28 Январь 2020

Источники и перспективы изучения истории Крыма в период Великой отечественной войны

oboznik.ru - Крым в перекличке времён: 1854 — 1944 — 1954 — 2014
#крым#история#война

В конце 1941 г. по инициативе группы историков во главе с будущим академиком И.И. Минцем в структуре Академии наук СССР была создана Комиссия, в задачу которой входило проведение интервью с солдатами и офицерами по горячим следам боев, составление исторической хроники войны, документирование событий военного времени путем собирания разного рода материалов (сводок, газетных вырезок, трофейных документов и др.). В тех условиях научные задачи тесно переплетались с агитационными – выявлением и пропагандой фактов героизма советских воинов и сопротивления населения врагу. Поэтому стали целенаправленно собираться документы о Героях Советского Союза.

С одобрения ГлавПУР РККА Комиссия Минца (так ее стали неофициально называть) развернула активную деятельность. Кроме центральной Комиссии в Москве, сотрудники которой постоянно выезжали на места боев, в республиках и регионах страны, как правило, под эгидой партийных органов, были созданы филиалы Комиссии, которые тоже приступили к собиранию документов о событиях войны в данной местности. Поскольку четкой координации в работе и разграничения полномочий центральной и региональных комиссий по истории Великой Отечественной войны не существовало, часть собранных материалов в итоге отложилась в Москве, в современном Научном архиве Института российской истории РАН (http://komiswow.ru/), а часть – в регионах и республиках бывшего СССР. В том числе известно наличие таких архивных коллекций в Белоруссии и на Украине [1], [2], [3]. После освобождения Крыма от оккупантов в мае 1944 г. такая Комиссия под эгидой обкома партии начала работу и в Крыму2. Результатом ее деятельности стал сбор и публикация сразу после войны материалов, главным образом, воспоминаний по истории крымского подполья и партизанского движения (эти источники ныне хранятся в фондах П-156 и П-849 в Государственном архиве Республики Крым).

В конце 1945 г. московская Комиссия по истории Великой Отечественной войны при АН СССР прекратила свою деятельность. Собранные ею уникальные документы были переданы в ведомственный архив Института истории АН СССР, в котором в 1946 г. был создан Сектор истории Великой Отечественной войны, продолживший научные исследования в данном направлении. Однако архивный фонд Комиссии Минца начал активно использоваться историками лишь в последние годы. Что касается региональных коллекций военных лет, то они тоже недостаточно хорошо изучены. В настоящее время стоит задача, как минимум, создания единого электронного каталога документов центральной и региональных комиссий по истории Великой Отечественной войны. Начало этой работе уже положено: на созданном сотрудниками ИРИ РАН сайте http://komiswow.ru/ выложены описи документов центральной Комиссии, а также имеется подробная информация об основных направлениях ее деятельности, кадровом составе и др. В перспективе нами планируется сканирование всего массива материалов Комиссии Минца и формирование базы данных, включающей электронные копии документов. Желательно проделать аналогичную работу с коллекциями документов на местах, чтобы в перспективе сформировать единый банк данных центральной и региональных комиссий по истории войны. Работа с фондами Госархива Республики Крым может стать пилотным проектом такого рода.

Почему для науки важно объединение усилий московских и крымских ученых и архивистов, а также совместное изучение материалов? Эти документы в значительной степени дополняют друг друга. Московские материалы отражают в основном деятельность военнослужащих регулярных частей РККА и ВМФ по обороне Крыма и Севастополя, осуществлению десантных операций на Керченском полуострове, проведению Крымской наступательной операции 1944 г. Сохранившиеся документы Крымской Комиссии посвящены преимущественно теме подпольной и партизанской борьбы в условиях оккупации, повседневной жизни населения. Как известно, к концу оккупации удалось наладить регулярную связь с «большой землей» и добиться координации в деятельности партизанских отрядов с регулярными частями РККА. В результате весной 1944 г. Крым был освобожден совместными усилиями Красной Армии и партизан, которыми к тому времени руководили кадровые офицеры.

Однако изучение этой темы требует продолжения, в том числе по документам воинских частей, политорганов, по личным делам офицеров и генералов (преимущественно – фонды ЦАМО РФ в Подольске). Много еще предстоит сделать и по крайне острому и болезненному вопросу о коллаборационизме в Крыму, который тесно связан с современной политикой и исторической памятью. Поскольку он не может быть изучен вне контекста коллаборационизма во время войны в целом, а также без привлечения материалов советских спецслужб, войск НКВД, трофейных документов и др. (архивы ФСБ, СВР, РГВА, ЦАМО и др.), желательно, чтобы в данном направлении мы с крымскими историками работали сообща1. В том числе используя, но при этом критически переосмысливая и перепроверяя информацию, собранную Крымской Комиссией по истории Великой Отечественной войны. Не менее сложной задачей является и изучение документов московской Комиссии по истории Крыма периода войны. Этот комплекс источников состоит в основном из стенограмм интервью с военнослужащими, участвовавшими в боевых операциях в Крыму. В частности, отложилось немало интервью о Крымской наступательной операции РККА 1944 г. Отдельные интервью уже использовались в исследованиях, однако задача изучения единого комплекса источников поставлена только сейчас, в рамках проекта РФФИ, который реализует группа сотрудников ИРИ РАН.

В чем научная новизна проекта? В 1944–1945 гг. Комиссией Минца были взяты интервью у военнослужащих разного звания (солдат, офицеров, генералов) и разных воинских специальностей (пехота, саперы, артиллеристы, авиаторы, моряки, морские пехотинцы, разведчики и др.), принимавших участие в освобождении Крыма в 1944 г.

В результате стенограммы не только дают эмоциональное, «человеческое» восприятие войны, но и подчас позволяют, взятые в комплексе, взглянуть на одну и ту же боевую операцию разными глазами и с разных сторон. Поскольку из солдатского окопа и из штабного блиндажа бой выглядел по-разному, так же как отличались описания своей боевой работы, например, у саперов и артиллеристов, источники позволяют вплотную подойти к сложной научной проблеме – полифоничному показу боя. Полагаем, что реализация такого пилотного проекта на основе материалов по истории Крыма в период Великой Отечественной войны важна как с научной, так и общественно-политической точки зрения.

Литература 1. Архангородская H.С., Курносов А.А. О создании Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР и ее архива (К 40-летию со дня образования) // Археографический ежегодник за 1981 год. М., 1982. С. 219–229. 2. Батурина С.С. Археографическая деятельность Ф.П. Шевченко в Комиссии по истории Отечественной войны при АН УССР // Археографический ежегодник за 2005 год. М., 2007. С. 121–123. 3. Вклад историков в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. На материалах Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР, 1941–1945 гг.: коллективная монография / отв. ред. С.В. Журавлев. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 4. Утробин Ю.А. Деятельность Крымской Комиссии по истории Великой Отечественной войны (1943–1947 гг.) // Крымский архив. 2014. №1 (15). С. 41–49. 5. Филимонов С.Б., Утробин Ю.А. Крымские комиссии (1942–1947 гг.) по истории Великой Отечественной войны // Проблемы национальной безопасности России в XX–XXI вв.: уроки истории и вызовы современности: к 65-летию победы в Великой Отечественной войне. XVII Адлерские чтения…(21–25 мая 2010 г.). Краснодар, 2010. С. 501–504. 6. Христофоров В.С. Участие отечественных органов разведки и контрразведки в освобождении Крыма // Крым в истории России: к 70-летию освобождения. 1944—2014. Материалы военно-исторической конференции. 28 мая 2014 г. Севастополь. М.: НИИ военной истории ВАГШ ВС РФ, 2014. С. 103–109. 7. Христофоров В.С. Архивные документы по истории нацистского оккупационного режима в Крыму // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. М.: Наука, 2015. С. 408-424. 8. Христофоров В.С., Черепков А.П., Хохлов Д.Ю. Контрразведка ВМФ СССР. 1941–1945. М.: Вече, 2015.

Журавлев С.В.

Другие новости и статьи

« Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

Освоение курса экстренной медицинской помощи »

Запись создана: Вторник, 28 Январь 2020 в 17:47 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика