13 Февраль 2020

Иллюзия свободы. CМИ как средство манипуляции массовым сознанием

oboznik.ru - Как ведется война против России

#СМИ#манипуляция#информационнаявойна#информация#общество#время

В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры многих народов за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещение их профессионально выстроенными коммуникациями с помощью посредничества СМИ и СМК. Традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности коллектива и поддерживали необходимый для его выживания баланс идентичностей «Я» и «Мы».

С появлением государств начался процесс формирования Мыидентичности другого уровня. Этот процесс хорошо передается известной фразой: «Если государству от нас что-то надо, оно предпочитает, чтобы мы считали его родиной». Государства сознательно формировали Мыидентичность, используя все возможные средства – СМИ, религию, государственные праздники, но для этого необходимо было ослабить первичные коллективные идентичности – родовую, племенную или этническую.

Следовательно, государство было кровно заинтересовано в том, чтобы развивать и совершенствовать средства коллективного воздействия на сознание людей. На этом этапе происходит профессионализация коммуникаторов и их отрыв от первичных коллективов. Оттачивалось мастерство и навыки оказания влияния на аудиторию. Такое воздействие все более и более демонстрировало свою манипулятивную сторону[1]. По мнению В.П. Пугачева, «формирование управляемых иллюзий свободного выбора с помощью прямого обмана, манипуляции и программирования психики имело место во все времена и среди всех народов. Однако в политике такое управление свободой осуществлялось преимущественно эпизодически по отношению к отдельным людям или сравнительно небольшим группам общества, было направлено в основном на формирование у подданных или граждан политической пассивности и апатии»[3]. Обратим внимание, профессионалы коммуникации учились управлять массовым поведением в обществах, в которых господствовала социальное и имущественное неравенство. Для этого постепенно были выработаны приемы, влияющие на поведение масс.

По желанию заказчика можно в определенный момент мобилизовать людей. Необходимо лишь с соответствующей интенсивностью вбрасывать определенного рода информацию, актуализирующую ту или иную идентичность. Можно вызвать усталость и апатию населения за счет имитации в коммуникативном пространстве активной деятельности. Если это продолжается достаточно долго и не сопровождается изменениями в реальном пространстве, то это ведет как раз к усталости, апатии и чувству невозможности что-либо изменить. Для того чтобы лучше понять это, достаточно посмотреть деятельность СМИ и телевидения любого государства за несколько дней до начала противостояния с другим государством или же начала боевых действий, когда известно, что это событие наступит. В ситуации, когда СМИ становятся главным средством социализации, что происходит, например, в России, молодые люди не видят необходимости походить на своих родителей, тем более на бабушек и дедушек. Связь поколений прерывается, и становится возможным при помощи только информационно-коммуникационного влияния прививать молодежи те ценности, которые выгодны хозяевам телеканалов и владельцам СМИ. Современные технологии коммуникации и информирование сейчас маскируется под коммуникацию, позволяют вести информационные войны.

Традиционная культура в большинстве стран еще жива, но это – культура уходящая. В условиях господства средств массовой информации и коммуникации постепенно уходят навыки самоорганизации населения, растет степень индивидуализации людей. Представляя возможности ухода в виртуальную реальность, современные СМК ослабляют возможности самореализации в действительности. Кроме того, «степень влияния средств массовой коммуникации на аудиторию связано не только с тем, о чем говорится, но и с тем, о чем не говорится. Причем последнее оказывается более важным. То есть, не только поддерживается статус-кво, но и не поднимаются важные вопросы социальной структуры общества. Итак, способствуя конформизму и минимизируя возможности проявления критических настроений в обществе, коммерческие средства массовой коммуникации опосредованно, но эффективно препятствуют развитию реального критического мировоззрения» [4, с. 32-34].. Современные коммуникативные технологии обладают большим потенциалом влияния, но сами по себе они нейтральны. Их можно использовать с разными целями, как во благо, так и во зло. Так, современные компьютерные технологии могут существенно расширять возможности получения образования или поиска друзей по интересам. С другой стороны, компьютерное общение может служить препятствием реальному общению, лишая людей таких навыков. Виртуальная идентичность является все же мнимой идентичностью, которая в реальной жизни в большинстве случаев никогда не сможет реализоваться.

Жестко оценивать эту ситуацию, по мнению В.Н. Гасилина, с позиции этических категорий «хорошо» – «плохо», «благо» – «зло» все же, видимо, некорректно [2]. Современные коммуникативные технологии могут транслировать как мифы прошлого, так и мифы настоящего. С их помощью имеющие такие возможности люди могут внушить то, чего нет в реальности, могут подправить, подретушировать реальность. Таким образом, идентичность может быть сильно ослаблена или даже разрушена и впоследствии замещена другой. С другой стороны, современные коммуникативные технологии могут использоваться в целях артикуляции или даже укрепления традиционных идентичностей. Попытки вмешательства в традиционную культуру или попытки ее переделки представляются опасными.

Список литературы 1. И. Кант. О мнимом праве лгать из человеколюбия / Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С.294. 2. Коледа С. Моделирование бессознательного / С. Коледа. – М., 2000. – С. 214. 3. Пугачев В.П. Управление свободой / В.П. Пугачев. – М.: КомКнига, 2005. 4. Ревуцкая Е.А., Рязанов А.В. Современные коммуникативные технологии и традиционное общество. // Власть – 2012 – С. 31-34.

Лунёва Е.В.

Другие новости и статьи

« 100 граммов водки на день физкультурника

Медицинский отряд спецназа получил партию новейших автоперевязочных модулей »

Запись создана: Четверг, 13 Февраль 2020 в 19:25 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика