Роль информационных войн в истории
Актуальность исследования определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. В наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики. В данной области совокупность проблем объясняется неготовностью современного общества оказывать сопротивление любым попыткам манипулирования сознанием общества, так как оно еще совсем не сформировалось для понимания той угрозы, которая может исходить от современной коммуникационной технологии при её скрытом информационно – психологическом воздействии.
Наиболее серьёзную роль в вооруженном противоборстве информационная война начала играть сначала массовых войн «машинной» эры. Впервые печатные средства воздействия на противника широко были применены в Первой мировой войне. Особенно активно эти средства использовались Великобританией. Разбрасывание пропагандистских листовок над позициями германских войск дало неожиданно сильный эффект, и Лондон создал специальный орган для разработки информационных материалов, содержащих британскую трактовку ведения войны. В конце войны страны Антанты создали специальный штаб по морально-психологическому разложению германской армии, что сыграло определенную роль в исходе боевых действий. К его работе были привлечены писатели, художники и журналисты.
Очень большое значение придавалось пропаганде под руководством нацистской Германии. Главный пропагандист третьего рейха Геббельс сформулировал теорию пропаганды, главные принципы которой: умственное упрощение, ограничение и фильтрация материала, «вдалбливающее» повторение и эмоциональное нагнетание [2, с. 57]. При этом, следует признать высокую эффективность немецкой пропаганды в начале Второй мировой войны. В некоторых кампаниях начального периода войны немцам удавалось добиться успеха вообще без единого выстрела, а в некоторых – сопротивление противника ломалось за короткое время. Очевидно, что германские войска производили огромное психологическое впечатление на противника.
Однако в дальнейшем ведомство Геббельса столкнулось с серьезной проблемой. Пропаганда, основанная на лжи, может быть эффективной лишь некоторое время. Когда обман раскрывается, управлять массами становится значительно труднее. Многие немцы в поисках правдивой информации о положении на фронтах, предпочитали слушать английские или советские радиопередачи. В связи с этим прослушивание зарубежных радиопередач в нацистской Германии приравнивалось к государственной измене. Советский Союз тоже активно участвовал в информационной войне. Советскими специалистами были разработаны свои методы, например, синхронное вещание на используемых в Германии частотах. Это позволило вторгаться в нацистские радиопередачи прямо посреди вещания. При этом мог имитироваться голос Гитлера или Геббельса. Подобные приемы оказывали сильное воздействие на слушателей. Сам же термин «информационная война» появился в послевоенное время. Некто Томас Рона использовал данный термин в отчете, подготовленном им в 1976 году для компании Boeing, и названный «Системы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики.
В то же самое время, она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война» [1, с. 544]. К 1980 году было достигнуто единое понимание того, что информация может быть, как целью, так и оружием, и оно было умело использовано против Советского союза. В частности, именно американская агитация настолько успешно действовала на «беззащитный» мозг советских людей, что в короткие сроки в СССР начались настоящие революционные брожения, что привело к распаду Советского Союза и к фактическому подчинению властей новообразованной России американским советникам. Одна из основных целей информационной войны – достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. Ретранслятор или телецентр можно просто разбомбить, как это делали американцы в Югославии. Хорошим примером, на котором можно показать роль информационной войны в современном мире, являются первая и вторая чеченские кампании.
Первую войну на Северном Кавказе в информационном плане Россия проиграла, что называется «в одни ворота». Именно поэтому этот конфликт для большинства россиян является символом позора, предательства, абсолютно бессмысленных жертв и страданий, слабости страны и армии. Вторая чеченская война освещалась в российских СМИ совсем подругому. Доступ журналистов в зону конфликта был предельно ограничен, информация контролировалась. Под жесткий бан попали любые интервью с сепаратистами, теперь основные российские СМИ транслировали только точку зрения федерального центра [3]. Что до визуального компонента репортажей, то из него полностью пропали кадры раненых и убитых российских солдат и сожженной бронетехники.
С не меньшим успехом современные СМИ можно использовать для манипулирования собственным населением, чем с удовольствием пользуются существующие ныне авторитарные режимы. Сегодня не нужно организовывать концлагеря для оппозиции, проводить аресты несогласных или жечь книги на площадях. Для обеспечения власти достаточно просто контролировать основные средства массовой информации. Как показывает практика, этого хватает, чтобы внушить обществу практически любые установки. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «информационная война» прочно вошло в нашу жизнь, и современная молодежь, прекрасно понимает о значении и роли информационной войны в современном обществе, о том, что цель войны – разделить людей, поссорить целые страны, заставить принять навязанную точку. В современном мире, полном противоречий и взаимоисключающих интересов, информационные войны идут постоянно, на различных уровнях, между различными субъектами. Следует понимать, что именно информация правит миром, а человек – информацией и помнить, что информационная война не имеет финала, так как проблема окончания информационной войны, как и проблема ее начала, относится к алгоритмически неразрешимым проблемам. Более того, нет причин, по которым агрессор прекратил бы свое воздействие на жертву.
Список литературы
1. Абдуллаева Р.А. Информационная война: прошлое и настоящее // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-3. – С. 544- 548 2. Egorova L.S. The Impact of Information Wars on the State Stability. In: Communicology: Online Scientific Journal. Vol. 3. No. 2. 2018. P. 56-62. 3. Почепцов Г. Г. Пять новых направлений трансформации информационной войны: будущие подходы // ПСИ-ФАКТОР. Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/psyops/infowar47-2.htm (дата обращения 15.09.2019).
Коржова Д.А., Смеричевский Э.Ф.
Другие новости и статьи
« Александр Леонидович Чижевский
Информационная война как средство завоевания государств и установления мирового господства »
Запись создана: Вторник, 11 Февраль 2020 в 18:48 и находится в рубриках Новости.
метки: информационнаявойна, война
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика