Информационно-потребительские парадоксы развития цивилизации

Цивилизация (а по нашему мнению, не счесть им число не земле за четыре с лишним млрд. лет) является с одной стороны формой, а с другой ступенью общественного развития и материальной культуры землян в разряде “Homosapiens”, решила дилемму: добывать средства к существованию или производить, в пользу последнего.
В этой связи, человечество прошло за минувшие тысячелетия следующие этапы развития: - кустарное производство, как творчество одиночек, обменивающих свои продукты на средства к существованию, – развитие обмена и поиск эквивалентов; - мануфактура (ручное производство) – объединение кустарей в гетерогенные и органические мануфактуры на основе накопления капитала и перемещения его из финансовой сферы в сферу организационного производства; - машинное производство – преобразование мануфактуры в фабрики и заводы на основе открытий в области науки, техники и технологии, использования наряду с мускульной энергией человека, животных, ветра, текущей воды, – огня, пара, электроэнергии, атомной энергетики, иными словами, полная индустриализация общества на основе машинной техники; - конвейер – производство больших объемов продукции на основе сжатия производственных процессов в пространстве, уплотнения во времени с использованием автоматических линий, робототехнических комплексов с существенным отторжением человека от процесса непосредственного воздействия на предмет труда; - новая эпоха предполагает максимальную компьютеризацию процессов от проектирования до реализации продукта, ускорение информационных и финансовых потоков, неограниченные объемы информации о потребностях и потребителях, и формирование и управление спросом, с полным отторжением человека в производстве.
Таким образом, наша цивилизация, сложно миновав доиндустриальную эпоху, вкусила прелести индустриализации и едва взглянув на Звезды (космос, спутники, вооружения и т. д.) уткнулась в “Интернет” и погрузилась в общество “всеобщего” потребления. Эта метаморфоза сочетается со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития на информационной основе, связанного с переустройством общественной системы.
Поэтому при вступлении в информационно-техническую цивилизацию необходимо преодоление недостатков индустриальной цивилизации и в придание процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера – улучшения социальной заботы о членах сообщества, роста образования и здравоохранения, сокращения рабочего времени, повышения благосостояния посредством увеличения производительности труда, облегчения всех форм общения, устранения языковых и культурных барьеров. Содержанием этих изменений являются процессы, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни. Применение информационных технологий становится определяющим условием преобразования всех новейших наукоемких видов деятельности, а информация превращается в решающий фактор социального развития. Становление нового информационного общества дает перспективу такого развития, раздвигает горизонты познания.
В то же время представления об универсальной способности этого общества решать любые социальные проблемы с помощью столь же универсальных технических и технологических инструментов по меньшей мере ошибочны и иллюзорны. Какой бы сверхмощной, совершенной и социально нейтральной ни была информационная техника и технология, она не в состоянии, в силу своей социальной ограниченности, автоматически обеспечить гуманизацию всех общественных отношений, создание достойных условий жизни для всех. Применение новейших знаний, техники, технологий позволило радикально изменить структуру производства, его техническую оснащенность, минимизировать число занятых непосредственно в производственной сфере. Осязаемые результаты получены и в решении других социальных проблем. Однако опыт развитых стран показывает, что использование новейшей техники и технологии в качестве средства оптимизации общественных процессов далеко не всегда дает ожидаемый результат. Автоматизация производства, использование информационной технологии не способствуют снижению индустриальной нагрузки, так как продолжается искусственное стимулирование потребностей, стремление к увеличению потребления, а конкурентная борьба производителей национально эгоистична и не знает пощады. Экстенсивный технологический путь развития человечества чреват многими сложными и противоречивыми тенденциями.
Одной из которых, является развитие искусственного интеллекта и близких к нему информационных технологий. Причем тенденции развития цивилизации на основе искусственного интеллекта в последние десятилетия проявляются как в самообразовательной, так и образовательной системе противоречивым образом: - массовое снижение читающих книги, периодические издания – газеты, журналы и др., что ведет к деградации воображения. Чтение книги тренирует образность и организацию мышления и заставляет думать. И, наоборот, телевидение, компьютерные игры, вытеснившие книги из обихода, дают нам готовые образы и решения, восприятие которых не требует существенных умственных усилий; - снижение численности думающих, размышляющих людей. Особенно это видно на примере учащихся, школьников, студентов, что проявляется в, неумении размышлять и оформлять свои мысли в виде текстов, так как все подскажет компьютер, интернет, интеллектуальная система. Так, например, тестирование знаний отучает человека формулировать мысли на нормальном естественном языке; - создание человека-потребителя.
Рост информационных технологий по мнению ученых-теоретиков приведет к середине следующего века к технологической сингулярности и переходу человека в новое качество1 . При этом материальные блага (создание новых машин и продуктов, то есть творческий процесс) будут производиться без участия человека а интеллектуальными системами. А творческие личности будут заниматься в основном чистым (непродуктивным) творчеством. Это может привести к деградации человека и человечества в целом1 . Характеристика влияния информационно организованного общества на решение социальных проблем является комплексной задачей, требующей серьезного изучения и создания необходимых социально-экономических, правовых, нравственных и иных предпосылок для ее решения. Практика экономически развитых стран, утверждающих себя на путях информационной цивилизации, свидетельствует, что возрастающее в этих условиях усложнение всей системы общественной жизни требует усиления государственного регулирования результатов и последствий, разработки целевых программ реализации задач тактического и стратегического уровня и масштаба в становлении постиндустриального общества. Объективно, человек в современном информационно-техническом мире, значительно отличается от себя прошлого и вступает в некую новую фазу развития. Это свидетельствует о том, что человечество достигло нового уровня реализации своего потенциала на основе сверхчеловеческих возможностей современной информационной техники, биохимической генной инженерии, космической инженерии и других достижений и новшеств2 .
Таким образом, цивилизация, связанная с наукой, техникой и информационной технологией, представляет собой модернизацию человеческой жизни и раскрывается перед нами со всеми своими тревогами и проблемами. Задача общества – своевременно исследовать проблемы, связанные с изменением информационно-технического мира: позволяют ли эти изменения гуманизировать общество, отвечают ли они потребностям развития людей, содействует ли научный и информационно-технический прогресс дальнейшему сплочению всего человечества? Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность. Следует понимать, что компьютерные технологии, а в особенности сетевые, существенно влияют на жизнедеятельность человека, предполагая глобализацию и технократизацию общества.
Но в еще большей степени это влияние распространяется непосредственно на сам мозг, который привыкает работать в очень интенсивном режиме многозадачности, где уже преобладают не долгие логические размышления, а интуитивно-реактивные цепочки мыслительных формулировок в связи с огромным объемом обрабатываемой информации, количество которой экспоненциально возрастает. Возможно предположение, что увеличение объема информации и ускорение ее обработки человеком способно губительно повлиять на развитие мыслительных ресурсов человека. Иными словами, есть опасность того, что человек постепенно переходит на поддержание мозговой активности технологическими средствами прогресса посредством только лишь аналитико-синтетической переработки информации. Все это сокращает количество инновационных идей и самостоятельных мыслительных процессов, и человечество в основной массе выступает пассивным информационным потребителем, с легко программируемой мотивацией на основе информации распространяемой посредством компьютерных технологий. В этой связи отметим, что информационно-постиндустриальная эпоха требует коренного переустройства системы образования, которая волейневолей оккупирована, опутана гаджетами, сетью Интернета бессистемно подменяющей размышления и умственные нагрузки – сортировкой и отбором удовлетворяемой в тех или иных обстоятельствах информацией, не всегда оригинальной, вторичной, а то и компилированной “не первой свежести” – фальшивкой.
По нашу мнению, в системе образования любого уровня непреложны постулаты: 1) гаджет, компьютер, интернет – инструмент равный стамеске, молотку, микроскопу и т. д., и применяемый в условиях, когда другой инструмент не применим; 2) первичное формирование и накопление знаний, умений, навыков обеспечивается: моторикой письма, в плоть до правописания; устным счетом; компьютерными играми, требующими сосредоточенности, максимального внимания, усидчивости, что в юном возрасте невозможно, завершенности – победной, приносящей удовлетворение (это игра, выверенная на педагогических принципах, а не созданная для коммерческого успеха и патологической зависимости игрока); 3) иерархическое усложнение задач, требующих освоения и запоминания новых методов и алгоритмов их решения, носящих характер индивидуального задания; 4) выработка умения формировать и объяснять образы увиденного, услышанного, прочитанного в форме изложения письменным тестом или в устном воспроизведении; 5) интерактивная форма обучения на всех его стадиях не должна вводиться огульно, а лишь исподволь по всем дисциплинам, по мере развития человеческой личности, не подминаемой информационной эпохой. Но все же эра информационных технологий наступила, и человечество не может отказаться от производных технологического процесса в силу быстрого, динамического роста и стремления к продолжительной, комфортной и безопасной жизни. В этой связи необходимо четко и грамотно осознать, что развитие (разрушение) человеческой цивилизации с помощью информационных технологий зависит от количества и характера проявления (положительных или отрицательных) форм влияния данных технологий на жизнедеятельность общества.
Сысоев Иван Павлович
Скворцов Виктор Александрович
Другие новости и статьи
« Кризис концепции социального государства
Запись создана: Понедельник, 23 Декабрь 2019 в 3:49 и находится в рубриках Новости.
метки: цивилизация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика