11 Март 2020

Игорь Дмитриевич Сергеев: судьба дает шанс каждому

oboznik.ru - Игорь Дмитриевич Сергеев: судьба дает шанс каждому

#судьба#история#общество

То, что дни Игоря Родионова на посту министра обороны были сочтены, в канун майского заседания Совета обороны было ясно практически всем, кроме самого главы военного ведомства. Но то, что его преемником станет главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал армии Сергеев, не мог предположить, никто, включая и самого Игоря Дмитриевича. Когда через минуту после отстранения от должности Родионова и начальника Генштаба Самсонова президент назвал фамилию Сергеева, все присутствовавшие были уверены, что того приглашают просто выступить.

Генерал и направился было к трибуне, но был президентом остановлен. Ельцин предложил Сергееву министерский пост, и тот без колебаний и предварительных условий это предложение принял. Надо сказать, что генерал Виктор Чечеватов, получивший через несколько минут после Сергеева предложение возглавить Генштаб, предпочел отказаться. А готовность Сергеева означала: еще в подмосковной Власихе, в командном центре РВСН, генерал не раз предавался размышлениям на тему «Если бы директором был я». Он никак и никогда не проявлял своего желания занять кресло министра, но внутренне был, очевидно, готов возглавить военное ведомство.

Игорь Дмитриевич Сергеев относился к тому типу честолюбивых людей, которые полагают: судьба дает шанс каждому – и людям удачливым, и неудачникам. Но только первые отличаются от вторых тем, что они всегда готовы максимально использовать представившуюся возможность. И не случайно именно Сергеев стал первым (если не считать легендарного создателя РВСН маршала Митрофана Неделина) «настоящим» ракетчиком, поставленным во главе ракетных войск (остальные главкомы приходили из других видов Вооруженных сил), а затем и первым ракетчиком, занявшим должность министра обороны.

Впоследствии Сергеев станет и первым маршалом России. Впрочем, в начале 1960-х юный флотский лейтенант Игорь Сергеев явно недооценивал перспективы, которые открывало перед ним неожиданное назначение в стратегические ракетные войска, тогда только создававшиеся. Одна мысль о том, что придется распрощаться с черным кителем, кортиком и, главное, форменными флотскими ботинками, приводила его в откровенное уныние. «Уволюсь, но сапоги не надену», – в отчаянии говорил он сослуживцам.

В итоге в сапоги влезть пришлось, причем в резиновые: стартовые позиции «стратегов» разворачивали в глухих болотистых местах. Но тосковал по военно-морской форме Сергеев недолго. Люди, знавшие Игоря Дмитриевича в начале его службы, вспоминают, что, пока собранные из разных видов Вооруженных сил офицеры сетовали на свою горькую долю, наш герой с полной отдачей занимался освоением принципиально новой техники. Именно это умение полностью сконцентрироваться на поставленной задаче и обеспечило ему неуклонное движение наверх. Любовь к учебе Сергеев пронес через все годы до высоких генеральских погон. Он не ограничился обязательными для продвижения по службе военными академиями Дзержинского и Генерального штаба. Главкому РВСН, то есть войск, которые, как шутил Сергеев, уверенно держат первенство по количеству кандидатов и докторов наук на единицу боевой техники, негоже было быть «неостепененным».

В 1997 году Сергеев защитил докторскую диссертацию, причем не по военным, а по техническим дисциплинам: по автоматизированным системам управления. При этом к написанию сего научного труда относился со всей серьезностью, перед защитой даже начал курить после многолетнего перерыва. Оказавшись после распада СССР вместе со всей армией в сложной и совершенно ему незнакомой ситуации, Сергеев не растерялся и, что для практика не характерно, стал искать ответы в теории.

Когда в 1993 году на рабочем столе главкома появились экономические журналы, сослуживцы пожимали плечами – надо же чемто занять место, освободившееся от материалов последнего съезда КПСС. Но вскорости Сергеев отправился сам в Академию управления и потащил за собой заместителей. Многозвездные генералы уселись за учебники и даже получили магистерские степени по экономике. Не берусь утверждать, что степени, полученные генералами, полностью соответствовали высоким научным стандартам. Не в степенях дело, а в том, что ракетные командиры первыми в Вооруженных силах познакомились с азами рыночной экономики.

Надо думать, во многом благодаря этому экономическому ликбезу руководство РВСН и не впало в истерику, когда в 1995–1996 годах дела с финансированием стали совсем скверными. Ему удалось добиться концентрации средств на важнейших направлениях и пройти между Сциллой безденежья и Харибдой деградации. По итогам проверки 1996 года из всех видов Вооруженных сил лишь РВСН были признаны полностью боеготовыми. Нет сомнения, что в конечном счете экономические штудии ответственны за революционные изменения, произошедшие в сознании бывшего советского генерала. Сергеев одним из первых (и, увы, немногих военачальников) понял: отныне государство будет давать армии не сколько «нужно», а сколько сможет.

И задача министерства не искать аргументы, способные заставить правительство раскошелиться, а научиться с пользой тратить каждый рубль. Не случайно, заняв должность, министр первым делом создал экономическое управление в военном ведомстве. Игорь Дмитриевич, рассказывали его бывшие подчиненные, командир весьма жесткий. В этом не раз убеждались те, кто принимал его интеллигентную манеру держаться за признак слабости. Тех, кто пытался фамильярничать, Сергеев ставил на место беспощадно. Последовательный сторонник принципа единоначалия, он весьма ревниво относился к любым, даже кажущимся посягательствам на свое право окончательно принимать решения по любому вопросу. Ракетчик-практик, он еще в должности главкома испытывал раздражение в отношении заместителя министра Андрея Кокошина с его, как казалось Сергееву, заумными концепциями стратегической стабильности. Однако поначалу, пока Сергеев остро нуждался в новых идеях, он поддерживал нормальные деловые отношения с Кокошиным. В бытность главкомом РВСН Сергеев старался как можно меньше мелькать в министерских коридорах, вел себя крайне осторожно, с министрами не спорил, свое мнение при себе же и держал.

Однако в вопросах, которые полагал принципиальными, высказывался вполне определенно. Зная негативное отношение Родионова к российско-американскому договору СНВ-2, он неизменно выступал в поддержку этого соглашения. В частности, и потому, что отдавал себе отчет – от ракет, ликвидация которых предусмотрена этим соглашением, придется избавляться в любом случае: истекали гарантийные сроки их эксплуатации. При этом Сергеев хоть и предпочитал держаться в тени, но, как всякий опытный администратор, умел в случае надобности показать товар лицом. В командном центре РВСН в подмосковной Власихе в 1996–1997 годах побывало немало именитых гостей: от секретаря Совбеза Ивана Рыбкина до премьера Виктора Черномырдина.

Что говорить, учебная боевая тревога, когда через несколько десятков секунд после команды «Пуск!» ракетные соединения по всей стране передают в подземный командный центр подтверждение готовности к запуску, впечатляет. Говорят, Павел Грачев после таких учений несколько растерянно заметил: «Это же быстрее, чем я на парашюте спускаюсь». Не исключено, что одна из таких демонстраций сыграла решающую роль и в назначении Сергеева министром. Незадолго до своего увольнения Игорь Родионов не на шутку перепугал весь мир, заявив, что из-за недостатка средств Москва может потерять контроль над ядерным оружием. Проверка же, учиненная по приказу президента, к удивлению Кремля, не выявила никакой потери контроля. Наоборот, отметила, что в ракетных войсках царит порядок – и это в условиях хронического безденежья. Таким образом, во главе военного ведомства встал, пожалуй, самый образованный и интеллектуальный из высших российских генералов.

Александр Гольц. Военная реформа и российский милитаризм. – СПб.: Норма, 2019. – 360 с.

Другие новости и статьи

« Герои с неограниченными возможностями

Цифровая эпоха как последняя утопия истории »

Запись создана: Среда, 11 Март 2020 в 19:20 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика