Мемы как способ интернет-коммуникации
Статья посвящена проблеме типологии интернет-мемов, функционирующих в коммуникативном пространстве Интернет. Доказывается, что возможности классификации связаны с выбором адекватных критериев для описания мемов, отражающего их своеобразие.
The paper is devoted to the problem of typology of Internet memes functioning in the Internet communicating. It is proved that the possibility of classification is related to the choice of adequate criteria to describe the meme reflecting their identity. Актуальность темы основывается на том, что Интернет сегодня – глобальный источник информации, пространство для коммуникации и творчества многих. Мем – это мощный инструмент современной коммуникации, который активно действует на аудиторию подростков и манипулирует общественным мнением. Интернет-мем - это часть интернет-коммуникации, короткий отрывок информации, спонтанно и в короткие сроки ставший популярным в интернет-сообществе и приводящий к появлению большого количества пародий и многократных повторений самого себя в новых контекстах и ситуациях, влияющий на общественное мнение пользователей, в нашем случае, подростков. История возникновения интернет-мемов.
Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике. Современные исследователи в большей степени используют понятие интернет-мем и понимают под ним конкретный феномен интернеткультуры. К примеру, Максим Кронгауз, доктор филологических наук, в статье, написанной для журнала "Наука и жизнь", "Мемы в интернете: опыт деконструкции" определяет интернет-мемы следующим образом:
”Под интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях” Так же есть важные признаки интернет мемов, такие как: 1) Краткость 2) Популярность 3) Постоянное расширение числа пользователей, знакомых с данным интернет-мемом 4) Возможность постоянного изменения, искажения источника мема и создания значительного количества пародий на него. 5) Многократное повторение ключевых фраз, которое позволяет мему лучше запомниться А также существуют виды интернет-мемов: 1) Текстовые мемы, представляют собой слово, словосочетание или фразу: «Превед», «Аффтаржжот», «Баян», «Это фиаско, братан», «Изи-изи, рилток, синк эбаут ит» и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: Мне одному кажется, что…, Читать до конца…, и т. д.
Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей. 2) Мемы-картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение – например, «омской птицы», «Ждуна» или других персонажей; во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» («Фотошоп») картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Во втором случае имеет значение не только визуальная составляющая, но и сюжет. 3) Видеомемы – комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч. Специфика их использования заключается в возможности неоднократного воспроизведения, повторного просмотра, в том числе коллективного. Их популярность оценивается количеством просмотров. 4) Креолизованный мем – Основными компонентами креолизованного текста являются вербальная часть (надпись / подпись) и иконическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях. Содержательная часть данных мемов, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые или речевые ошибки, стихотворные строки, имена известных писателей, значения слов и т п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человек, или на языке Интернета – пользователь, проводит огромное время в сети, а для личного комфорта и удобства, он стремится устраивает это пространство по своему вкусу. Создает «свою» культуру. Одним из проявлений которой и стали интернет-мемы. В ходе работы над темой исследования я понял, что мем – это не что-то новое, ранее неизвестное. Это те же самые анекдоты и шутки, которые мы использовали в своей речи довольно часто. Но теперь, благодаря современным интернет технологиям, так легко вошедшим в нашу жизнь, они приобрели медийность (наглядность) и безграничную возможность для распространения. Основными источниками появления и распространения мемов являются социальные сети, форумы, блоги. В пространстве этих источников существуют пользователи, которые серьезно заняты созданием идей и форм мема.
Основными пользователями, а зачастую и создателями мемов является молодежная среда, т.к. она быстрее осваивает новые технологии, быстрее включается в интернет-общение по сравнению с людьми преклонного возраста. Мемы стали неотъемлемой частью нашей жизни, прочно вошли в обиход и стали мощным инструментом влияния на общество, с помощью которого можно изменять мнения о людях, событиях. Таким образом, гипотеза в ходе работы над темой исследования нашла свое подтверждение о том, что мемы действительно являются источником массовой культуры, они отражают идеи и стереотипы современного общества. Кроме того, популярность данного направления массовой культуры можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации, хотя и последнего исключать нельзя. Из этого можно сформулировать и задачу Интернет-мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы.
Литература: 1. Кронгауз М.А. Мемы в Интернете: опыт деконструкции. 2012 2. Змазнева О.А. «Феномен интернет-мема»
Д.Н. Абдимажан, Г.В. Моргунов
Другие новости и статьи
Влияние интернета и социальных сетей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи »
Запись создана: Воскресенье, 24 Май 2020 в 10:07 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика