Проблемно-силовой бренд будущей России
Минобороны вступает в решающую схватку с Минфином за дальнейшую милитаризацию бюджета страны
Выступление министра обороны Анатолия Сердюкова перед депутатами Госдумы по традиции прошло в закрытом режиме. Хотя утечки все же произошли. После встречи с депутатами глава военного ведомства сообщил, что обсуждались вопросы, связанные с госпрограммой вооружений до 2020 года, оргштатными мероприятиями, и блок социальных проблем. Впрочем, озвученные министром программы дальнейшего реформирования армии обещают стать проблемными, поскольку потребуют дальнейшего увеличения военного бюджета.
Судя по документам Госдумы и Совета Федерации, которые попали в распоряжение «НГ», в ближайшие три года военный бюджет значительно вырастет и в относительном, и абсолютном выражении. И впервые за последние 10 лет превысит планку в 3% от валового внутреннего продукта (ВВП). Но, как выясняется из дискуссий с парламентариями и представителями правительства, ни социальных, ни мобилизационных, ни других проблем армии и флота такие расходы полностью не решат.
Особую обеспокоенность депутатов вызывают серьезные недостатки в социальном обеспечении военнослужащих и военных пенсионеров. «Мы не удовлетворены обеспечением военных пенсионеров, да и в целом социальное обеспечение военнослужащих оставляет желать лучшего, поэтому мы вместе с Минобороны готовим новый законопроект по денежному содержанию военнослужащих», – заявил после «правительственного часа» глава комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.
Заметим, что с 2012 года президент Дмитрий Медведев обещал радикально (в 3–4 раза) поднять денежное довольствие офицеров Минобороны и представителей других силовых структур. Но эти расходы на ближайшую трехлетку не запланированы. По оценке замминистра финансов РФ Антона Силуанова, «новая система денежного довольствия для армии и других силовых структур оценивается примерно в 500 миллиардов рублей – это 1% от ВВП». То есть начиная с 2012 года расходы на национальную оборону могут составить уже не менее 4% от ВВП. Данные расчеты сделаны Минфином без учета расходов на увеличение пенсий военнослужащим запаса. Минфин их предлагает увеличить не в разы, а на 30–40%, чтобы они составили не менее 13–15 тыс. руб. в месяц. При таком раскладе, по оценкам Силуанова, «затраты бюджета на пенсии будут в несколько раз больше, чем для военнослужащих». Таким образом, бюджетные расходы на национальную оборону, в которые будут включены и расходы для военных пенсионеров, могут составить уже после реформы выплаты денежного довольствия в 2012 году около 5% от ВВП. Заметим, что такие расходы планировала Грузия, готовясь к агрессии против Южной Осетии. Страны НАТО в среднем расходуют на оборону около 2% от ВВП. У главных военных союзников России – Белоруссии и Казахстана – этот показатель равен 1%.
Минобороны, как любое госведомство, конечно, не против увеличения размеров бюджетных расходов. Более того, руководитель департамента социальных гарантий Минобороны Анна Кондратьева считает, что «военные пенсии должны быть увеличены на 70%». И отстаивает, по ее словам, такие позиции в правительстве. Налицо явное противоречие между Минфином и Минобороны.
Выступая вчера перед депутатами, Анатолий Сердюков заявил также, что в ближайшее время в армии будет полностью решена жилищная проблема. Однако в заключении комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на бюджет-2011–2013, подписанном главой этого комитета Виктором Озеровым, говорится, что здесь возможны риски. В будущем году, утверждает сенатор, ввод в строй служебного жилья для военных будет выполнен лишь на треть от потребности. Озабочен Озеров и тем, что решение президента по обеспечению военнослужащих постоянным жильем переносится с 2010 года на 2012-й.
Комитет Госдумы по обороне разделяет мнение сенаторов по проблемам реформы денежного довольствия и возможных рисков, выполнению жилищных программ для военнослужащих, переходу на контрактную армию. Депутат Заварзин, комментируя выступление Анатолия Сердюкова, прямо заявил, что переходу полностью на профессиональную армию мешает недостаток денежных средств: «Сегодня контрактник получает 12–13 тысяч рублей, в то время как на гражданке он заработал бы больше». При этом в Госдуме демонстрируют также озабоченность и проблемами оснащения армии новыми видами вооружений и военной техники. В будущих годах будут резко увеличены закупки оружия и техники, но сократятся затраты на их ремонт и НИОКР. По мнению депутата Юрия Савенко, «это может негативно отразиться на создании научного и технологического задела при создании новейших образцов вооружения и поддержания в исправном состоянии штатного вооружения».
Владимир Мухин. НГ
Другие новости и статьи
« Опубликован топ-10 важнейших контрактов в области «оборонки»
Запись создана: Среда, 29 Декабрь 2010 в 15:00 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.
метки: безопасность, контрактник, бюджет, финансы, расходы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика