11 Февраль 2020

Экономические аспекты военного строительства в России

oboznik.ru - Военно-экономическое обеспечение обороны Российской Федерации

#экономика#военнаяэкономика#Россия

Современная военно-экономическая деятельность, военные приготовления, военное строительство – крайне затратны во всех отношениях: экономическом, политическом, гуманитарном. Войны, присущие человечеству все годы его существования, всегда сопровождались огромными человеческими и материальными жертвами. Так, только во Вторую мировую войну мир потерял десятки миллионов человек: СССР – 25,6; Китай – 11,2; Германия 7,0; Польша – 6,8; Япония – 1,8; Югославия – 1,7; Франция – 0,8; Италия – 0,41; Великобритания – 0,39; США – 0,29.

При этом боестолкновения требуют огромных материальных затрат. По оценкам экспертов ООН при нанесении удара только по площади 1 кв. км затраты составляют: обычным оружием – 2000 долл., ядерным оружием – 800 долл., химическим оружием – 600 долл. А таких «километров» может быть очень много. Нельзя не признать, что потери и затраты во многих случаях являются неизбежными, особенно когда речь идет об обеспечении суверенитета государств. Впрочем, «фактор войны» в современном мире никто не отменял, хотя сегодня, в том числе перед военно-экономической наукой, стоит актуальная задача сокращения возможностей ее возникновения, снижения уровней противостояния и потерь. Однако сейчас можно наблюдать и ярко выраженную упрощенную «антивоенную» риторику.

Так, журнал ― Вопросы экономики анонсировал статью А. Кудрина и А. Кнобеля ―Бюджетная политика как источник экономического роста где объясняется, ―насколько губительно для российской экономики бремя растущих расходов на оборону и предлагается «…сократить расходы на оборону с нынешних 4,4% ВВП до 2,8%…».80 Причем по мере роста проблем в отечественной экономике эта точка зрения приобретает новых сторонников в самых разных, в том числе властных, интеллектуальных, образовательных кругах. На наш взгляд, эти оценки в целом необъективны, они не учитывают всей сложности и многогранности современного мира, необходимости совмещения задач развития экономики и общества и обеспечения надежной национальной безопасности и обороны РФ. Особо подчеркнем, что сегодня глобальные военные расходы (в 2017 г., данные СИПРИ, в млрд. долл. США) составляли: в целом в мире 1739 млрд. долл., при этом на США приходится 610,0 млрд. долл. (35% мировых расходов); КНР – 228,0 млрд.; Саудовскую Аравию – 69,4 млрд.; Великобританию – 47,2 млрд. долл. Кстати, Россия на этом фоне в отношении военных расходов совсем не слишком выделяется – 66,3 млрд. долл. 81 Более того, одновременно с войнами, ведущимися с применением традиционных средств поражения (авиация, артиллерия, корабли, ракеты и др.), все больше используются (они были и ранее) иные способы противоборства в рамках

так называемых «гибридных войн». В их числе: использование финансовых рычагов (доллар как главный рычаг давления, банки – концентрация золотовалютных ресурсов, контроль финансовых потоков, кредиты, целевое финансирование и т.д.); применение экономических санкций (и против России), скупка или «обнуление» активов национальных экономик (Греция, Венгрия), «агрессивная» дипломатия (например, голосование в ООН «по указке»), манипуляция общественным сознанием, деформация и разрушение системы образования и цивилизационной идентичности в целом ряде стран. По мнению многих специалистов, сегодня использование информационного и кибероружия, нанесение «удара» по финансовому сектору может оказаться гораздо эффективнее даже нападения военными средствами, а манипулирование с глобальным финансовым рынком – «опаснее для экономики, чем атомное оружие». Реально наблюдается своего рода «смесь» экономических войн и применения вооружѐнного насилия для решения самых разных задач. Так, экономический кризис 1929-1933 гг. был разрешѐн за счѐт роста милитаризации мировой экономики и затем – Второй мировой войны. Примеры прямого вооружѐнного вмешательства – Ирак, Ливия, Югославия, Сирия и др. имели и ярко выраженную экономическую составляющую. Именно таким образом используется интеграция экономических войн и применения вооружѐнного насилия, при решении конкретных задач они могут меняются местами или существуют одновременно.

Так, Вашингтоном наиболее активно используются, наряду с военной силой, самые разнообразные средства, механизмы, рычаги, методы в ходе проведения «гибридных» войн: информационное воздействие, в том числе через интернет, создание, финансирование и использование лояльной внутренней оппозиции, которая может быть задействована в критической ситуации, система подготовки «лояльных» интеллектуальных кадров, скупка «мозгов» и вывоз их за рубеж, финансирование терроризма, шантаж, всякого рода скандалы, включая допинговые в спорте. Это и уже ставшие классикой в системном противоборстве «цветные революции» (Египет и др.), использование частных военных компаний. Подчеркнем, подобные методы сегодня применяются ВСЕМИ, просто США делают это более решительно, массировано, можно сказать, комплексно и результативно – таковы сегодня «правила Большой игры» – «игры без правил». Комплексная сила, совокупная мощь государств и их объединений сейчас решает очень многое, если не все. За первое десятилетие XXI века работу за рубежом нашли до 800 тыс. российских ученых. А за 90-е годы XX века число выехавших за рубеж ученых и специалистов, только из российских оборонных НИИ и предприятий ОПК составило не менее 70 тыс. человек. При этом за период 1991-1996 гг. только из структур «Арзамас-16» за границу выехало более 5 тыс. специалистов-атомщиков высокого уровня. 82 Ну а сегодня ежегодно нашу страну покидает порядка 15% выпускников российских вузов. В настоящее время одной из важнейших проблем военного строительства РФ является подготовка квалифицированных, в том числе научных кадров в сфере военной экономики и военных финансов для практической и аналитической работы, без чего невозможны эффективные военно-экономическая деятельность и обеспечение боеготовности ВС РФ. К сожалению, сейчас сложилась ситуация, когда проблемами экономического обеспечения функционирования военной организации в прямой постановке не занимается ни один отечественный НИИ - ни в системе РАН,

ни в отраслевых министерствах России. При этом расходы федерального бюджета государства на обеспечение обороны и безопасности страны составляют около 30% его общей суммы, их экономия, рациональное расходование являются первостепенной задачей. Экономическое и военно-экономическое обеспечение военного строительства РФ – это и изучение зарубежных экономик и военных экономик. В России им занимаются, в том числе, институты РАН: в первую очередь это Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Соединенных Штатов Америки и Канады (ИСКРАН), институты Африки, Дальнего Востока, Европы, Латинской Америки, Востоковедения. Но самое трудное, как нам представляется, в данный момент – это проведение комплексных военно-экономических исследований в интересах военного строительства РФ. Что касается той же системы РАН, то комплексными экономическими проблемами занимаются Институт народнохозяйственного прогнозирования, Институт экономики, Центральный экономико-математический институт, Институт проблем рынка и др. В Минпромторге России прикладными военно-экономическими проблемами оборонной промышленности занимаются ВНИИЦентр, ЦНИИЭСУ и др. Но научноисследовательской организации, занимающейся комплексным исследованием именно военной экономики России, в настоящее время нет. Очень болезненный вопрос – подготовка кадров и специалистов высокого уровня для военно-финансовой деятельности и соответствующих структур МО РФ и ОПК. Многие годы в СССР и затем в России активно функционировали два учебнонаучных центра Министерства обороны – в Ярославле и в Москве. В них не только готовились военные специалисты финансово-экономического профиля, но и велись прикладные исследования.

Также в них функционировали специализированные (закрытые) диссертационные советы, которые готовили высокопрофессиональные научные кадры по военной экономике и военным финансам. За годы работы диссертационного совета по военно-экономической проблематике было защищено около 150 докторских и кандидатских диссертаций. На сегодня Ярославское военнофинансовое училище (затем – Военная финансово-экономическая академия) и Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте (затем – Военный финансово-экономический университет Минобороны) ликвидированы. Часть Ярославского училища преобразована в факультет в Военном университете Минобороны, который готовит кадры по специальности «экономическая безопасность», что не вполне соответствует профилю Минобороны, а отвечает потребностям скорее иных силовых ведомств, действующих в сфере обеспечения не внешней оборонной, а внутренней безопасности (МВД, Росгвардия и др.). В настоящее время в целом по Российской Федерации работает ряд диссертационных советов по специальности 20.01.07, в том числе в Военном университете Минобороны РФ, Российской академии ракетно-артиллерийских наук (РАРАН), Военной академии Генштаба, Центре оборонных проблем Академии военных наук (АВН), Вольском институте материального обеспечения (филиал ВА МТО), Военной академии МТО, в Санкт-Петербургском университете МЧС. Это также объединѐнный совет 46-ого ЦНИИ МО. Подчеркнем, что в настоящее время военноэкономическая, включая военно-финансовую, деятельность в структуре МО, ОПК – одно из самых слабых звеньев, негативно влияющих на общую эффективность их функционирования, развитие и продвижение прорывных технологий. Министр финансов РФ А. Силуанов в лекции, прочитанной студентам Финансового университета при Правительстве РФ о роли госбюджета и ГОЗ в экономическом росте страны, высказался примерно так: «Произведем танк, а на нем дальше не будешь пахать и приносить добавочный продукт.

Никакого дополнительного ВВП он не приносит. Увлечение военными расходами в 1987- 1989 гг., к которому добавилось снижение цен на нефть, привело к распаду государства». Безусловно, министр финансов имеет свою точку зрения на данный вопрос, он просто обязан судить обо всем «со своей колокольни» (хотя, на наш взгляд, военные расходы и военная деятельность – все же не главные причины распада СССР). Однако, по нашему мнению, ему недостает как раз комплексного видения проблемы, простой военно-экономической подготовки, понимания важности эффективного сочетания интересов гражданской экономики и обеспечения национальной безопасности. Мы полагаем, что во всех экономических, финансовоэкономических вузах страны необходимо выделять учебное время именно на вопросы взаимодействия гражданской и военной экономики, рационального распределения средств и ресурсов между ними. Но, к сожалению, военную экономику как дисциплину, включая войсковую сферу военной организации государства, в российских вузах не изучают. Следует констатировать: сегодня в руководстве военной финансовоэкономической системой Минобороны РФ можно видеть не просто гражданских специалистов, но, более того, не имевших до назначения на должность достаточного представления о сущности и специфике военной и военно-финансовой службы.

За кадром и вне внимания лиц, принимающих решения в области обороны и безопасности, во многом остаѐтся такой документ, как «Основы государственной политики РФ по военному строительству», утверждѐнный Президентом РФ В.В. Путиным, где чѐтко сказано: «Для повышения эффективности использования материальных и финансовых средств, направляемых на обеспечение военной безопасности РФ, шире применять в планировании финансового обеспечения методы и результаты военно-экономического анализа, а также программно-целевой подход». Таким образом, в данном докладе мы акцентируем внимание на следующих вопросах, представляющих особую важность для военного строительства РФ: - в настоящее время происходит глобальная эволюция способов межгосударственных противоборств, где традиционные способы подчинения стран и народов сочетаются с внешне неявными, имеющими в своей основе финансовоэкономические, информационные и другие приѐмы экспансии, «гибридной» войны; - среди методов и приемов этой войны, в том числе со стороны нашего вероятного противника: дестабилизация общества, создание и активизация групп фокусировки протеста, деятельность которых может оказаться эффективной в чрезвычайных обстоятельствах, особенно в случае дальнейшего резкого снижения жизненного уровня населения. Это также задача снижения, парализации, направления по ложному пути научного и интеллектуального потенциала РФ.

Поэтому среди главных задач отечественной оборонной и военноэкономической науки – способность прогнозировать появление и применение новых способов противоборства, оценивать последствия, искать пути нейтрализации их негативных воздействий, как и возможности контригры. В этом плане задача военноэкономической науки состоит и в оценке и прогнозе затрат на нейтрализацию воздействий вероятного противника, потерь от возможного снижения потенциала государства по выполнению своих функций, в предотвращении замедления темпов развития экономики и обеспечения благосостояния российского общества.

С.Ф. Викулов

Другие новости и статьи

« Информационная война как средство завоевания государств и установления мирового господства

Возможное повышение денежного довольствия в 2020 году »

Запись создана: Вторник, 11 Февраль 2020 в 19:25 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика