15 Май 2020

Многообразие определений термина «пропаганда»

oboznik.ru - Многообразие определений термина «пропаганда»
#пропаганда#термин#общество

Исследование посвящено выявлению трансформации понимания термина «пропаганда». Пользуясь методом семантического анализа, автор приходит к выводу об исторической подвижности лексического смысла. The study is dedicated to identifying the transformation of understanding the term "propaganda." Using the method of semantic analysis, the author comes to the conclusion about the historical mobility of lexical meaning. Сегодня слово «пропаганда» в обыденном употреблении, как правило, сопровождается негативными коннотациями.

Специалисты СМИ призывают коллег избегать использования методов пропаганды по этическим причинам. В ходе исследования мы сформулировали предположение о том, что в обыденном употреблении слово «пропаганда» нередко толкуется ошибочно и путается с близким по значению словом «манипуляция». Понятия действительно имеют ряд схожих черт, но заключают в себе разный смысл, соответственно, не тождественны друг другу. Путаница является следствием многогранности понятия, обширности его смысловых границ, а также неограниченного разнообразия точек зрения ученых, генерирующих все новые определения и характеристики данного явления. В связи с этим необходимо рассмотреть существующие дефиниции, классифицировать их и выработать собственную. Для достижения наиболее полного рассмотрения мы обратились к словарям разных типов.

История явления пропаганды начинается в 1622 г., когда Папа Римский создал «Конгрегацию распространения веры» с целью привлечения как можно большего количества людей к католической вере. Тогда же, вероятно впервые, приемы пропаганды были системно и сознательно применены для достижения видимого результата [1]. Согласно статье в «Британской энциклопедии», в России термин «пропаганда» впервые применили Г.В. Плеханов и В.И. Лениным («Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», 1902) [1]. В.И. Ленин определял «пропаганду» как «аргументированное использование исторических и научных аргументов для воспитания образованных и просвещенных» [3]. Таким образом, можно заключить, что ранние определения термина пропаганда происходят из религиозного и социальнополитического (революционного) контекста. Пропаганда как феномен появилась для объединения общества на основании религиозной или политической (возможно, религиозно-политической) идеологии. Нам кажется целесообразным начать рассмотрение многообразия термина «пропаганда» с определений, приведенных в энциклопедических источниках. Так в «Большой советской энциклопедии» пропаганда понимается как «распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

В более узком смысле обозначает один из её видов – политическую или идеологическую – распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определённого мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта пропаганды, и стимулирования соответствующих им практических действий» [2]. Так перед нами предстает самая полная и самодостаточная формулировка определения. В ней отражены ключевые фрагменты дефиниции, чаще всего всего появляющиеся во множестве прочих определений: «распространение какихлибо взглядов», «воздействие на людей с конкретной целью». Следует подчеркнуть, что нами не случайно выделены именно эти аспекты, поскольку слово пропаганда образовалось от латинского propago – «распространяю», далее propaganda – «подлежащая распространению вера» [4]. Словарь С.И. Ожегов определяет пропаганду лаконично: «распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения» [6]. За счет своей краткости это толкование теряет смысл «целеполагание», что позволяет сблизить определение с понятием «распространение информации». Однако отметим, что передача информации не всегда несет функцию влияния на объект с какой-либо конкретной целью.

В завершение обратим внимание на «Социологический энциклопедический словарь». Здесь термин определен так: «система деятельности, направленной на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определены взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей; Распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств; Средство манипуляции массовым сознанием» [5]. Перед нами обширное определение, состоящее из трех разрозненных частей, каждую из которых можно использовать изолированно. Первая часть является более полной и во многом перекликается с определением из «Большой советской энциклопедии». Появляется оговорка о влиянии на психические состояния и изменение поведения людей, что расширяет границы понятия, в отличие от традиционных и неспециализированных определений термина. Отдельно выделены характеристики, связанные с политической жизнью и идеологией.

Однако это определение не может быть признано объемлющим все возможные смыслы, так как затрагивает лишь один аспект понятия. Обратим внимание на финальную частью формулировки. Она напрямую говорит о связи пропаганды и манипуляции как о равнозначных понятиях. Такое утверждение, на наш взгляд, отражает практику использования, при этом не пытаясь разрешить очевидных неудобств и путаницы, связанной с частичной синонимией понятий. На наш взгляд, было бы продуктивным рассмотрение иерархического соотношения понятий пропаганды и манипуляции. Таким образом, рассмотрев ряд общих и специальных определений, мы обнаружили чрезвычайную пластичность смыслового наполнения термина.

Литература:

1. Большая британская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.britannica.com/biography/Margarita-Iosifovna-Aliger (дата обращения: 10.10.2019). 2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://bse.sci-lib.com/article093385.html (дата обращения: 10.10.2019). 3. Ленин В.И Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения // О пропаганде и агитации. – 1902. – т. 1– с. 307 — 312, 333. . Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH9f5fb4da7eb2 bcabb05e9f?p.s=TextQuery (дата обращения: 10.10.2019).

5. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа «ИНФРА М – НОРМА», 1998. – 271 с. 6. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] – URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=24693 (дата обращения: 10.10.2019).

А.В. Архипова, Е.В. Гилева

Другие новости и статьи

« Чтение как социальная и методологическая проблема

Аксиологические аспекты кризиса современной российской цивилизационной идентичности »

Запись создана: Пятница, 15 Май 2020 в 17:23 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика