15 Май 2020

Чтение как социальная и методологическая проблема

oboznik.ru - Тема любви в творчестве Блока

#чтение#книга#читатель

В статье обсуждается проблема падение интереса к чтению у российского населения, раскрываются причины «кризиса чтения» и его последствия в социокультурном и философском аспектах. Определяются пути решения проблемы современного чтения и пони мания, связанные с необходимостью актуализации методологии «медленного чтения» с целью достижения соответствующих для истинного понимания уровней сознания.

The article discusses the problem of falling interest in reading among the Russian population, reveals the causes of the "reading crisis" and its consequences in the socio-cultural and philosophical aspects. The ways of solving the problem of modern reading and understanding associated with the need to update the methodology of "slow reading" in order to achieve the appropriate levels of consciousness for true understanding are determined. Можно смело заявить, что половина россиян сегодня не покупают художественную литературу из-за цен книг, нехватки свободного времени для их прочтения, а также неимением лишних средств на их приобретение.

Эту плачевную ситуацию подтверждают данные социологических исследований о приобретении книг населением в личное пользование. Б.В. Дубин, опираясь на материалы исследований, заявляет: «Только в России в конце 1980-х годов издавалось 1 млрд. 900 млн. книг, и они моментально разбирались населением. Показательным примером является один из проектов свободной (безлимитной) подписки, стартовавший в СССР в 1985 г. В соответствии с ним началось издание трёхтомного собрания сочинений А.С. Пушкина, и уже в следующем году вышли в свет три тома тиражом 10,7 млн. экземпляров каждый. В 1987 г. по этому же проекту неограниченной подписки был издан однотомник поэзии В.В. Маяковского тиражом 6 млн. экземпляров, а в 1988 г. – двухтомник М.Ю. Лермонтова беспрецедентным для мировой издательской практики тиражом в 14,5 млн. экземпляров каждый том» [5].

Что касается современной ситуации, если сравнивать ее с советским временем, то ситуация с чтением крайне пессимистична, как считает Б.В. Дубин: «В 2006 г. выпуск книг и брошюр составил не более 90 тыс. названий (в 2005 г. – почти 95,5 тыс.), а тираж снизился до 620-630 млн. экземпляров, или 93-95% от уровня 2005 г. Иными словами, средний тираж книги или брошюры – всего на всего 7000 экземпляров, то есть во много раз меньше, чем в советское время.» [2]. С точки зрения социологов чтения, во всем мире наступил «кризис чтения». «Кризис чтения» – это не только проблема постсоветской России. Снижение интереса к чтению показывает, что данное времяпрепровождение выпало из повседневного досуга человека, и эта проблема не только России, но и всего мира.

С приходом интернета, социальных сетей книги обесценились. Современный человек больше не заинтересован в самостоятельном чтении, серьезной критической работе мысли. На смену «толстой» книге пришел «поисковик», с помощью которого горе-читатель может найти краткое содержание, т.е. аннотацию любого художественного произведения. На смену семейному чтению, чтению вслух, читательских кружков пришел телевизор и новомодный ютуб. При всем том положительном, что нам принесла телевизионная/интернет индустрия, современные информационные технологии оказались не так уж и безобидны. Основываясь на эмпирических наблюдениях, можно заметить, что современный человек стал испытывать трудности в речи, нехватку словарного запаса, остроумия, смекалки, у него рассеянное внимание. Б.В. Дубин отмечает, что: «Падение интереса населения к чтению негативно влияет на интеллектуальный потенциал всего общества, формирование системы нравственных и духовных ценностей, особенно среди молодёжи [2]. Исследователь связывает «падение интереса населения к чтению» со снижением грамотности, что в свою очередь «создаёт угрозу конкурентоспособности страны не только в отдалённом, но и в самом ближайшем будущем» [2]. В 2000-х годах Россия участвовала в исследованиях чтения, проводимых экспертами «Международной ассоциации чтения» (PISA). «<…> среди 265 тысяч пятнадцатилетних учащихся из 32 экономически развитых стран, наши дети заняли 27-29 места.

Результаты 2003 г. оказались плачевные. Российские школьники заняли 32-34 места среди учащихся 40 стран. Навыками грамотного чтения, необходимого для успешной адаптации в обществе, обладает 65-80% учащихся в зарубежных странах, а в России – лишь 36% 15-летних учащихся, из них значительная часть способна выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, помещённую в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде» [5]. Данная статистика показывает, какой огромный регресс по сравнению с недавним прогрессом переживает культура чтения в России в части утраты навыков чтения, снижения качества читательской компетенции российскими читателями. В.В. Путин12 июня 2014 г. подписал указ о том, что 2015 год объявлен годом литературы. Были сформулированы основные задачи года литературы: 1) стимулирование интереса к чтению; 2) привлечение внимания к литературе; 3) решение проблем книгоиздательского бизнеса и библиотек и др. [4] Глубинная часть чтения понимается специалистами как «высшая психическая функция человека» (Л.С. Выготский), как «символополагающая деятельность человека» (Э. Кассирер), как «универсальная детерминанта структуры знания» (М. Шелер) [1]. Действительно, большая часть умений, опыта, воображения приобретается через чтение. Правда, нынешние читатели, могут столкнуться с проблемой понимания более серьезной литературы. Непонимание, упрощение смысла идей, незнание слов, столкновение разных культур – это самые часто встречающиеся проблемы не только у простых читателей, но и у студентов-гуманитариев. «Студенты-филологи не получают удовольствие от прочтения текста, они оказываются не способными к чувству удивления от встреченного ими в тексте необычного и незнакомого слова, неправильного с точки зрения грамматики, его употребления <…>» [6].

Можно выделить два вида понимания: спонтанное и рефлективное. Спонтанное понимание – это понимание поверхностного смысла, а рефлективное – это проникновение в более глубокие пласты смысла [3]. Следовательно, истинное «понимание текста – это, во-первых, проблема ориентации реципиента в концептуальной организации текста и в бесчисленном множестве семантико-прагматических связей <…>. Во-вторых, понимание – это специальный познавательны процесс, сложное иерархическое построенное психологическое отражение объектов сознания, в результате которого создаются новые и воссоединяются старые, по-новому видимые системы концептов и образов. Понимание представляет собой неоднородный многоступенчатый процесс, охватывающие такие процессы, как: постижение, узнавание, декодирование, осмысление и интерпретация» [3, с.59]. На наш взгляд, одним из способов и средств достижения необходимых для истинного понимания уровней сознания может стать тех нология «медленного чтения». В отечественной науке «пропагандистом» медленного чтения был академик Л.В. Щерба. Эта техника подразумевает под собой не только снижение темпа чтения и не чтение по слогам. При работе с текстом первостепенная задача – это понять смысл текста, выражаемый на уровне художественного содержания и поэтической формы. Технология замедленного чтения эффективна и в ситуации смыслопостижения художественного замысла, и в ситуации осмысления рефлексивной и саморефлексивной деятельности, направленной на постижение внутренних механизмов понимания текста. «Медленное чтение» впитывает в себя такие современные философские течения как герменевтика, феноменология, рецептивная эстетика.

Литература: 1. Воронцов А.В., Чтение как социальная проблема. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения 20.10.2019) 2. Дубин Б.В. Книга – чтение – библиотека. [Электронный ресурс]: Тенденции недавних лет и проблемы нынешнего дня (по материалам статистики и массовых опросов). 3. Корниенко Е.Р., Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста при чтении. – М.: Иксона,1996. - 115 с. 4. Национальная программа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20110928/445312835.html 5. Профессорский клуб ЮНЕСКО. Чтение в современной России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://old.svetgrad.ru/2007/07/chtenie.php (дата обращения 20.10.2019) 6. Чурляева Т.Н., Обучение чтению и пониманию в вузе: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс]:URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28384152 (дата обращения 20.10.2019)

Н.С. Кобелева, Т.Н. Чурляева

Другие новости и статьи

« 23 сентября 1943 года

Многообразие определений термина «пропаганда» »

Запись создана: Пятница, 15 Май 2020 в 3:54 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика