13 Май 2020

Философия и наука – существует ли взаимосвязь? Зачем науке философия?

#мировоззрение#философия#бытие

В статье рассматривается роль философии в науке. Многие проблемы в науке, касающиеся сложных явлений, существуют из-за плохого понимания философии. Решению этих проблем способствует использование концептуальных инструментов философии. На основе приведенных в статье примеров делается вывод о том, что философия является важным научным и культурным активом для любого ученого или исследователя.

The article discusses and explores the meaning and role of philosophy in science. Many problems in science relating to complex phenomena exist because of misunderstanding of the philosophy. The use of conceptual tools of philosophy helps to solve these problems. Based on the examples given in the article it is concluded that philosophy is an important scientific and cultural asset for any scientist or researcher.

Несмотря на тесные исторические связи между наукой и философией, современные ученые часто воспринимают философию как совершенно отличную от науки и даже противоречащую ей. Однако существует утверждение, что философия может оказывать важное и продуктивное влияние на науку.

Многие из первых классических философов пытались отыскать набор различий между наукой и философией, чтобы прийти к выводу: есть ли что-то общее между наукой и философией, и какая роль отведена философии в науке. К тому же, современная наука вплотную подошла к решению фундаментальных проблем мироздания, разработка которых требует глубокого философского осмысления, поэтому философия становится полноправной участницей процесса научного исследования, и её значение все более возрастает. Таким образом, относительная не разработанность проблемы, существование противоречий и отсутствие решений по данному вопросу определяют актуальность предпринятого исследования. Основная цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между наукой и философией для определения роли философии в современной науке. Для достижения выше поставленной цели были проанализированы труды философов, социологов и других учёных, синтезированные в утверждение о существовании связи между наукой и философией. В области познания и когнитивной нейронауки философы сформулировали весомые теории и эксперименты, инициировали исследовательские программы, способствовали смене парадигм. Философия сыграла свою роль в переходе от бихевиоризма к когнитивизму и «вычислительной теории разума» («computationalism») в 1960-х годах [5].

В философии вычислительная теория разума относится к взглядам, согласно которым человеческий разум является системой обработки информации, а познание и сознание вместе являются формой вычислений. К тому же, существует теория модулярности сознания, которая была предложена философом Джерри Фодором («Модулярность сознания» 1983 год). Теория модулярности сознания – идея о том, что психические явления возникают в результате действий множества различных процессов. Он заявил, что архитектурное строение познания представляет собой некую «мозаику множества параллельных и относительно автономных в функциональном отношении процессов, а совсем не организованное в единый механизм целое» [5]. По мнению Фодора человеческая психика неоднородна по своей структуре и состоит из блоков, каждому из которых предписана своя функция. Они все «информационно инкапсулированы» («informationally encapsulated»), то есть другие составные части сознания не могут оказывать какого-либо воздействия на внутреннюю работу модуля, только на выходные данные. Сами модули имеют доступ к информации лишь на низших уровнях процессов. Системы входа решают ограниченный класс задач. Центральные системы более универсальны – они открыты для интеграции, в них возможно построение любой мысли [5]. По сей день теорией Джерри Фодора пользуются при эмпирических исследованиях во многих областях когнитивистики и нейробиологии, включая эволюционную психологию, искусственный интеллект, когнитивную антропологию. Еще один ключевой пример воздействия философии на когнитивную науку – концепция «вера в убеждения» философа Дэниела Деннета.

Деннет заметил: «когда трудно верить в X, намного легче верить в то, что ты обязан верить в X» [4]. К примеру, если человек верит в убеждение, то он не может признаться себе в том, что он просто верит в убеждение: ведь добродетельно верить, а не верить в убеждение. «Убеждение» может включать в себя неявные регуляторы ожиданий. «Вера в убеждение» может содержать неявные ориентиры когнитивного поведения. В 1983 году на основе концепции «веры в убеждения» психологи Г. Виммер и Дж. Пернер опубликовали исследование, так называемую «задачу на ложные убеждения». Это исследование до сих пор остаётся одним из наиболее распространённых тестов для изучения модели психического состояния. Исследователи провели ряд экспериментов с целью наблюдения и определения способности детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет к трансляции ложных убеждений. В одном из экспериментов дети наблюдали сцену, в которой герой Макси оставил шоколад в ящике и ушел. Во время его отсутствия мама взяла небольшой кусочек шоколада и, убрав оставшуюся часть в другое место, ушла. Исследователь обратился к детям с вопросом: «в каком месте Макси будет искать шоколад, когда вернется?».

Первоначальные результаты исследования показали, что дети старше 5-ти лет без особых усилий придают действиям Макси ложные убеждения, в то время как дети младшего возраста полагали, что Макси может поискать шоколад там, куда его спрятала мама. Исследование показало, что дети легко могут разграничить то, что реально происходит от описания произошедшего людьми [1]. С помощью задачи на ложные убеждения исследуется архитектура человеческого познания и способностей человека, развитие теорий аутизма как слепоты ума (когда возникают трудности при прохождении задания ложного убеждения), а также определяются какие именно области мозга связаны со способностью рассуждать о содержимом разума другого человека. Приведенные выше примеры далеко не единственные. В некоторых других науках философские размышления сыграли важную роль во многих вопросах. Например, исследование истоков биологического альтруизма, споры о единицах отбора (как формировалась эволюция в результате выбора на разных уровнях), гипотеза врожденности Х. Патнэма, который считал, что у человека существует какое-то знание о языке с рождения.

Так и фундаментальные вопросы физики рассматриваются через призму философии, например, Хью Прайс и его размышления о стрелке времени и точке Архимеда. Дэвид Льюис в своей работе «Парадоксы путешествия во времени» (1976) рассматривал явление физики с помощью философского анализа, что в некотором роде помогло рассеять концептуальную путаницу в физике [3]. Таким образом, все эти примеры показывают, что наука не может полноценно существовать без философии. Философия помогла многим наукам избавиться от проблемных или устаревших предположений. Философия обладает определенными инструментами для диалога между науками, используя понятия разума, интеллекта, сознания и эмоций в разных областях науки, например, проектирования искусственного интеллекта или построения психологических теорий. Ученые, обладающие философскими знаниями, могут внести существенно больший вклад в развитие своей научной области от теории до эксперимента. Как на практике мы можем способствовать более тесному сотрудничеству между исследователями и философами? На наш взгляд полезно будет интегрировать философские вопросы в научные конференции. Выступления философов с их докладами на разные темы, поможет учёным в режиме реального времени оценивать потенциальную полезность философских идей для собственных исследований.

К тому же, чтение философской литературы необходимо для позитивного взаимодействия философии и науки, это может стать отличным источником вдохновения для исследователей, о чем свидетельствуют некоторые вышеупомянутые примеры. Не лишним также будет открытие новых разделов, посвященных философским концептуальным вопросам, непосредственно в научных журналах. Это сделает философские размышления о конкретной научной области более видимыми для определенного научного сообщества, чем когда подобные размышления публикуются в узкоспециализированных философских журналах, которые редко читаются учеными. Мы надеемся, что изложенные выше рекомендации будут способствовать совершенствованию взаимодействия между наукой и философией. Философия способна не только решить фундаментальные проблемы развития науки, но и развиваться сама, развивать свои идеи, воззрения и методологические принципы. В заключение хотелось бы привести слова Ж. Ульмо, кратко отражающие значение философии в науке: «Нет ничего более неверного, чем полагать, что можно заниматься наукой, оставляя в стороне вопросы философии, эпистемологии и методологии. Так отстают на целое поколение…» [2]. Безусловно, философствование должно стать достоянием любого исследователя.

Литература: 1. Агавелян О.К, Русинова С.Г. Исследование теории разума в зарубежной психологии развития // Сибирский педагогический журнал. – 2014. №2. – С. 15-18. 2. Ульмо Ж. Дискуссия «От многообразия к единству» // Эйнштейновский сборник. – М.: Наука, 1970. – С. 242. 3. Карло Ровелли. Физике нужна философия. Философии нужна физика (пер. А. Гордеев) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenincrew.com/physics-needs-philosophy/ (дата обращения 17.10.2019) 4. Dennett D.C. Beliefs about beliefs // Behav Brain Sci 1. – 1978. – С. 568-570 5. Fodor J.A. Modularity of Mind: An Essay on Faculty Psychology. – Cambridge, MA: MIT Press, 1983. – 38 с.

Н.Н. Иванова, М.В. Ромм

Другие новости и статьи

« Соединения 2-й гвардейской армии в боях за освобождение Севастополя. 1944 г.

Физическая подготовка и спорт во внутренних войсках в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Среда, 13 Май 2020 в 17:56 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика