Сторителлинговые технологии управления информационным потоком в ситуации политической конкуренции и цифровой блокады
Аннотация. В условиях политической информационной конкуренции, возможной ситуации «цифровой блокады», российский истеблишмент учится с помощью новых медиатехнологий управлять информационным потоком. В статье анализируются новые явления цифровой эпохи – различные виды и типы цифрового сторителлинга: кросс-медийного, мультимедийного, трансмедийного.
Сторителлинг рассматривается как технологичный метод, сочетающий классические приемы медиавоздействия на массовую аудиторию и теорию мифов, основ драматургии. Дается описание столителлинга с точки зрения теорий психологии массовой коммуникации, предлагается авторская методика оценки коммуникативной структуры сторитейлинга с позиции психодинамического, драматургического, нарративного подхода.
Ключевые слова: Психология массовых коммуникаций, цифровые медиа, кросс-медиа, мультимедиа, трансмедиа, сторителлинг
Все сферы человеческой деятельности получили цифровой профиль, активно подменяющий, вытесняющий «физическое» действие. Войны и противостояния, политическая конкуренция тоже получили информационный статус. Как отмечают аналитики ИНСОР, «стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника — при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций» [1]. В данной ситуации, важно учится управлять информационным потоком, оставаясь активным, профессиональным модератором цифрового контента. Одной из технологий, успешно применяемой для цифровой коммуникацией стал сторителлинг (storytelling) как цифровая стратегия передачи информации в виде завершенных историй с применением моделирования оригинальных семиотических «упаковок». Сторителлинговые технологии сегодня влияют на развитие всех направлений массовой коммуникации: PR, пропаганды, маркетинга, журналистики.
Так, в политической журналистике новость должна быть создана с учетом перехода с одной медиа платформы на другую, без потерь для цельности и уникальности контента. Конкуренцию в трансляции таких новостей выигрывают цифровые проекты, имеющие возможность динамично управлять интерактивом, обновлять инфографику, включая анимационные ресурсы, пространственное моделирование и пр. Сторителлинг – новая форма передачи информации, которая базируется на особенности кросс-чтения, применении эджайл-подходов, в условиях информационного стресса и переизбытка информации. Известный блогер-сторилеллер Никита Обухов, анализируя свой опыт резюмирует: «Кросс-чтение (скимминг): чтение идет только по заголовкам, врезам и так далее. Если попадается что-то интересное, внимание останавливается. Важно учитывать чтение второго типа. Структура материала должны считываться беглым взглядом… «залипающие» кнопки, остаются в поле зрения при скроллинге страницы» [2]. Для управления внимания в сторитейлинге используется герой, среда (контекст), цель и мотивы героя. Одним из наиболее применяемых для анализа эффективности воздействия влияния творческого произведения (к которым относится текст медиа) был и остается психодинамический метод. Современное представление о понятии «психодинамической модели» творческого произведения базируется на теоретическом предположении о том, что все человеческое функционирование (и особенно результаты креативной деятельности) формируют динамические (интерактивные) психологические силы.
Как говорил гений парадокса О. Уайльд: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». В каждой политической истории предъявляется содержание ценностных структур личности и социума, драматизма опыта внутренних и внешних конфликтов, содержания явных и скрытых сфер общественного сознания. Пальма первенства в психологическом анализе текстов искусства принадлежит К. Юнгу и 3. Фрейду, А. Менегетти. Анализ архетипов и мифов в сюжете «объекта» культуры представлен в работах М. Бахтина, «мифологизаторов» американской школы - Д. Кемпбэлла, Э. Нойманна, Р. Робертсона и др. Немало глубоких исследований проведено по изучению психологических стратегий воздействия архетипов и образов драматического произведения, в частности, это работы 3. Кракауэра, А. Минегетги, Н. А. Хренова, М. Конфорти. Если бы каждый передавал информацию и получал ее без единого смыслообразующего базиса, в мире не возможны были бы стратегии информационного управления обществом.
В основе образного восприятия лежат архетипы как базовые структуры глубинных сфер сознания. В современной психологии существует сотни авторских трактовок базовых архетипов и схем их взаимодействий. Одно из наиболее широко применяемых в драматургии взаимодействий архетипов: противостояние Героя и Тени (протогонист-антотогонист), которому помогает помогает Дух (Помощник), в результате Герой побеждает Эго и Возрождается, переходя на иную ступень саморазвития - в Самость. Так, Д. Кемпбэлл раскрывает эти архетипы, отмечая динамические черты: «Образ тирана- монстра распространен в мифах… во всем мире, его черты одинаковы. Он покушается на общественное достояние». «Герой – это человек, который добровольно принял судьбу… тот, кому удалось преодолеть личные и конкретные исторические ограничения.. совершенный, лишенный индивидуальных черт, универсальный, рождается в новой жизни» [3]. Возрождение характеризует торжество Героя над обстоятельствами. Выделяются другие повторяющиеся нарративные последовательности, сопутствующие становлению героя: «чудесное рождение», «уязвимость» или «слабые места», «подвиги» и др.
Вечная тема, волнующая многие века человечество переосмысливается новыми авторами, так, культуролог К.С. Карчевская пришла к выводу, что структурноархетипический фундамент кинематографической мелодрамы включает такой набор фабульных позиций: «уход», «испытание», «претенденты», «посвящение», «неудача в любви», «нехватка любви», «возвращение» [4]. Поскольку в основе сторителлинга лежит история, рассказанная по базовым законам драматургии (завязка – конфликт - развитие - кульминация – развязка), для ее анализа можно использовать синтезированный подход, на стыке применения структур и подходов: драматургического, филологического (нарративного), сторитейлингового, психологодинамического.
Приведем важнейшие элементы сторителлинга: «крючок» (эксклюзив, уникальность события), образ героя («библия героев»), арка героев (архетипов) – динамические как позитивные так и негативные трансформации, сеттинг (контекст, экспозиция, рамка, фрейм), тема (инфоповод, идея, цель), референс (базовый миф, сюжет) и пр. Такой подход близок к пониманию журналистского произведения как драматического повествования.
Так, медиа история как новость содержит как минимум 5 признаков: наличие главного героя, драматизма событий, активное действие героев, приковывающее внимание, новизны и привязки к существующей повестке дня. Несколько расширил этот «драматургический» подход к журналисткой истории Б. Мендель, взяв за основу тезис о том, что «влияние это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (его установок, намерений, представлений и пр.) в ходе взаимодействия с ним» [4]. Журналистский текст, созданный в стиле сторитейлинга должен оказать максимальное воздействие на аудиторию, взаимодействуя с ним виртуально или на открытой цифровой площадке. Именно такие истории набирают сегодня большее число просмотров и комментариев. В политической истории современной России немало историй, сочиненных и презентуемых по всем правилам сторителлинга. В каждом регионе страны найдется с десяток подобных «сказаний».
Так в республике Татарстан, одной из популярных историй считается рассказ о том, как руководитель автономной республики Ф.А. Табеев «выиграл в шахматы» у Л.И. Брежнева строительство КамАЗа [6]. Подобных историй, поднявшихся и удержавшихся надолго в инфопотоке, немало. В Татарстане это миф о мудрой и прекрасной Сююмбике, очаровавшей Ивана Грозного, история суверенитета Татарстана, венчаемая фразой Ельцина: «Берите столько, сколько сможете унести», легенда о инновационной удачливости региона с якорной фразой Шаймиева: «Без булдырабыз», тема о толерантности Казанского межконфессионального диалога, где мечети попадают в объектив на фоне золотых куполов монастырей.
Все истории имеют описанные характеристики, с планируемой сторителлинговой эмоцией, мотивирующим контентом, аркой героя на фоне контекста, экспозиции. Такие же истории управляют миром большой политики и имеют сегодня колоссальное влияние на массовые аудитории, на сознание и подсознание «цифрового реципиента». Сегодня сторителлинг может быть кросс-медийным, мультимедийный и трансмедиыным проектом. В рекламе и политтехнологиях чаще используется кросс-медийный сторитейлинг, когда одна история транслируется на нескольких площадках. Медиаплатформы настолько разнообразны и взаимосвязаны, что не понятно, где кончается одна и начинается другая. Появление технологий виртуальной реальности выводит журналистику на уровень максимальной включенности, зритель становится участником событий.
Так, трансмедийный сторителлинг используется при создании многоходовых информационных проектов, например, «дело Скрипаля», когда резонанс на одной площадке становится поводом драматического поворота истории в иных СМИ: аудитория оказывает влияние на ход истории и сама становятся частью истории. Зритель входит в проект уже как модератор, как участник, начинает жить в новой реальности, обретая новое окружение, новые впечатления и эмоции, новые образы и поведенческие паттерны. Новые технологии, такие как мультимедийный, кросс-медийный и трансмедийный сторителлинг будут все активнее использоваться в сфере массовых коммуникаций, следовательно, должны стать новым объектом предметного исследования в медиапсихологии, политологии, журналистики.
Для эффективного управления современным обществом необходимо понимать, как осуществляется воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу субъектов информационного воздействия в цифровой эпохе. Следовательно, исследования в сфере медиапсихологии должны инициироваться на государственном уровне.
Литература 1. ИНСОР. URL: http://www.insorrussia.ru/ru/programs/strategies. 2. https://special.theoryandpractice.ru/storytelling. 3. Кэмпбэлл Д. Тысячеликий герой. – СпБ.: Изд-во «Питер», 2008. 4. Карчевская К.С. Архетипы в кинематографе: культурологический анализ. Автореферат диссертации. – CпБ., 2010 // http://cheloveknauka.com/arhetipy-v-kinematografekulturologicheskiy-analiz 5. Мандель Б. Р. Современная психология массовых коммуникаций : история, теория, проблематика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 438 с. 6. http://www.nytimes.com/projects/2012/snowfall/index.html#/?part=tunnel-creek 7. https://www.business-gazeta.ru/article/76369.
Андреева Ю.В.
Другие новости и статьи
« Мероприятия по подготовке к отданию почестей погибшим в Великой Отечественной войне
Спецобработка многофункционального медицинского центра в Одинцове »
Запись создана: Суббота, 25 Апрель 2020 в 6:32 и находится в рубриках Новости.
метки: информация, сторителлинг
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика