ДОСААФ работает по безоткатной методике
Завершился первый год деятельности оборонного общества нашей страны в новом качестве и под новым руководством
Завершился первый год деятельности оборонного общества нашей страны в новом качестве и под новым руководством. 15 декабря 2009 года вступило в силу Постановление правительства РФ № 973, которым «Российская оборонная спортивно-техническая организация» – РОСТО – была преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» – ДОСААФ России. Тогда же состоялся внеочередной (преобразовательный) съезд РОСТО, ставший 1-м съездом ДОСААФ России. Форум полностью восстановил, по сути, советское название общества и утвердил его новый, но фактически тоже хорошо забытый организационно-правовой статус. Главное в нем – расчет на основательную поддержку оборонной организации со стороны государства.
Произошедшую трансформацию РОСТО в ДОСААФ России активно продвигал генерал-полковник Сергей Маев, возглавивший организацию за полгода до преобразовательного съезда.
И в этом он нашел полное взаимопонимание с руководством Министерства обороны РФ, которое как раз пошло на сокращение срока военной службы по призыву до 1 года и неизбежное при таком раскладе увеличение количества призываемых граждан. В военном ведомстве очень надеялись, что именно ДОСААФ, благодаря своим образовательным учреждениям, компенсирует резко уменьшившиеся возможности воинских частей в обучении солдат. Причем хотелось, чтобы предваряющая службу подготовка призывников по различным военно-учетным специальностям (ВУС) вновь обрела массовость. Разумеется, все хорошо понимали, что без серьезных затрат такой эффект не получить.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Тут к месту будет вспомнить, где прежде работал нынешний председатель ДОСААФ России Сергей Маев. Уволившись из Вооруженных сил с должности начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ, он стал первым заместителем директора, а с 2006 года директором Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Надо ли объяснять, что ему пришлось иметь дело с одним из весьма коррумпированных секторов российской экономики – ОПК. Так вот структура, возглавляемая Маевым, имела надзорные полномочия, должна была отслеживать своевременность и качество выполнения заказов, соответствие затрат бюджетным ассигнованиям. Генерал ввел тогда неожиданную для многих высокопоставленных чиновников и директоров оборонных предприятий систему контроля. Стал составлять «черные списки» недобросовестных поставщиков, что называется, за руку пойманных на проталкивании некондиционной продукции, умышленном срыве сроков поставки Вооруженным силам, а то и заподозренных в получении откатов. Данные из этих списков Маев начал периодически придавать огласке.
«Нет, такой контроль нам не нужен», – заметили где-то в высших эшелонах власти. И параллельно Рособоронзаказу создали очень похожую структуру – Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). Как заявлялось, оно должно было иметь еще большую самостоятельность, еще более широкие контролирующие полномочия и, что особенно важно, четкую антикоррупционную направленность. Однако за три года, прошедшие с момента учреждения, агентство так и не развернуло сколько-нибудь заметную деятельность. А в середине 2010-го эту структуру передали непосредственно в ведение Минобороны. Зато к этому времени бывший глава Рособоронзаказа отставной генерал Маев был уже переведен на работу в ДОСААФ.
Трудно сказать, насколько полезным для ОПК и МО было аккуратное отстранение Маева от надзора за выполнением заказа для нужд Вооруженных сил, но оборонному обществу с назначением генерала председателем точно повезло. «Немало прежних руководителей оборонной организации, против многих из которых, кстати, уже возбуждены уголовные дела, использовали имущество ДОСААФ для личного обогащения», – заявил недавно член общественного совета при Министерстве обороны РФ Андрей Головатюк. И сегодня ни для кого не секрет, что в отношениях РОСТО с деловыми партнерами, широко практиковались те самые банальные откаты. Уж кому как не Маеву привычно наводить порядок в такой среде?
Он и взялся. А через год после того, как стал председателем ДОСААФ, собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать о первых результатах «оздоровления» организации и перспективах выполнения поставленных перед ней задач.
ПУТАНИЦА ИЛИ ЧЬЯ-ТО КОРЫСТЬ?
«Нам сегодня приходится принимать участие в многочисленных судебных тяжбах по возврату принадлежавшей ранее ДОСААФ недвижимости, – говорил Сергей Маев. – На текущий момент установлено 1059 таких объектов, балансовая стоимость которых составляет более 1,5 млрд рублей. По всем объектам проводится работа по определению законности их отчуждения и возврату в собственность ДОСААФ России. В судебном порядке удалось вернуть 150. В настоящее время по искам ДОСААФ возбуждено более 247 дел, из них 102 находятся на рассмотрении в судах различных инстанций. В пользу ДОСААФ суды приняли решения по 143 делам, а в 104 случаях – против ДОСААФ. Признано право собственности оборонной организации на 190 объектов недвижимости».
Число побед оборонного общества в судебных ристалищах, конечно, впечатляет. Но не менее впечатляющи и цифры поражений. Оказалось, не так-то просто вернуть имущество, к разбазариванию которого подталкивало само же государство. Ведь были созданы все условия, чтобы «хапнуть» мог всякий, кто имел возможность распоряжаться хоть малой долей некогда общенародной собственности. И теперь те, кто нажили на этом немалые состояния, обрели соответствующий капиталам социальный статус, влияние, диктуют часто правила игры. Они энергично и, главное, с чувством своей полной правоты защищают накопленное, приобретенное, у кого-то отчужденное. В том числе и у ДОСААФ. Раз продали или даже передали в пользование какое-то свое имущество, отдавать его новые хозяева не хотят. Они считают себя добросовестными приобретателями, законными владельцами.
Так развиваются события, например, в Санкт-Петербурге, где обновленное региональное отделение ДОСААФ России, пройдя в августе 2010 года регистрацию, начала инвентаризацию недвижимого имущества, некогда находившегося «в бессрочном пользовании ДОСААФ СССР». К своему большому удивлению, сотрудники отделения обнаружили, что более 50 объектов по разным причинам утрачены. Одним из них оказалось здание автошколы №2. Начальник школы Карим Абдрашитов утверждает, что она могла бы успешно работать, если бы не выселение. Здание стоит без тепла, света и воды, половина кабинетов уже пустые и опечатанные. Оно, как выяснилось, давно переоформлено в городскую собственность, поскольку юридическое понятие «бессрочное пользование» утратило силу с прекращением действия законодательства СССР. Теперь объекты недвижимости должны находиться либо в аренде, либо в собственности. Кто и как отдал распоряжение переоформить строение на город – не ясно. А за годовую аренду здания сейчас запрашивают 4 млн. рублей, плюс образовавшаяся задолженность за несколько лет. «Предложенные условия для нас неподъемны, а предложений о передаче здания в собственность ДОСААФ вообще не поступало», – рассказал Абдрашитов. В результате имущественный спор решился не в пользу автошколы. Как следствие, не получена лицензия на образовательную деятельность, которую выдают лишь при наличии документов на владение помещением либо на его аренду. Школу вынуждены были закрыть.
Похожая история произошла в Перми. Там тоже комплекс зданий, более 80 лет находившийся в распоряжении ОСОВИАХИМ – ДОСААФ СССР – РОСТО – ДОСААФ России, требуют освободить. Строения в Тополевом переулке и на улице Советской до настоящего времени занимает региональное отделение оборонного общества Пермского края. Между тем, здания в результате юридической путаницы (или чьего-то небескорыстного умысла) были несколько лет назад внесены в реестр муниципальной собственности. Но в 2005 году эти объекты в судебном порядке признали собственностью федеральной. Однако, несмотря на такое решение, руководитель территориального управления Росимущества по Пермскому краю Леонид Ли передал права на здания не ДОСААФ, а другой организации – ФГУП «Полмар». Затем они стали быстро менять одного владельца на другого. В конце концов «собственником» зданий в центре Перми стала московская компания ООО «Верса», добившаяся в Арбитражном суде Пермского края решения о выселении организации ДОСААФ. Его отменил Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Но точка в деле так и не поставлена, поскольку конфликтующие стороны продолжают обмениваться исками и кассационными жалобами. Разбирательства продолжаются. При этом представители «Версы» открыто ссылаются на связи в Россимуществе и уверенно говорят, что права владения ни за что не уступят.
Имущественные споры вообще ставят по угрозу существование Московской городской организации ДОСААФ. В 2004-2005 годах она выступила поручителем в ряде договоров займа, заключенных между московским ООО «ТехноСтройОлимп» и казахстанской строительной корпорацией «Базис М». Первая компания получила у второй заем в 50 млн. рублей на строительство жилищного комплекса на земельном участке Московской организации ДОСААФ. Не будем вдаваться в такие тонкости, как чьи-то личные интересы при готовности стать поручителем, – это дело судебных инстанций. Но сегодня ситуация такова: 50 млн. куда-то «испарились»; к поручителям предъявлен иск о взыскании 83 млн. рублей – сумма долга, проценты за пользование чужими деньгами и штраф; ответственность возложена на столичную организацию ДОСААФ. Кроме того, ей грозит признание банкротом, что повлечет полное прекращение деятельности Московской городской организации. Служба судебных приставов уже арестовала семь зданий оборонного общества в столице для возмещения ущерба истцу.
С НАДЕЖДОЙ НА ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА
Не будем лукавить, региональные отделения ДОСААФ (в недавнем прошлом РОСТО) играли по тем правилам, которые действовали и во многом продолжают действовать повсюду у нас в стране. Заметим также, что у РОСТО был статус, по сути, общественной организации, заставлявший жить и выживать по законам дикого российского рынка. Государственной поддержки практически не было. Кто-то из руководителей и в центре, и в регионах искренне старался свести концы с концами в тех условиях, в которых оказался. А кто-то не выдержал, сломался, стал, оглядываясь по сторонам, рассуждать: «Почему тот чиновник беззастенчиво торгует разрешительными полномочиями, тот бизнесмен продает или покупает абсолютно все, что дает ему выгоду, а я не могу?» И просто диву даешься, как новое руководство ДОСААФ пытается переломить ситуацию, изменить порочную практику. В значительной мере, конечно же, с верой на действенную помощь государства. Хотя надежды и не всегда оправдываются.
«В 2009 году многие субъекты Российской Федерации изменили кадастровую стоимость земли в сторону увеличения от 4 до 16 раз, – рассказывал Сергей Маев. – Для наших региональных отделений с их бюджетами такие ставки можно считать запредельными. Кстати, только в прошлом году ДОСААФ России выплатила налогов и сборов различного содержания на сумму более 860 млн. рублей. Требуется принять незамедлительные меры по оптимизации ставок земельного налога для наших организаций, иначе они просто прекратят свое существование».
И все же в конце 2009-го руководство ДОСААФ заявило, что готово откликнуться на просьбу Минобороны и выйти на подготовку нужного количества специалистов по 100 военно-учетным специальностям. Если удастся решить пресловутый финансовый вопрос. В 2010 году оборонное общество, скажем, получило задание на подготовку 82 тыс. военных водителей. Вместе с Минобороны все скрупулезно просчитали, и военное ведомство запросило у Минфина на эти цели около 2 млрд. рублей. А выделено было затем… 900 млн. рублей. «Министерство обороны готово на расширение наших возможностей, но, к сожалению, не имеет достаточных средств для этого», – сказал Маев.
В ДОСААФ пробуют компенсировать недополученное от Минобороны, развертывая абсолютно прозрачную и честную коммерцию. Увы, и тут не все гладко складывается.
Директор департамента авиации ДОСААФ России Александр Белых назвал «пожилыми» 1264 воздушных судна, которые эксплуатируются оборонным обществом по всей стране. Их возраст превышает 20 лет. Тем не мене, в истекающем году они налетали более 22 тыс. часов. Причем значительную часть времени провели в воздухе по коммерческим заказам. «Государственного финансирования мы сегодня не имеем, – тяжело вздохнув, сказал Белых. – Но пытаемся сами зарабатывать деньги, выполняя различного вида авиационные работы, чтобы содержать наш авиакомплекс». На договорной основе ведется мониторинг пожарного состояния лесов и ледовой обстановки на реках весной, контроль трубопроводов и линий электропередач, проводятся агрохимические работы.
«Правда, заниматься этим нам нередко мешают, – дополнил коллегу Сергей Маев. – Так, например, вышли мы на конкурс по мониторингу лесных пожаров в Тюмени. Всегда там этим вопросом занималась богатая и известная авиационная компания. Она выставила цену 40 тыс. рублей за один час воздушной разведки, а мы – в пределах 12-15 тысяч рублей. Безусловно, мы выиграли этот конкурс. Конкуренты подали протест: почему выиграли мы, а не они, законно ли? И началось судебное разбирательство. Но работать нам не дали. Компания более крупная, имеет большие финансовые возможности, связи».
Что имел в виду генерал Маев, догадаться не трудно. Откаты неистребимы. Высокие цены поддерживаются на рынке за счет того, что с них хотят поиметь долю не только непосредственные исполнители договорных работ, но и заказчики, и разрешающие инстанции, и многие другие.
Олег Владыкин. НГ
Другие новости и статьи
Запись создана: Суббота, 18 Декабрь 2010 в 17:59 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: ДОСААФ, финансы, реформа, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика