прогнозированию доходов. В реестр администрируемых доходов в государственной информационной системе «Электронный бюджет» внесено более 400 подведомственных администраторов доходов.

Департаментом реализуется:

- финансово - экономическое сопровождение размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в интересах Министерства обороны в установленном порядке;
- финансовое обеспечение (в части финансирования, учета и отчетности) деятельности заграничных учреждений Министерства обороны и инспекционной деятельности центральных органов военного управления (ЦОВУ) по реализации в Вооруженных Силах международных договоров и соглашений, приемов иностранных военных делегаций, а также финансового обеспечения военных делегаций, направляемых за пределы территории Российской Федерации;
- финансовое обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства обороны.

В целях создания единой и прозрачной системы заключения, регистрации, учета и кассового исполнения обязательств по государственным контрактам в Министерстве обороны России:

- все действующие контракты с 2009 года из множества самостоятельных заказывающих органов переданы в Департамент финансового обеспечения;
- организован единый учет контрактов и обязательств по ним с включением сведений в федеральный реестр контрактов;
- с 2010 года платежи и учет совершаемых операций по централизованным контрактам осуществляются только Департаментом финансового обеспечения;
- в конце 2009 года и в течение 2010—2012 годов при участии Департамента разработаны типовые формы контрактов по различным направлениям деятельности Минобороны России;
- осуществлен переход к заключению долгосрочных переходящих контрактов;
- укрупнены заказы, и сокращено примерно в 10 раз их общее количество;
- налажена система мониторинга, сбора и анализа заключения контрактов на местах.

16 мая 2017 г. Президентом Российской Федерации одобрены новые подходы к реализации государственной программы вооружения в части ежегодного увеличения бюджетных ассигнований на весь текущий финансовый год. Бюджетные ассигнования определены в объеме сданных в доход федерального бюджета неиспользованных бюджетных средств прошлого (отчетного) года по государственным контрактам с сорванными сроками их исполнения либо по которым имеются значительные остатки денежных средств на отдельных счетах в уполномоченных банках.

При непосредственном участии Департамента финансового обеспечения совместно с Министерством финансов России разработано постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2017 г. № 1249-49 «Об отдельных вопросах финансового обеспечения мероприятий по реализации государственной программы вооружения». Это позволило продлить финансовый год по оплате государственных контрактов по государственному оборонному заказу, исключить перечисление авансов по заключенным договорам сверх установленных процентов (переавансирование), предотвратить рост дебиторской задолженности.

В настоящее время расходование средств осуществляется с учетом динамики исполнения государственного оборонного заказа в соответствии с ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе на соответствующий год. Применяется новый принцип финансового обеспечения мероприятий по реализации государственной программы вооружения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2017 г. № 1249-49. Это позволило осуществлять равномерное использование дополнительных бюджетных ассигнований в течение последующего финансового года с оплатой по факту поставки вооружения, военной и специальной техники.

Новый механизм финансового обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы вооружения позволил:

- исключить сложившуюся практику дополнительного авансирования организаций Оборонно-промышленного комплекса в конце финансового года, по которым срываются сроки выполнения государственных контрактов и работы фактически будут выполнены только в следующем году;
- исключить дополнительный рост дебиторской задолженности, в том числе образование просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 1256 «Об организации работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета»);
- минимизировать образование значительных остатков денежных средств на счетах головных исполнителей государственного оборонного заказа;
- повысить сбалансированность, эффективность и результативность бюджетных расходов по государственному оборонному заказу;
- в конце финансового года снизить кассовый разрыв в доходах и расходах федерального бюджета, повысить ликвидность единого счета бюджета.

В целях эффективного использования бюджетных средств в Министерстве обороны России принято решение в государственных контрактах, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, устанавливать исключительно квартальное авансирование головного исполнителя с применением технико-экономического обоснования аванса с учетом производственно-технологического цикла и поэтапного производства. Что основано на реальной потребности в финансовых ресурсах для выполнение производственной программы и остатков денежных средств на отдельном счете головных исполнителей государственного оборонного заказа в уполномоченном банке.

При этом с сентября 2015 года прекращено авансирование контрактов со сроком исполнения до 1 года, заключаемых по результатам электронных аукционов. При принятии решений о выплате последующих авансов по государственным контрактам используются сведения об остатках ранее выплаченных авансов на отдельных счетах в уполномоченных банках по всей цепочке кооперации в рамках межведомственной системы контроля за использованием средств по государственному оборонному заказу. Исключено авансирование исполнителей государственного оборонного заказа, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, по вновь заключаемым государственным контрактам или очередных авансовых платежей по исполняемым контрактам до момента погашения просроченной дебиторской задолженности («револьверная» схема).

В 2018 году продолжена работа по осуществлению комплекса системных мер и, в первую очередь, в части планирования и исполнения государственных контрактов, в том числе их авансирования с учетом остатков средств на счетах исполнителей.

Департамент принимает участие в реализации механизма выдачи государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями Оборонно-промышленного комплекса (принципалов) для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов, заключенных с Минобороны России в рамках государственной программы вооружения, а также контроле порядка исполнения обязательств по гарантиям. В настоящее время осуществлено погашение в полном объеме основного долга Министерства обороны России по кредитам, привлеченным организациями комплекса под государственные гарантии Российской Федерации в целях выполнения государственного оборонного заказа (кредитная схема 2016 года).

Большая аналитическая работа и взаимодействие с уполномоченными банками, организациями Оборонно-промышленного комплекса, заинтересованными органами военного управления и Министерством финансов России по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации и реализации кредитной схемы исполнения государственного оборонного заказа позволили оперативно выявить образующуюся экономию в связи с несвоевременным привлечением кредитов исходя из фактической потребности с учетом технологического цикла и производственных возможностей. Это позволило решить другие приоритетные задачи развития и функционирования Вооруженных Сил, имеющих дефицит в ресурсном обеспечении:

- изыскать внутри сметы Министерства обороны России источники финансирования без необходимости обращения в Министерство финансов России о дополнительном выделении средств;
- своевременно предложить выйти с докладом Президенту Российской Федерации о возможности перераспределения средств;
- внести изменения в федеральный закон о бюджете с предварительной защитой в Министерстве финансов России, Правительстве Российской Федерации и в Государственной Думе.

Финансирование НИОКР, закупок и ремонта вооружения, военный и специальной техники по государственному оборонному заказу осуществляется через органы Федерального казначейства. Оно осуществляется на основании заключенных в установленном порядке государственных контрактов и включает механизм банковского сопровождения, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с использованием института уполномоченных банков, режима отдельного счета и осуществлением мониторинга, и представлением информации о расчетах по государственному оборонному заказу.

В настоящее время выстроена четкая межведомственная система контроля государственного оборонного заказа, включающая институт уполномоченных банков, определение отдельных банковских счетов исполнителям, использование единого уникального идентификационного номера по всей цепочке расчетов и единую информационную систему расчетов.

Обеспечивается равномерное использование выделенных бюджетных ассигнований, что стало результатом проводимой планомерной работы по жесткой авансовой политике в отношении организаций Оборонно-промышленного комплекса, несвоевременно исполняющих взятые на себя обязательства по выполнению государственного оборонного заказа, с использованием Единой информационной системы расчетов по государственному оборонному заказу.

Департамент активно принимает участие в работе по ограничению доступа к информации в деятельности Вооруженных Сил по обеспечению национальной обороны и военной безопасности государства, исключения ее несанкционированного сбора, раскрытия и анализа.

При непосредственном участии Департамента финансового обеспечения принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупок для нужд страны и безопасности государства», согласно которому:

- при осуществлении закупок Министерством обороны России и подведомственные учреждения применяют закрытые способы определения исполнителей согласно Федеральному закону № 44-ФЗ, в том числе путем электронных торгов на специализированной площадке;
- сведения обо всех государственных контрактах, заключаемых Министерством обороны России и его подведомственными учреждениями, подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну («закрытый» реестр);
- сведения обо всех банковских гарантиях, предоставленных в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, включаются в закрытый реестр банковских гарантий.

Одной из важнейших задач на всем протяжении деятельности финансово-экономической службы являются консультации финансовых работников для аппаратов Главных военных советников, Старших групп российских военных специалистов за границей. Перед убытием за границу каждый финансовый работник проходит краткий курс подготовки по индивидуальной программе. Особое внимание в процессе подготовки российских военных советников специалистами финансово-экономической службы уделяется изучению валютного законодательства как Российской Федерации, так и валютного законодательства зарубежных стран, что позволяет разрабатывать и применять в практической работе наиболее удобные схемы расчетов с иностранными государствами и валютно-финансовое обеспечение российских специалистов за рубежом.

В современных условиях в рамках противодействия экономическим санкциям против Российской Федерации со стороны ряда западных стран финансово-экономической службой во взаимодействии с Министерством финансов России, Казначейством России и другими министерствами, ведомствами и организациями принимаются соответствующие меры. Они позволяют не допустить блокировок валютных платежей Министерства обороны России и срыва финансирования международной деятельности.

Еще одной основной задачей Департамента является:

- составление сводной (консолидированной) бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности Министерства обороны в установленной сфере деятельности;
- методическое обеспечение деятельности финансово-экономических органов по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности с учетом особенностей ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в Вооруженных Силах;
- анализ отчетных показателей и подготовка предложений по оптимизации расходов Министерства обороны.

В рамках развития системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности:

- внедрен механизм учетных идентификаторов воинских частей, зачисляемых на финансовое обеспечение в территориальные финансовые органы, который позволяет сохранять «учетную историю» воинской части и не раскрывать ее дислокацию;
- внедрен механизм бухгалтерского учета нефинансовых активов, полученных за счет средств федерального бюджета при выполнении государственных контрактов;
- разработаны и внедрены процессы сверки в автоматическом режиме показателей отчетности всех подведомственных учреждений Министерства обороны России с показателями отчетности территориальных органов Федерального казначейства;
- осуществляются обязательная сверка показателей и формирование отчетности Министерства обороны России по консолидируемым внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным расчетам, которые по общему объему одни из самых больших в нашей стране;
- обеспечено своевременное методическое обеспечение процессов ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования отчетности подведомственных Министерства обороны России учреждений в связи с регулярным внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Совместно с Министерством финансов России Департамент финансового обеспечения принимает активное участие в работе по обсуждению вопросов перехода на применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций сектора государственного управления.

В структуре финансово-экономических органов центрального аппарата Министерства обороны России создан Отдел планирования финансового обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для координации деятельности финансово-экономических органов Вооруженных Сил по организации финансового обеспечения Вооруженных Сил при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации. Он также организует финансовое обеспечение в период мобилизации и в военное время, а также предназначен для планирования бюджетных ассигнований по расходам, связанным с мобилизацией и мобилизационной подготовкой.

Основными задачами Отдела планирования финансового обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации являются:

- организация финансового планирования всестороннего обеспечения деятельности Вооруженных Сил по расходам, связанным с мобилизацией и мобилизационной подготовкой;
- организация, координация и контроль за мобилизационной подготовкой финансово-экономических органов Вооруженных Сил;
- методическое сопровождение мероприятий по планированию финансового обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил.

Таким образом, используя современные наработки и накопленный опыт, профессиональное мастерство и компетентность, коллектив Департамента финансового обеспечения продолжает приумножать традиции финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, делает все возможное для укрепления финансовой дисциплины, своевременного и полного финансового обеспечения войск (сил).

Работа по дополнительному совершенствованию отдельных элементов структуры финансово-экономических органов совместно с Министерством финансов России и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации проводится постоянно и будет продолжена, усилия также сосредоточатся на дальнейшей отработке вопросов перевода финансово-экономической службы с мирного на военное время.

См. далее:
2. Департаменты финансового планирования и финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации.
3. Органы управления социальными гарантиями в Министерстве обороны

Территориальный принцип системы финансового обеспечения войск (Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации)

И. Терентьев, В. Головинский, специально для oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Великий Октябрь и вызовы XXI века

Департаменты финансового планирования и финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации »

Запись создана: Понедельник, 23 Сентябрь 2019 в 14:43 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика