4 Май 2020

Методы и средства создания художественного образа в документальной журналистике

#журналист#журналистика#СМИ

В ходе эволюции документальное кино претерпело много изменений в несколько этапов: за это время изменилось понимание его сущности, в разное время оно выполняло разные цели, но всегда неизменно совмещало в себе искусство и журналистику.

С приходом неигрового жанра на телевидение документалистика обрела огромное поле для экспериментов с методами и формой фильмов. Жанры документалистики четко разделились в соответствии с телевизионными жанрами. Телевидение открыло новые технически невозможные прежде направления развития документалистики. Именно у телевидения документальное кино переняло серийность – сколь угодно длинный фильм, показ его по частям, возможность вновь и вновь возвращаться к старым героям. Последняя возможность будет развита до таких искаженных форм, как реалити-шоу [1] и докудрама [2].

Документальный фильм в своей структуре многообразен: режиссером используются как постановочная, так и репортажная съемка; натурные и интерьерные съемки, архивные видео и фотоматериалы. «Документальный фильм – открытая система, куда включен и зритель – на правах одного из авторов. Он-то, зритель, в конце концов, додумывает, демонтирует фильм» [3]. К особенностям неигровых фильмов можно отнести: длинные монтажные фразы, естественное освещение, обилие интервью, натуральная съемка, новостная подборка, преобладание статичной съемки и голос диктора за кадром.

Важным эффектом в построении любого образа в документальных телепрограммах является так называемый эффект присутствия. Так, документалистика воспринимается зрителем как демонстрация фактов, имевших место быть в действительности. Однако излишняя «сглаженность» также пагубно может сказаться на жизненной основе материала. Документальный фильм подчиняется скорее законам объективной реальности, чем законам драматургии. Игровое кино – антоним документалистики, но иногда и режиссерам-документалистам приходится обратиться к актерам за помощью.

Постановочные сцены снимаются для изображения нерегулярно происходящих в жизни действий: совершение преступления, чрезвычайного происшествия, воспоминания героя. Теледокументалисты работают с репортажной и событийной съемкой, съемкой скрытой камерой и проецированием ситуации. Архивные съемки способны залатать дыры в сюжетном построении – так, не выходя за пределы студии, на телевидении решается проблема недостатка рабочего материала.

Существующие в архивах снятые очевидцами видео, фотографии и библиотека экранных образов компенсируют небольшой список методов съемок. Особую роль также играют съемки очевидцев и записи камер видеонаблюдения. Из-за недоверия со стороны зрителя к визуальным образам именно эти «хроникальные» съемки выдаются как истинная документальность. Однако уже сегодня есть тенденция использовать их как прием. Ярким примером может послужить особая популярность метода «небрежной», «любительской» камеры. Много внимания авторами фильмов уделяется звуку. Технический прогресс и практика со временем сами собой классифицировали все варианты использования звука на экране. Экспертами выделяется три категории звуков в документальных фильмах: слово, музыка, шум [4]. Слово, в свою очередь, подразделяется еще на четыре класса: диалог, авторский текст, внутренний монолог и закадровый монолог или диалог. Музыку специалисты делят на два вида: музыка за кадром и в кадре.

Если зритель видит источник музыки, то такой звук называют музыкой в кадре: т. е. в кадре присутствует оркестр, радиоприемник и т. п. Закадровая музыка обязательно должна быть обусловлена видением автора, чтобы усилить выражение отношения автора, выразить внутренние переживания и чувства героя, вызвать определенную эмоцию у зрителя или выполнять другую функцию. К звуковым эффектам, к помощи которых часто прибегают режиссеры, можно отнести и шумы. По мнению А.Г. Соколова, наличие шумов указывает на подлинность происходящего в кадре, на то, что режиссером показана жизнь так, как она есть, без прикрас. Зритель, наблюдая за происходящим в сопровождении шумов, видит происходящее как реально произошедшее событие, а не специально срежиссированное. Шумы одновременно являются и формой содержания произведения, и его драматургической составляющей.

Средством художественной выразительности неигрового фильма на телевидении также может выступать монтаж. Сделанный по всем правилам монтаж может придать фильму нужный темпоритм и атмосферу. С развитием цифровых технологий, Интернета и свойственных ему новых форм повествования (таких как вэб-доки, лонгриды и др.) границы между киноискусством, документалистикой, журналистикой стали размываться – один из уровней так называемого процесса конвергенции в теории новых медиа.

Адриан Майлз, автор работ о современной интернет-документалистике, подчеркивает, что исследования этой области находятся на периферии учений о новых медиа, кинематографа и документалистики [5]. СМИ активнее используют методы и приемы документалистики, документалистика быстрее и своевременнее откликается на социальные явления, стремится к объективности. Веб-документальные проекты подчинены драме и логике кино. Веб-документальные проекты впервые появились как журналистские материалы и только потом были подхвачены документалистами. Одним из первых успешных проектов стал Snow Fall [6]. Он был запущен в декабре 2012 г. Джоном Бранчем, сотрудником New York Times, получил Пулитцеровскую премию и был назван экспертами всего мира «будущим журналистики». Всего интернет-материал набрал более 3,5 млн просмотров – фантастический отклик аудитории.

Доступность технических достижений для масс в последние годы сделала экранную картинку, в первую очередь в интернете, многократно качественнее, новым средством экранной выразительности здесь стала крупность кадра. Благодаря высокому – до 4К – разрешению детали не теряют свою красоту даже на самых дальних планах. Относительная мобильность современной цифровой техники дает интернет-документалистам преимущество перед их коллегами с телевидения, которые используют намного более габаритную и сложную в использовании аппаратуру. Также современные технологии открыли для теледокументалистов следующие возможности:

• макросъемка. Характерна для программ о животных, растениях, а также для усиления приема образности. В документальном фильме «Вологодские мотивы» на телеканале «Культура» детальные (сверхкрупные) планы используют в качестве изобразительной метафоры: кадры с вологодскими цветами, с порхающим мотыльком или крыльями бабочки-капустницы сменяются кадрами кружева с похожими мотивами – работа вологодских мастериц; • съемка высокоскоростной камерой.

Это могут быть прибои волн, взмахи крыльев, движение языка пламени. Такие планы всегда будут смотреться выигрышно и необычно. Эти кадры могут быть красивой иллюстрацией к программе или документальному фильму, обычно выполняют эстетическую функцию и практически всегда – постановочные, поэтому в современном эфире чаще всего встречаются в телерекламе.

Самым заметным изменением, произошедшим в теледокументалистике под влиянием интернета в процессе ее эволюции, является сильное сокращение средней длины кадра. Этот феномен пришел из видеоблогов, рекламы и музыкальных клипов [7], где сверхкороткие планы применялись для создания динамики и изменения темпоритма прямо по ходу повествования. В системе современных СМИ документальная тележурналистика представлена жанром, находящимся в постоянном развитии. Этим объясняется стремительная эволюция, длиной всего в век, трансформировавшая жанр до неузнаваемости.

В разные периоды теледокументалисты своими средствами использовали новейшие технические достижения: сначала это был звук, закадровый голос, базовые приемы ассоциативного монтажа. Развитие этих технологий не стоит на месте, и сегодня режиссерам неигровых фильмов доступны такие методы, как съемка с квадрокоптеров, 3D-моделирование и использование спецэффектов, съемка скрытой камерой и т. д. В каждый период у такого подхода были критики, по словам которых внедрение такого рода элементов в киноиндустрию сводит на нет всю художественность и образность, которая должна существовать даже в документальных фильмах.

ЛИТЕРАТУРА 1. Розенков Е. Психика и реалити-телевидение / Е. Розенков // Психиатрия и психотерапия. – 2006. – № 3. – С. 23–26. 2. Шергова К.А. Докудрама – новый жанр? / К.А. Шергова. – URL: http://www.ipk.ru/index.php?id= 2102 (дата обращения: 19.05.2019). 3. Джулай Л. Документальное кино – искусство следующего тысячелетия / Л. Джулай // Искусство Кино. – 1998. – № 5. – URL: http://kinoart.ru/archive/1998/05/n5-article22 4. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео / А.Г. Соколов. – М.: Изд. А. Дворников, 2005. – 246 с. 5. Miles A. Seven Small Propositions that Fall, Autumnally. Upon Interactive Documentary / A. Miles. – URL: https://www.academia.edu/11877122/Seven_Small_Propositions_that_Fall_Autumnally_Upon_ Interactive_Documentary (дата обращения: 19.05.2019). 6. Snow Fall. NYTimes: [webdocs]. – URL: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part= blur-ofwhite (дата обращения: 19.05.2019). 7. Jenkins H. YouTube: Online Video and Participatory Culture / H. Jenkins et al. – Polity Press, 2013. – 180 p.

Гуров С.Ю.

Другие новости и статьи

« Снабжение продовольствием и фуражом в годы Великой Отечественной войны

Потери личного состава в Советско-финляндской войне »

Запись создана: Понедельник, 4 Май 2020 в 11:02 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика