29 Декабрь 2019

Существующие проблемы финансирования учреждений здравоохранения

#медицина#здоровье#здравоохранение

В сложившихся социально экономических условиях учреждения системы здравоохранения осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. Основным источником по выполнению своих обязательств выступают, конечно же, выделяемые им средства из бюджета. Учитывая возможность разработки всевозможных стратегических аспектов развития лечебно-профилактических учреждений в условиях реформирования отрасли здравоохранения, становиться понятно, что особое внимание необходимо уделить развитию финансовой стратегии потому, что именно она является основной в системе перспективного развития любой организации.

Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных вложений, разработка перспективной учетной и налоговой политики – все это является главным в деятельности учреждений здравоохранения в сложившихся современных условиях реформирования отрасли. С расширением и развитием разрешенных медицинским учреждениям дополнительных денежных источников в виде платных медицинских услуг, все большее значение для обеспечения их финансовой устойчивости приобретают доходы от предпринимательской деятельности [1]. Чем больше скорость движения финансовых потоков тем эффективнее складывается вся деятельность учреждений здравоохранения. Объем имеющихся у учреждения финансовых средства является важным показателем и определяет уровень платежеспособности организации как одну из важнейших характеристик его финансового положения.

Финансовые средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью – немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам учреждений отрасли здравоохранения. В связи с этим искусство управления финансовыми активами заключается в оптимизации запасов финансовых средств, в необходимости к такому планированию движения финансовых потоков, чтобы к каждому очередному платежу медицинское учреждение по своим обязательствам постоянно обеспечивало поступление денег. Все вышесказанное говорит о том, что вопросы финансовой стратегии имеют важнейшее значение для руководителей среднего и высшего звена управления лечебнопрофилактических учреждений, которые сталкиваются со множеством проблем финансового характера в учреждениях сферы здравоохранения. В современных условиях нестабильной социально-экономической ситуации, финансовые ресурсы медицинскими учреждениями должны использоваться более эффективно. Недостаточная эффективность использования денежных средств заключается в том, что происходят большие затраты на стационарную помощь, используются дорогостоящие медикаменты, высоко затратные медицинские технологии.

В 2015 году в России завершился переход от двухканальной бюджетно страховой модели к одноканальной страховой модели на систему модели обязательного медицинского страхования, которая осуществляется за счет продажи населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования [3]. Новая схема «одноканального финансирования» дает возможность оценить качество и объем оказываемых медицинских услуг и согласовать эти показатели с объемом выделяемых финансовых активов. Переход на бюджетно-страховую модель был обусловлен, с одной стороны, увеличившимися потребностями населения в высокотехнологичной медицинской помощи и высоко квалифицированных медицинских услугах. С другой – неспособностью государства финансировать этот увеличившийся спрос. По данным РБК объем платных медицинских услуг постоянно растет. В 2015 году он составил 671,5 млрд. руб., а в начале 2016 года увеличился на 4, 3 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года [4]. Такие обстоятельства говорят о том, что население готово платить деньги за достойное и качественное предоставление медицинских услуг. В странах с развитой страховой моделью здравоохранения страховщиками выступают страховые медицинские организации.

На территории же Российской Федерации, в связи с действующим законодательством, единственным страховщиком является ФФОМС некоммерческая организация, являющаяся связующим звеном государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования. Но страховая медицинская организация выполняет лишь ограниченный перечень функций, таких как контроль над качеством, объемом и обоснованностью предоставляемой медицинской услуги. С 2017 года сбор страховых взносов был переведен в ведение ФНС, в связи с чем ответственность автоматически легла на государство, а это противоречит принципам функционирования страховой модели здравоохранения. Таким образом, имеющейся в настоящее время страховой модели финансирования здравоохранения присущи принципы бюджетной модели, т.е. функции страховщика выполняются не страховыми медицинскими организациями, а государственной страховой организацией. Национальная система здравоохранения далеко не совершенна и требует модернизации.

В настоящее время существующая Страховая медицинская организация не имеет мотивации для работы по снижению уровня заболеваемости и сохранения здоровья населения, повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Несмотря на то, что получение прибыли не является основной целью деятельности медицинских учреждений, дополнительные финансовые активы от предоставления платных медицинских услуг играют важную роль в финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения, так как за счет них формируется премиальный фонд заработной платы для медицинского и обслуживающего персонала. Все вышесказанное говорит о том, что необходимо искать совершенно новые возможности для повышения эффективности деятельности медицинских учреждений в условиях высокой конкуренции между производителями предоставления медицинских услуг, а это, в свою очередь, оказывает влияние на организационную структуру медицинского учреждения в целом, преимущества и качество предоставляемых медицинских услуг населению.

Проведенная реформа по обеспечению финансирования системы здравоохранения Российской Федерации не оправдала ожидаемого увеличения потока финансовых активов, которые регенерируют отрасль здравоохранения. Недофинансирование и нерешенные проблемы системы здравоохранения в 2015-2017 годах могут привести к ухудшению показателей здоровья населения, которые находятся в прямой зависимости от уровня государственного финансового обеспечения.

Список литературы 1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2014. 2. Мелянченко Н. Б. Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. – СПб.: Медицинская пресса, 2015. 3. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование / [В.В.Гришин и др.]. – М.: Воля, 2015. 4. С.Ю. Шелехов, «Российское здравоохранение: к чему приведут преобразования», «Эко», № 4, 2016. – с. 28-39.

Киселёва Ирина Николаевна, Филимонова Елена Владиславовна

Другие новости и статьи

« Социализация рыночной экономики в России: формы проявления и инструменты развития

Трансформация заработной платы врача в России за последнее столетие »

Запись создана: Воскресенье, 29 Декабрь 2019 в 16:27 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика