Проблемы освоения военной риторики в военном вузе
Аннотация. Статья посвящена обзору факторов, способствующих появлению курса военной риторики в рамках военного образования, а также анализу основных проблем, связанных с преподаванием военной риторики в военном техническом вузе. В работе предложены некоторых варианты решения возникающих сложностей, рассмотрены составляющие успешного освоения раздела «Военная риторика» в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» в военном техническом вузе.
Ключевые слова: военное красноречие, военная риторика, военный речевой этикет, военное образование, методика преподавания риторики.
Современное высшее военное образование – это та сфера педагогической деятельности, которая в последние годы активно развивается, расширяется и совершенствуется. Интерес к получению военных профессий в нашей стране неуклонно растет, увеличивается конкурс в военные вузы, повышается качество подготовки специалистов. В этой связи Министерство обороны, выступая заказчиком специалистов, которые готовят военные учебные заведения, строго регламентирует содержание образования, освоение которого призвано обеспечить возможности обучения на самом высоком уровне будущих высококвалифицированных офицеров. В 2015 году был опубликован документ, определяющий требования к минимуму содержания и уровням обученности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее «Требования») [6]. В этих «Требованиях» содержался перечень обязательных для освоения учебных дисциплин и подробно описаны дидактические единицы, которые курсанты должны освоить в процессе обучения.
В числе этих дисциплин оказался курс «Русский язык и культура речи», в рамках которого значительный объем содержания обучения отводился разделу «Военная риторика». В современных Федеральных государственных образовательных стандартах, утвержденных Министерством образования для военных технических специальностей, данный учебный курс отсутствует уже почти в течение 10 лет. Его нет ни в документах 2010 года [9], ни в обновленной версии 2016 года [10]. Данная ситуация типична для современной образовательной парадигмы, направленной на обучение узких специалистов в рамках конкретных профессиональных направлений. Если сфера деятельности выпускников вузов напрямую не соотносится с речевой коммуникацией (как у инженеров разных профилей), то компетенции, связанные с общением, в Стандарты не включены. Высшее военное руководство нашей страны, тем не менее, верно полагает, что офицер – это тот профессионал, по которому судят обо всех Вооруженных Силах России. Он должен быть всесторонне образован, эрудирован, продуктивен не только в своей сфере деятельности, но в процессе взаимодействия в целом. В последние годы в рамках модернизации военного образования и армии были даже разработаны рекомендации, направленные на совершенствование коммуникативной культуры военнослужащих.
Это, прежде всего, «Кодекс чести российского офицера», в котором отмечено, что, во-первых, офицер должен «стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но и их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия (выделено нами – О.Ф.); вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений» (тринадцатый пункт Кодекса). Во-вторых, офицер «в гражданском обществе и в военной среде обязан блюсти достоинство, приличие и соблюдать правила этикета; (…) уметь вести беседу и спор» (выделено нами – О.Ф.); (девятнадцатый пункт Кодекса) [4]. Кроме того, И.С. Арцишевским было разработано учебное пособие для офицеров, направленное на формирование и развитие у них навыков продуктивной коммуникации. Выпуск этого пособия Министерства Обороны анонсировало еще в 2015 году [3]. Подобные меры во многом вызваны тем, что в девяностые годы XX столетия после реформирования штатно-организационной структуры в Российской армии наблюдалась острая нехватка подготовленных, имеющих опыт специалистов в оборонной сфере. Был снижен порог требований, согласно которым происходил отбор кандидатов в высшие военные учебные заведения и на контрактной основе, что привело к падению общей культуры выпускников, в том числе – к их недостаточному для современной армии уровню владения языком как средством коммуникации. Современная ситуация в некоторой степени создает условия для корректировки обнаруженных проблем. Поэтому «Русский язык и культура речи» и «Военная риторика» (как тема в рамках названного учебного курса) включены сегодня в учебные планы большинства технических военных специальностей. Обратимся к содержанию «Требований», определяющих направления освоения военной риторики. В документ включены компетенции, в рамках формирования которых курсанты должны:
→ знать закономерности функционирования русской военной риторики; методы и средства формирования коммуникативных способностей и культуры взаимоотношений в системе работы с личным составом. → уметь выбирать стратегию и творчески применять тактики речевого поведения для обеспечения задач в военно-профессиональной сфере деятельности; → владеть речью как формой функционирования языка в актуальных ситуациях военно-профессионального общения; навыками творчески применять речевые тактики и стратегии военного речевого общения при обеспечении задач военно-профессиональной деятельности [6: 12–13]. Если говорить о дидактических единицах, то перечень их следующий: Соотношение понятий «культура речи», «риторика», «военная риторика».
Из истории риторики, военной риторики, культуры речи. Основные этапы становления, особенности и закономерности функционирования общей риторики, русской военной риторики. Типы публичных выступлений. Подготовка публичной речи. Словесное оформление публичной речи. Понятность, информативность, выразительность, средства выразительности. Доказательность и убедительность речи. Ораторское искусство в сфере военно-профессиональной деятельности. Техника речи. Произнесение публичной речи. Культура и виды спора.
Структура доказательства. Логический и коммуникативный аспект в аргументации. С одной стороны – это большой шаг вперед, позволяющий увидеть риторическую составляющую в системе подготовки военных специалистов. Это дает надежду на то, что будущие офицеры хотя бы составят представление о том, как должно вести себя в ситуациях публичных выступлений в военной профессиональной сфере (и при реализации воспитательных задач перед личным составом, и при ведении совещаний, и на поле боя). Для этого в «Требования» включены вопросы истории военной риторики, специфика обработки и преподнесения информации при публичном выступлении с учетом специфики военной профессиональной сферы. Современная наука дает возможность в достаточном объеме освоить программный материал. Сегодня исследователями защищены диссертации по проблемам военной риторики [7], разработаны хрестоматии [5] и учебники по истории военной риторики [1; 2]. Однако в процессе освоения программного материала возникает ряд сложностей, преодоление которых, безусловно, сделает освоение курса на порядок продуктивнее. Во-первых, следует сказать о том, что коммуникация военных строго регламентирована Уставом [8]. Курсанты привыкают взаимодействовать, используя ограниченный набор речевых формул («так точно», «никак нет» и пр.), поэтому очень сложно в рамках учебных занятий говорить о некоторых требующих разрушения стереотипах военного речевого взаимодействия.
Военная риторика на поле боя – это речи, которые во многом нарушают требования Устава. Они насыщены средствами выразительности, в них встречаются приемы манипулирования. Создать подобного рода авторские примеры курсантам сложно. Такие занятия требуют увеличения количества упражнений, опоры на хорошее знание языка. Для преодоления данной проблемы в нашем вузе разработаны сборники тренинговых упражнений, позволяющих разыграть различные коммуникативные ситуации в рамках изучаемых вопросов. Во-вторых, освоение военной риторики необходимо предварять изучением тем, связанных со знанием языковых и речевых норм. Большинство этих норм должно осваиваться в школе.
Однако при поступлении в военный технический вуз знания русского языка – не самая важная составляющая, поэтому часто уровень владения языковыми нормами в курсантской среде оставляет желать лучшего. Для преодоления этой сложности было увеличено количество аудиторных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». В-третьих, для формирования устойчивого коммуникативного навыка, позволяющего использовать знания по риторике, только занятий мало. Нужна соответствующая коммуникативная среда, требующая от курсантов регулярного обращения к полученным знаниям, развития сформированных умений.
Однако в военном вузе у обучающихся крайне мало возможности выступать публично. В основном они являются подчиненными по отношению к вышестоящим офицерам, получают приказы и исполняют их. Коммуникативный процесс максимально ограничен. Эту проблему пока решить не представляется возможным. Ее преодоление перекладывается на плечи курсантов, способных поставить перед собой задачу самостоятельного речевого развития и использовать любую возможность в этих целях (например, выступления в рамках военного научного общества, на конференциях, круглых столах и т. д.). Итак, освоение военной риторики требует от педагога и вуза создания определенных условий, обеспечивающих наиболее продуктивный результат. Это совместная работа преподавателя, руководства и, конечно же, самих курсантов.
Литература 1. Зверев, С. Э. Военная риторика Древнего мира. Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. 174 с. 2. Зверев, С. Э. Военная риторика Средневековья. Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. 206 с. 3. Зуев В. «Вежливые люди» отучат поручика Ржевского сквернословить // Независимое военное обозрение. 28.10.2016. № 1023. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/nvo/2016-10-28/1_924_people.html
4. Кодекс чести российского офицера. Режим доступа: https://templarcode.com/kodeks-chesti/natsionalnye-kodeksy/169-kodeks-chesti-rossijskogoofitsera 5. Тарасова Е.Н. Военное красноречие: хрестоматия: учебное пособие для курсантов высших военно-учебных заведений / Военная акад. войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации. Смоленск: Изд-во "Ред.-изд. отд. Военной акад. войсковой ПВО ВС РФ", 2006. 105 с. 6. Требования к минимуму содержания и уровням обученности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Утверждены 10 июля 2015 г. Статс-секретарем Министра обороны Российской Федерации Н. Панковым. 2015. 69 с. 7. Уланов А.В. Русский военный дискурс XIX – начала XX века: структура, специфика, эволюция : дисс. … д–ра филолог. наук: 10.02.01. Омск, 2014. 494 с. 8. Устав внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации // Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 7−247. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) «специалист»). М., 2010. 51 с. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) «специалист»). М., 2016. 38 с.
О.П. Фесенко
Другие новости и статьи
« Достоинство офицера: былое и думы
Складывание 3 й антифранцузской коалиции »
Запись создана: Четверг, 26 Декабрь 2019 в 17:49 и находится в рубриках Новости.
метки: военный вуз, образование, вуз
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика