26 Сентябрь 2019

Нам нужны ваши мозги!

oboznik.ru - Информационные способы одурманивания
#информационнаявойна#одурманивание#общество

Cм. также: Информационная война

Угрозы информационной и духовно-культурной сферам

В чем смысл и содержание информационных угроз?

Военная пропаганда XIX-XX веков

Тема настолько обширная, что охватить её даже беглым взглядом в одной статье не представляется возможным, поэтому сузим рамки до военных действий, ведшихся нашей армией или против неё.
Начнём в Отечественной войне 1812 года — именно на ней было впервые зафиксировано массированное использование сторонами военной пропаганды.

Так, Наполеон Бонапарт уделял очень большое внимание информационному обеспечению своих действий. «Четыре газеты принесут врагу больше вреда, чем стотысячное войско», – считал Бонапарт. С учётом того, что именно печатные СМИ были тогда единственным каналом информации, он был более, чем прав. Бонапарт целенаправленно сокращает число газет в Париже, к 1800 году их всего 8. Формально они частные, но главным редакторам дозволено печатать по собственному усмотрению лишь второстепенные материалы. Политическая, экономическая, военная информация подвергается жесточайшей цензуре и дозволено публиковать только то, что рисует императора в выгодном свете.
Перед походом на Россию Наполеон провёл массированную кампанию в прессе, разжигая неприязнь французов к нашей стране и её населению.

В армии вторжения было несколько походных типографий, печатавших прокламации. Правда, это не возымело серьёзного действия — основная масса российского населения просто не умела читать, а привилегированные слои сравнивали написанное с реальностью поведения французов и сравнение было не в пользу Бонапарта.

Русские также вели пропаганду, правда, исключительно среди собственного населения. Пропаганда делилась на две целевые аудитории:  простой народ и образованный класс. В первом случае использовали лубочные картинки, фактически — комиксы, с яркими, понятными картинками и минимумом текста. Картинки изготовлялись и распространялись усилиями графа Ростопчина колоссальными тиражами. На привилегированные слои воздействовали через прессу и - «сарафанное радио». Пожар Москвы обе стороны использовали в своих интересах, утверждая, что подожёг город именно противник. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о причинах и истокам Московского пожара.

Газеты и прокламации на европейских языках, как и карикатуры, использовались для достижения лояльности европейцев во время Зарубежного похода русской армии.
После Отечественной войны выпустили большое количество мемуаров и художественных произведений, создающих определённую картину недавнего прошлого и прославляющих доблесть русской армии.

В Крымскую войну британцы пытались подорвать дух русских войск с помощью печатной продукции, выпускаемой на русском языке Вольной типографией Герцена, созданной на деньги Ротшильдов. После окончания войны Герцен не сворачивает пропаганду, начиная выпускать в 1857 году газету «Колокол» тиражом до 2,5 тыс. экземпляров, что по тем временам покрывало практически всё читающее население России. Газета выходит в Лондоне, но уже десять дней спустя её читают в России, включая императора. Себестоимость номера — 6 пенсов, но распространяется газета бесплатно, расходы покрывают Ротшильды. Два года спустя «Колокол» становится еженедельником, а в 1863 году, во время Польского восстания, выступает на стороне инсургентов, выставляя в неприглядном свете действия русских войск.

Поправить имидж русской армии во время Крымской войны, пусть и задним числом, удаётся Ханжонкову, который в 1911 году выпускает первый полнометражный российский фильм «Оборона Севастополя», в съёмках которого широко использует возможности Минобороны, включая задействование подводной лодки для съёмки затопления эскадры на севастопольском рейде:  декоративный корабль был надстроен над подводной лодкой, которая по команде режиссёра стала погружаться. Спецэффект ошеломил зрителей. В съёмках участвовали сотни статистов, а батальные сцены поражали масштабом.

В русско-японскую войну обе стороны активно использовали наглядную агитацию, в том числе — непосредственно на фронте. В основном, плакаты носили карикатурный характер и должны были доказать моральное превосходство над противником, направленность агитации — собственные войска и население, неприятеля практически не пытались распропагандировать. Россия выпускала патриотические лубки, которые пользовались бешеной популярностью, стоил один лубок 1,5–3 копейки.

Естественно, что широко использовалась пресса, но, опять-таки, для воздействия на собственное население и, частично, на международное сообщество. Кроме рассказов о военных подвигах стороны публиковали  в прессе цветные картинки с сюжетами по итогам реальных событий. Зафиксированы первые робкие попытки использовать кинематограф для создания бодрых сюжетов о доблести войск и как бравое пополнение уходит на фронт.

Достижения  прогресса русская армия широко задействовала в Первую мировую — это и киносюжеты, и фотооткрытки с героями войны, распространяемые миллионными тиражами. Появляются первые кадры с полей боёв, где «наши» отдыхают во вражеских окопах после удачной атаки или же с геройским видом позируют в собственных окопах, направив оружие в сторону врага. С появившихся на фронте аэропланов разбрасывают не только бомбы или противокавалерийские шипы - «чеснок», но и листовки.

Этим время от времени занимаются все воюющие стороны, хотя основная часть пропаганды, включая карикатуры и сатиру, всё ещё направлена на собственных бойцов, поднимая их самооценку за счёт принижения противника. Германская пропаганда активно живописует ужасы, творимые как русскими ордами, так и французами или бельгийцами. Например,  немецкие газеты были полны историй про некий госпиталь, в котором лежали несколько десятков германских солдат, которым в Бельгии вырвали глаза.

В тылу всех стран активно публикуются патриотические плакаты, в том числе — с призывами покупать облигации военных займов. В США Чарли Чаплин даже снял специальную короткометражку, пропагандирующую подобные облигации. Информационные потребности солдат в окопах обеспечивают фронтовые газеты.

С патриотическими речами перед солдатами русской императорской армии в 1916 - 1917 годах выступают ораторы и пропагандисты. Впрочем, в 1917 толпу больше зажигают антивоенные лозунги, хорошо «заходят» тезисы большевиков про «штык в землю», продвигаемые, в том числе, через нелегальную прессу, доставляемую солдатской массе.

Не успела война империалистическая перерасти в гражданскую, как воюющим сторонам потребовалась помощь поэтов, писателей, художников и актёров в создании пропагандистского контента, говоря современным языком. Пожалуй, наиболее известный образчик - «Окна РОСТА», своего рода соединение плаката и лубка, над которыми работали талантливые творцы, включая Родченко и Маяковского. «Окна» выходили  в Питере, Москве и ряде крупных городов. В РККА появляется институт комиссаров — политически подкованных военных, поддерживающих необходимые настроения у бойцов. Неизмеримо вырастает роль выступлений агитаторов и ораторов. С зажигательными речами, например, не гнушался обращаться к войскам начвоенмор Лев Троцкий, имея оглушительный успех.

В советско-финскую стороны обменивались не только огневыми, но и пропагандистскими ударами. Причём в первое время ни РККА, ни финская армия не понимали на что делать упор и наполняли пропаганду, исходя из собственных ошибочных представлений, рассказывает Баир Иринчеев, историк, директор Военного музея Карельского перешейка.

В частности, финны очень топорно пытались опорочить  командиров и комиссаров РККА,  в том числе упирая на антисемитские моменты. Представляя себе советских бойцов как тёмную, необразованную массу с низменными запросами, финны призывали сдаваться в плен, заманивая теплом, едой и наличием гармошки. Кроме того, финны пытались покупать у красноармейцев оружие, обещая от нескольких десятков и сотен рублей за пистолет-винтовку-пулемёт до $10 000 за истребитель. Призывали и просто переходить на финскую сторону, не забыв убить политрука и захватив в качестве доказательства его знаки отличия.

По мнению Иринчеева, нулевая действенность финской пропаганды связана с тем, что её составляли либо русские эмигранты, либо русскоговорящие финны, не владевшие, в частности, советскими реалиями и даже советским языком. Например, в листовках вместо «политрук» писали «полит-рука», что вызывало смех.

В свою очередь, советские пропагандисты упирали на классовую солидарность, призывая не воевать за интересы буржуазии и белофиннов. Последнее обстоятельство требует пояснения. В 1918 году в Финляндии была своя небольшая гражданская война, в которой победили антикоммунистические силы во главе  с Маннергеймом. И СССР изображал войну как своего рода освободительный поход и ответ на события тридцатилетней давности. Призывы сдаваться в плен также были примитивными. Но даже у коммунистов в рядах финской армии необходимость защиты отечества от агрессии перевешивала идеологию. На Зимней войне впервые стали использовать артиллерийские снаряды с агитационными листовками внутри. Хотя для доставки агитации в расположение противника финны, например, использовали огромные рогатки, требушеты и прочие метательные орудия.

В советско-финскую в РККА ещё не было запрета подбирать вражеские листовки. В Великую Отечественную найденная у бойца вражеская агитация приводила его в трибунал и отправка в штрафники была самым лёгким исходом. Могли и расстрелять. Немцы агитировали весьма прямолинейно.  Впрочем, до 1943 года пропаганда РККА также не отличалась изощрённостью и мазала мимо цели. Ситуация изменилась после того, как в пропаганде стали использовать немцев, перешедших на сторону СССР. Во-первых, тексты, что печатные, что по громкоговорителям или радио перестали пестрить ошибками, хорошая немецкая речь и знание реалий воздействовали куда лучше. В агитации использовали письма из плена, собственноручно написанные солдатами или офицерами вермахта, что усиливало воздействие. Впрочем, немцы тоже использовали этот приём.

В передачах на немецкие окопы советские пропагандисты использовали весьма остроумные методы. Например, под Ленинградом громкоговоритель был укреплён на танке Т-26, разъезжавшем вдоль линии окопов — это позволяло охватить большую аудиторию, кроме того, снижало вероятность поражения вражеским огнём. Фиксируется и использование в пропаганде громкоговорителя на ПО-2. Самолёт набирал высоту над немецкими окопами, после чего выключался двигатель — пока самолёт парил, через громкоговоритель зачитывался текст.

Стоит отметить, что советские пропагандисты широко использовали тоску немцев по семье и родине, транслируя немецкие народные сентиментальные песни и «Лили Марлен» - солдатскую песню, популярную ещё с Первой мировой,  про девушку, ждущую бойца дома.
Пропаганда на союзные гитлеровцам войска — венгров, румын, болгар, испанцев, норвежцев (из батальона СС «Викинг») шла на их родном языке и с учётом нюансов истории и менталитета.
Боевой дух собственных бойцов в РККА поддерживали демонстрацией боевых киносборников, фронтовой печатью и выступлениями артистических агитбригад.

Отдельного упоминания заслуживает полнометражный документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», снятый в 1942 году. Масштабные съёмки были организованы по прямому указанию Сталина. Фильм не только поддержал дух советских людей, но и с триумфом прошёл по экранам США и Канады, показав мощь РККА и что непобедимый до сих пор вермахт можно бить. Фильм награждён «Оскаром».

Немецкое население получало информацию о событиях на фронте из новостных выпусков «Вохеншау», создаваемых под присмотром ведомства Геббельса. Это не совсем кинохроника — в частности, был запрет на попадание в кадр лошадей, которых активно использовал вермахт, в том числе — в бою. А вот техники и танков в кадр нагоняли как можно больше.

Константин Барановский

Другие новости и статьи

« Как получить постоянное жилье военнослужащему

Подземные лодки — мечта, почти ставшая реальностью »

Запись создана: Четверг, 26 Сентябрь 2019 в 17:32 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

детский день рождения https://xn--80akjlhbe7ap2j.xn--p1ai/detskie-prazdniki/
фонтанелия.рф

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика