Диалог кино и книги: современные технологии мотивации к чтению
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
В статье осмысляются особенности диалога «книга – читатель» в условиях информатизации об щества, определяется специфика мотивации к чтению у современного поколения чита телей, рассматриваются преимущества кино как способа формирования и развития чита тельского интереса.
Ключевые слова: читателеведение; процесс чтения; книга; мотивация чтения; кино; современный читатель; «приглашение» к чтению.
Одним из ключевых свойств коммуникативного пространства современного мира является его информатизация: человек непрестанно получает различного рода информацию из различных ресурсов. Процесс информатизации, свойственный всем сферам социализации, не мог не повлиять на отношения «книга – читатель». Чтобы сегодня замотивировать читателя, «пригласить» его к книге, надо найти действенные способы этого приглашения и сделать процесс чтения максимально результативным. Основная задача читателеведения как теоретической и прикладной научной области состоит в выявлении актуальных закономерностей в диалоге между книгой и читателем. И. Е. Баренбаум отмечает, что необходимо определить «закономерности, действующие в сфере „книга – читатель“ в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей общества и отдельных его членов в литературе различного содержания»1 .
В ходе выявления этих закономерностей нужно учитывать, что читателеведение тесно связано с рядом других научных дисциплин — с социологией и особенно с библиопсихологией, изучающей, по словам Н. А. Рубакина, «живых людей в курсе непосредственного переживания ими тех или иных психических явлений»2 . Н. А. Рубакин акцентирует внимание на том, что книга — явление многогранное, она влияет на личность читателя всесторонне: «Всякая книга действует или может действовать и на интеллектуальную, и на эмоциональную, и на волевую сторону читателя, и на деятельность его»3 . Именно поэтому мотивацию к чтению нужно развить сегодня через воздействие на все перечисленные выше сферы. Особенно это касается процессов обучения в школе или вузе. Исследуя в своих работах вопрос взаимоотношений книги и кино, а также роль книги и чтения в современном информационном пространстве, О. В. Сиротюк отмечает: «В новых социально-экономических условиях общество активно включается в процессы, связанные с информатизацией.
На самой ранней стадии социализации, начиная с детского сада, ребенок имеет дело с компьютером, а дальше передовые информационные технологии захватывают его. В современных условиях возросло количество „некнижных“ каналов получения информации (телевидение, интернет), оказывающих огромное воздействие на социализацию человека и негативно влияющих на чтение: снижается престиж чтения, изменяется восприятие печатного текста (становится фрагментарным, поверхностным), существует тенденция увеличения количества литературы в кратком изложении, не дающем представления о художественной ценности материала, а мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений трансформируется (популярность набирает иллюстрированная печатная продукция, где мало текста)»4 . Обобщая современные закономерности отношений «книга – читатель», можно сказать, что одна из основных характеристик, требуемой со стороны читателя по отношению к воспринимаемому тексту — это иллюстративный характер последнего, условно говоря, нужна «картинка» — визуализированный образ. Таким образом, первый этап развития мотивации к чтению сегодня может быть основан на презентации красочного образа, притягивающего внимание.
Современное поколение читателей «приучено» различными электронными носителями не просто к рисунку, разноцветной картинке, но к движению образного ряда: именно поэтому комиксы как особый жанр, где мало текста, но много иллюстраций, динамично и детально восстанавливающих сюжет, особо популярен у юного читателя. Естественно, что комиксы в силу определенных жанровых особенностей не могут открыть читателям мир серьезной философской художественной литературы. Как в таком случае — с учетом изменившейся картины мира, полной красочных меняющихся зримых образов — замотивировать читателя? Кинематограф может стать способом «приглашения к книге», так как его наглядность и визуальность значительнее, чем в литературе, и очевиднее при первичном восприятии. В кино «настоящее в его пространственных манифестациях становится самым важным для человека, а зрительные образы начинают доминировать среди языков культурной и информационной среды»5 . В данном случае мы не говорим о замене чтения просмотром фильма. Безусловно, аналитическое и творческое мышление читателя намного активнее, чем у зрителя, но кино может стать началом «открытия» текста произведения.
Для современного поколения читателей важен эмоциональный посыл, который есть основа мотивации, и кино как синтезирующий вид искусство, соединяя музыку, драматургию, литературу, быстрее, чем текст, порождает эмоцию, вызывает желание сначала посмотреть, а потом прочитать. Кроме обширного иллюстративного ряда, кинематографу в более открытой форме, чем литературе, свойственен мимесис, на что обращал внимание Ю. М. Лотман. Он отмечал: «Всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности у аудитории. Кино — в наибольшей мере… „чувство реальности“, о котором здесь идет речь, заключается в ином: каково бы ни было происходящее на экране фантастическое событие, зритель становится его очевидцем и как бы соучастником. Поэтому, понимая сознанием ирреальность происходящего, эмоционально он относится к нему, как к подлинному событию»6 . Возможность стать «соучастником» происходящего, принять последнее как факт объективной реальности, а не как нечто надуманное, тоже важно для мотивации к чтению. Современное поколение видит мир панорамно, принимая все, как есть, то есть максимально реалистично и динамично (юные читатели, как уже было отмечено выше, привыкли к движению образов). По замечанию Ю. Б. Борева, «кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике»7 . Рассмотренные выше закономерности и особенности современной молодежной аудитории положили начало предлагаемому исследованию. В процессе настоящего исследования была проведена диагностика читателей в возрасте от 17 лет до 21 года (всего исследовано 85 респондентов). Респондентам предлагались среди прочих и следующие вопросы: • Что (или кто) является информационным источником формирования круга Вашего чтения? • Как Вы предпочитаете знакомиться с содержанием книги: посмотреть киноверсию или прочитать художественный текст? • Были ли Вашей жизни случаи, когда кино замотивировало прочитать книгу, то есть сначала Вы посмотрели, а потом захотели прочитать?
Полученные результаты свидетельствуют, что лидирующие позиции в формировании круга чтения занимает Интернет как источник разнообразной информаций; на втором месте — советы друзей, далее — советы и рекомендации преподавателей, домашняя библиотека, советы родителей. Среди ответов об источнике формирования круга чтения эпизодично встречались также «реклама в книжных магазинах», «привлекательна обложка книги». При ответе на второй вопрос, что предпочтут респонденты, чтобы узнать содержание произведения, книгу или кино, подавляющее большинство респондентов (96 %) выбрали кино. Однако показательными являются ответы на последний вопрос. 99 % опрошенных ответили, что были случаи, когда просмотр кинофильма мотивировал их к прочтению книги и указали те киноверсии, которые заинтриговали их и вызвали желание прочитать книгу.
Среди таких кинофильмов наиболее часто упоминались следующие: «Война и мир» (1966 г.; режиссер С. Бондарчук); «А зори здесь тихие» (1972 г.; режиссер С. Ростоцкий), телесериал «Мастер и Маргарита» (2005 г.; режиссер В. Бортко); киноверсии романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Хочется обратить особое внимание на ответ одного респондента, который эмоционально отметил, что «только книга помогает мне понять фильм». Данная диагностика позволяет подтвердить гипотезу о еще одной закономерности формирования читательского интереса у современного поколения — сначала большинство становятся зрителями, и, если кино смогло заинтересовать — читателями. В связи с учетом этих этапов можно предложить использование в учебном или ином образовательном процессе следующие задания для потенциальных читателей: • посмотреть фильм и сравнить его с текстом-источником (как вариант задания – написать рецензию на фильм); • снять свою версию эпизода фильма; • написать сценарий к киноверсии (проект сценария фильма требует особой «переработки» художественного текста, глубокого осмысления его формы и содержания, а это будет шаг к смысловому чтению); • снять или предложить сценарий документального фильма о книге; • предложить вариант рекламы киноверсии и книги. Еще одним способом для «открытия» художественного произведения могут стать фильмы о судьбах писателей, чьи биографии во многом стали сюжетами произведений. Так, началом знакомства с художественным миром прозы С. Довлатова может быть просмотр фильма «Довлатов» (2018 г.; режиссер А. Герман-младший). В ходе учебного процесса в лекционные курсы можно включать эпизоды из киноверсий, чтобы заинтриговать учащихся сюжетом книги.
Конечно, просмотр эпизода нарушит целостность восприятия художественного полотна, однако именно это может породить у аудитории желания восстановить полную картину, обратившись к книге. На этапе формирования читательского интереса юным читателям нужно предлагать посмотреть лучшие киноверсии художественных произведений — классику отечественного кинематографа. В частности, такие фильмы как «Слепой музыкант» (1960 г.; режиссер Т. Лукашевич), снятый по одноименной повести В. Короленко; «Белый Бим Черное ухо» (1977 г.; режиссер С. Ростоцкий) по повести Г. Троепольского; «Два капитана» (1977 г.; режиссер Е. Карелов) по роману В. Каверина; «Чучело» (1983 г.; режиссер Р. Быков) по повести В. Железникова — и сегодня они вызывают эмоциональный и интеллектуальный отклик у молодого зрителя и, возможно, будущего читателя. Итак, рассмотренные примеры и приведенные исследования читательского восприятия позволяют нам говорить о кино как об одном из действенных способов формирования и развития читательского интереса. Кино позволяет создать определенное настроение для чтения книги, удовлетворяет потребность современного поколения в визуализации образов.
При этом подчеркнем, что кино не может заменить или подменить чтение, просмотр киноверсии и восприятие текста художественного произведения — две важные составляющие процесса восприятия искусства Слова, постижения его идеи. Продолжая мысль Н. А. Рубакина, утверждавшего, что «главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя», отметим, что мотивация к чтению не ограничивается самим фактом чтения и временем, на него потраченным, но должна способствовать тому, чтобы увиденное и прочитанное осталось в сознании.
Примечания 1 Баренбаум И. Е. История читателя как социологическая и книговедческая проблема // История русского читателя. Вып. 1. Л. : ЛГИК, 1973. С. 5. 2 Рубакин Н. А. Библиологическая психология. М. : Академический Проект ; Трикста, 2006. С. 45. 3 Там же. С. 678. 4 Сиротюк О . В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве // Библиосфера. 2017. № 2. С. 17–22. 5 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М. : РИП-Холдинг, 2004. С. 5. 6 Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти раамат, 1973. 138 с. 7 Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Высш. шк., 2002. С. 200.
М. Н. ФЕДОТОВСКАЯ (ЗЛЫГОСТЕВА)
Другие новости и статьи
« О ликвидации неряшливости военнослужащими Красной армии. 1942 год
Схема снабжения Русской армии в Крымскую (Восточную) войну »
Запись создана: Пятница, 31 Январь 2020 в 17:37 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика