11 Февраль 2020

Информационная война как средство завоевания государств и установления мирового господства

#политика#геополитика#европа

Что такое информационная война? Это миф или обыденная реальность? Реальность, которую тщательно пытаются замаскировать термином «геополитика»? Для чего она ведётся и какие цели она преследует?

Над этими, и не только этими вопросами ведутся дискуссии многих учёных, специалистов, да и просто граждан, интересующихся политикой. Большой вклад в определение понятий «информация», «информационное воздействие», «информационная война», внесли в своих научных работах Р.А. Абдуллаева [1], А.Н. Брусницын [2], И.Н. Панарин [3], Г.Г. Почепцов [4], С.П. Расторгуев [5] и др.

Война – это борьба между государствами, на которую тратятся очень большие ресурсы, как материальные, так и человеческие. Но как можно выиграть войну не применяя танков, ружей, кровавых бомбардировок? Для этого необходимо использовать более тонкие инструменты, направленные на разум врага. На сегодняшний день такие мероприятия принято называть «информационной войной».

Основными задачами, которые ставит перед собой информационная война в военное время являются: 1) деморализовать армию врага;

2) заставить население противника утратить веру в силу своего правительства, и тем самым заставить его капитулировать; 3) защитить своих граждан от воздействия на них психологических атак и информационных вбросов противника. Если термин «информационная война» появился сравнительно недавно, то методы и средства, которые используются в современности, реализовывались ещё задолго до появления первых компьютеров, смартфонов, социальных сетей. История развития информационных войн – это история развития человечества, история борьбы цивилизаций. Одним из первых кто утверждал необходимость ведения информационных операций был китайский военачальник Сунь-Цзы, свои идеи он изложил в своем трактате «Искусство войны»: «Одержать сотню побед в сражениях – это не предел искусства. Покорить противника без сражения – вот венец искусства» [6].

В качестве примера можно привести армию Чингисхана, которая шла в след за слухами и рассказами об их жестокости и непобедимости, что по сути разрушало моральный дух противников и лишало их всяческой надежды на победу. При виде монгол, жители городов, охваченные паникой, практически сразу капитулировали и отдавались на милость победителей. Однако наибольшую изощренность информационная война приобрела во время Первой мировой войны. Именно в этот период отмечается создание специальных министерств, ведомств, служб, основная задача которых состояла в подрыве авторитета государства-противника, а также в увеличении собственного авторитета в глазах своей армии и населения.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методы, такие как: пропаганда, дезинформация, запугивание, изменение статистических данных и т.д. Одной из блестящих информационных технологий того времени, была так называемая пропаганда ужасов, которую англосаксы использовали против немцев. В авторитетных британских газетах печатались абсолютно лживые материалы о зверствах немецких солдат: насилие монашек и детей, казни и издевательства над священниками, разрушение церквей и детских домов, жестокие убийства британских солдат и т.д. Самой изощренной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. Он вызвал целую бурю негодования во всем мире: после этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт.

В период Второй мировой войны все участники конфликта уделяли информационной войне огромное значение. Особенностью этого конфликта стала еще большая роль масс медиа, появилось радио и кинематограф. Можно с уверенностью сказать, что главным мастером и «художником» пропаганды в этот период была Германия. Немцы, для увеличения собственного авторитета в глазах граждан, снимали специальные пропагандистские кинофильмы, в которых отображалось всё могущество и сила Фашистской Германии. Они искусно изменяли статистические данные и всячески увеличивали героичность, непобедимость и силу своей армии. Каждая незначительная победа становилась величайшей, каждое отступление или поражение трактовалось как стратегический маневр.

Советский Союз тоже активно принимал участие в информационной войне. Советские пропагандисты на фронте активно использовали громкоговорители, через которые к немецким солдатам обращались пленные, призывая своих товарищей сдаться. Помимо этого, были разработаны специальные технологии, например, синхронное вещание на используемых в Германии частотах. Это позволило беспрепятственно проникать в нацистские радиопередачи прямо посреди вещания. При этом мог имитироваться голос Гитлера или Геббельса. Подобные приемы оказывали сильное воздействие на слушателей [1].

Негативные информационные воздействия способны глубоко деформировать морально-политический климат в обществе, индивидуальное, групповое и массовое сознание. Поэтому локальные масштабы последствий использования «грязных» информационных технологий постепенно перерастают в глобальные – отчуждение граждан от своего государства. После окончания «холодной войны» и распада Советского Союза Соединённые Штаты упорно стремятся утвердиться в качестве глобального политического и военного лидера. Одним из приоритетных направлений, от развития которого зависит сохранение и упрочение их положения в мире, является информационное превосходство над любым возможным противником.

Не случайно в американском экспертном сообществе одной из наиболее дискутируемых тем является концепция информационной войны как форма межгосударственного противоборства в постиндустриальном обществе и средство завоевания государств и установления мирового господства. В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют колоссальные возможности по сравнению даже с великими пропагандистами прошлого.

В нашем докладе приведена лишь малая часть тех средств и технологий, которые использовали, используют и будут использовать государства в информационных войнах, с целью установления мирового господства.

Список литературы 1. Абдуллаева Р.А. Информационная война: прошлое и настоящее // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-3. – С. 544- 548. 2. Брусницын А.Н. Информационная война и безопасность. – М.: Вита-пресс, 2001. – 280 с. 3. Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика / И.Н. Панарин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 352 с. 4. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований / Г. Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 2000. – 576с. 5. Расторгуев С. П. Информационная война/ С. П. Расторгуев. – М.: Радио и связь, 1999. – 416с 6. Сунь-Цзы. Искусство войны. Основы китайской военной стратегии. – С-П.: Диля, 2006. – С. 38.

Мироненко Д.С., Шавыркин Б.Б.

Другие новости и статьи

« Роль информационных войн в истории

Экономические аспекты военного строительства в России »

Запись создана: Вторник, 11 Февраль 2020 в 19:06 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика