24 Май 2020

Влияние интернета и социальных сетей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи

#интернет#патриотизм#сеть

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; Интернет-платформы; социальные сети; стратегия позиционирования в Интернете; работа с молодежью.

АННОТАЦИЯ. Автор поднимает социальные проблемы информационного влияния в сети Интернет на формирование патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Прослеживает две идеологии в Интернет-сообществе: государственную и протестную, их особенности и методы влияния на молодежь.

Прежде чем непосредственно перейти к теме статьи, нам необходимо определиться с историческим периодом, в течение которого мы хотим рассмотреть обозначенную проблему. Имеет смысл рассматривать новейшую историю, то есть, двадцать первое столетие, именно тот период, когда Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации, стала не только коммуникативным ресурсом, но и способом воздействия на формирование мировоззрения. Можно смело утверждать, что поколение современной молодежи в возрасте до 20 лет выросло в условиях Интернета, для которого глобальная сеть – это такое же естественное явление, как детский сад и школа. Более того, коммуникации в Интернете, будь то социальные сети, возникшие практически на рубеже веков, или создаваемые один за другим мессенджеры, являются не только средством передачи информации от одного человека к другому, но и площадкой формирования определенной культуры, механизмом воздействия на психологию и умственную деятельность человека.

И в этом плане самую большую озабоченность вызывают подростки и молодежь, которые в силу возраста и отсутствия социального опыта легко поддаются информативному воздействию. Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи – одна из самых сложных, поскольку со сменой в 90-х годах ХХ века общественной формации и распадом Советского Союза были утеряны ценности, сформированные в советский период в советской стране. Когда формирование любви к своей Родине, к ее истории начиналось с дошкольного возраста и было основано на чувстве гордости от причастности к великой стране СССР. Одна из важных составляющих этой гордости была победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. Надо сказать, что поколения, выросшие в 70-80-х годах ХХ века, еще воочию знали ветеранов Великой Отечественной войны, более того, зачастую этими ветеранами были их родные бабушки и дедушки, соседи по улице или школьные учителя. Большой вклад в осознание величия Победы вносила советская культура. Писатели – участники войны, такие как Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Василь Быков, Борис Васильев, Константин Симонов и другие рассказывали в своих произведениях о противостоянии советского народа фашизму. По этим же произведениям снимались художественные фильмы, которые транслировались в кинотеатрах и с экранов телевизоров.

В 90-е годы со сменой общественной формации разрушаются основы советской культуры. Чтение книг постепенно подменяется культурой или скорее антикультурой социальных сетей. В эти же годы происходит смена шкалы ценностей, в информационное поле входит такой термин, как «цена победы», призывающий к развенчанию советских мифов о войне. Но при этом объективный подход соблюдается далеко не всегда, а разоблачение мифов заходит так далеко, что создаются новые мифы – лживые, не соответствующие исторической действительности. К тому же уходят из жизни ветераны, которые уже не могут доказать или опровергнуть факты, выброшенные на обсуждение.

С дальнейшим развитием Интернет-платформ, и особенно мобильных приложений, наблюдается не просто погружение молодежи в виртуальную среду, но и зависимость от этой среды, чем пользуются те, кто пытается навязать этой группе людей определенные взгляды. И эти взгляды не всегда объективные, не всегда исторически верные, не всегда соответствуют общечеловеческим ценностям. Поскольку нельзя считать ценным дискредитирование прошлого своей страны, тем более ее заслуг в победе над фашизмом в годы Второй мировой войны. «Так, по данным исследований ВЦИОМ, проведенным в 2011 г., наблюдается устойчивая тенденция к постепенному забыванию даты начала Великой Отечественной войны, которая непосредственно связана с Россией и является реперной точкой для всех поколений. 38 из 94 опрошенных не смогли назвать точную дату начала войны» [3].

Подобные факты не могли не вызвать беспокойства и у соответствующих государственных ведомств. Остановимся на одном документе, вызванном как раз влиянием Интернета на молодежь. Мы преднамеренно будем брать все материалы из всемирной сети, чтобы показать, насколько велик и разнопланов этот ресурс. Итак, сначала публикация под названием «Патриотизм воспитают в социальных сетях» и подзаголовком «Минобрнауки заказало разработку стратегии позиционирования во “ВКонтакте”, “Одноклассниках” и Facebook для работы с молодежной аудиторией» [7]. То есть три года назад Министерство образования и науки обратило пристальное внимание на работу с молодежью в социальных сетях. Дальше на этом же электронном ресурсе «Известия» говорится следующее: «Ведомство заказало разработку стратегии и ведение страниц на популярных интернет-площадках. Планируются также мероприятия с участием блогеров. За счет этого до конца года ведомство хочет увеличить свою интернет-аудиторию на 25%. Подрядчик должен будет разработать стратегию присутствия Минобра в “ВКонтакте”, “Одноклассниках”, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, Livejournal, а также в мессенджере Telegram.

Начальная цена контракта – 8 млн рублей». Интересная деталь, что учредитель агентства по работе с блогерами WildJam Ярослав Андреев считает, что крупные блогеры не согласятся работать бесплатно, они обычно получают крупные гонорары, а потому к проекту ведомство сможет привлечь только малоизвестных персонажей. Это свидетельствует о том, что вся профессиональная информационная работа в сетях высоко оплачивается. И тот, кто больше заплатит, тот может разместить свой заказ на информацию. Чем же руководствовалось в 2017 году Министерство образования и науки, вкладывая деньги в развитие социальных сетей и мессенджеров? Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», в которой это понятие рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, – пояснили в пресс-службе Минобрнауки, отметив, что министерство является одним из исполнителей данной программы, в том числе обеспечивая работу по этому направлению в социальных сетях [8] Прошло три года. Каких результатов мы добились? На наш взгляд, неутешительных.

В Интернете с точки зрения формирования патриотизма и духовно нравственного воспитания существуют две идеологии. Первая – официальная, которая пропагандирует государственную политику. Это множество сайтов молодежных форумов «Утро», «Таврида», «Территория смыслов» и других, которые позиционируют молодежную деятельность, направленную на воспитание и формирование лидерских команд. И здесь надо помнить, что патриотизм – не врожденное чувство, а качество сформированное. А поэтому «… представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе» [6]. Многие идеи в молодежной среде сегодня проводятся через реализацию проектов. «В настоящее время в практике образования и воспитания молодежи активно применяется социальное проектирование, которое успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными средствами» [5].

И закономерно, что социально значимые проекты патриотической направленности реализуются на Интернет-платформах и на страницах социальных сетей. Сегодня широко известны такие проекты-порталы, как «Патриот России», «Георгиевская ленточка», «Знаем и любим Россию», «Живая история». Остановимся на проекте «Живая история», авторами которого являются представители Уральского государственного педагогического университета. На логотипе проекта заявлено: «Всероссийский студенческий гражданско-патриотический проект». Здесь же определена и миссия проекта: «Информационный портал “Живая история” – федеральный молодежный проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через вовлечение в социально-значимую деятельность, добровольчество, творческие события различной тематики». И цель: «Главная цель, которую поставил перед собой студенческий проект «Живая история», – это создание инновационной интернет-площадки, обеспечивающей приобщение молодежи к базовым национальным ценностям нашей Родины (патриотическое воспитание молодежи) с возможностью широкого вовлечения различных социальных и возрастных групп» [2]. Зайдя на сайт, мы можем изучить все возможности Интернет-ресурса и воспользоваться ими, приняв участие в конкурсе творческих работ в жанре эссе «История и биография» или в молодежном диалоге «История и память». Здесь же на сайте даны методические рекомендации в виде «Методички патриота» и опубликованы новые материалы по теме. Преимущества подобного портала налицо: широкий информационный охват молодежи, использование новейших мультимедийных технологий, доступность портала из любой точки мира. Проект «Живая история» – это типичный ресурс выражения официальной идеологии. И надо сказать, он многими принимается и используется в работе с молодежью с целью историко-патриотического просвещения. Но ни для кого не секрет, что в Интернете существует и большое количество сайтов, где проповедуется совершенно иная точка зрения.

Например, в социальной сети «ВКонтакте» существует множество групп под названиями «горжусь Расией», «Рашка» и другие, где откровенно высмеивается патриотизм и патриоты. У этих групп есть свой логотип: поросенок, едущий с горы на тракторе. И надо сказать, что количество участников этих групп достигает десятки тысяч человек. И не все они ненавидят свою Родину. Скорее, так выражается протест молодежи против социальной несправедливости, которую они наблюдают в повседневной жизни: расслоение общества на мега-богатых, средних и бедных; маленькие пенсии, на которые существуют старики; отсутствие средств для лечения тяжелых заболеваний у детей, сбор денег на которые ежедневно идет по 1 каналу телевидения. И это далеко не полный перечень всех проблем, которые окружают нас ежедневно. Психика подростков неустойчива, знаний и социального опыта у них недостаточно, чтобы анализировать подобные факты. Подросткам кажется, что выступая против ценностей, пропагандируемых официальной идеологией, они восстанавливают справедливость. И здесь встает вопрос о влиянии, в том числе информационном на сознание подростков и молодежи.

Те, кто это влияние пытаются сделать эффективным, как мы помним, вкладывают в это немалые деньги. Используя протестное состояние молодежи, воздействуя через социальные сети и другие Интернет-платформы, раскачивают это состояние до определенной акции, когда молодежь выходит на улицы, поддерживая протестные движения или используя для этой цели площадки Интернета. Как противостоять подобным явлениям? Как бороться за молодежь? Ответ есть. В том числе, с помощью того же Интернета. Все дело в подаче информации. К протестной аудитории или даже среднестатистической есть свои подходы. Для иллюстрации мы провели небольшой социологический опрос среди школьников и студентов, задав им один и тот же вопрос: какое мероприятие вы считаете патриотическим? Из приведенных ниже примеров мы убеждаемся, что у школьников и студентов нет четкого об этом представления. Есть заученные алгоритмы, которые они не смогли объяснить, или смешение понятий.

Вот некоторые ответы: Школьник, 14 лет, 8 класс: Патриотическое мероприятие для меня это в первую очередь воспитание, направленное на популяризацию любви к родине и отечеству. Школьница, 14 лет, 8 класс: Это – мероприятие, которое направлено на воспитание патриотизма, или же повествование о стране и её заслугах и истории. Студентка, 18 лет: Патриотическое мероприятие в моем понимании это событие, в котором идёт развитие культурных, нравственных ценностей, даже не обязательно, чтобы там ярко прослеживался патриотизм. Либо оно должно быть направлено на исторические даты и события. Ну и плюс чтобы мероприятие было патриотическим, нужно чтобы оно было как-то направленно на обычных граждан или связано с ними. Из этих ответов мы точно узнаем, что «масло масленое», а дальше полный набор определений из культурных и нравственных ценностей, противопоставленных патриотизму и гражданам. Печально, что подобное понимание присутствует у человека в возрасте 18 лет, то есть на данный момент у студентки вуза нет четкого понимания того, что такое «патриотизм», и как он соотносится с культурными и нравственными ценностями. Следующий ответ из серии протестных: Студентка, 18 лет: Лозунги, флаг, гимн и принудительное посещение – всадники современных «патриотических» мероприятий.

В них я не вижу смысла, ведь когда ты что-то делаешь добровольно-принудительно у тебя вырабатывается негативное восприятие того, чему ты уделяешь свое время. Для меня патриотическое мероприятие – это, прежде всего, не красивая презентация о нашей стране и её богатых достоинствах и, отнюдь, не заученные песни и показные концерты. Истинная любовь к отчизне проявляется делом. Вместо не воспринимаемой нынешней молодежью скучной лекции – лучше выйти во двор и провести субботник, зимой – помочь ветеранам растопить печи и убрать снег, – дело найдется для каждого и в любое время года. Ведь страна – не просто символика с экрана, это и родина, и природные красоты, и окружающие тебя люди. Хочется нам взрослым и состоявшимся людям слышать подобное мнение или нет, но оно существует и не единично. В ходе опроса мы брали совершенно случайных молодых людей. А срез получили вполне определенный.

Никита, 19 лет, студент: Поменьше негатива, нагнетания страшного прошлого. Хочется, чтобы на патриотических мероприятиях больше говорилось о будущем, выступала интересная молодежь, чтобы мероприятие было динамичным, не затянутым, не нудным, как часто бывает. Татьяна, 23 года, предприниматель: Для меня это красивый видеоролик с кадрами природы нашей страны, песни, от которых «мурашки», вдохновленные ведущие с горящими глазами, мотивирующие спикеры, рассказывающие о реальных успехах в жизни России. Из этих мнений мы видим, что привычные мероприятия в виде лекций, концертов, воспоминаний о прошлом – сегодня не воспринимаются молодежью. Свой негатив они выливают в социальных сетях.

Опыт показывает, что патриотические мероприятия, проводимые в УрГПУ в последние годы в традиционных формах, в социальной сети «ВКонтакте», где группа составляет 12 000 студентов и выпускников вуза, набирают меньше всего лайков, репостов и других откликов. Они не имеют обратной связи, а значит, проводятся впустую. В плане положительного опыта можно привести событие, которое открыло в УрГПУ Месячник защитника Отечества 5 февраля 2020 года. В гости к студентам вуза пришел поэт и писатель, член Союза писателей России Александр Кердан. Мы знаем, что месячник Защитника Отечества по опыту последних лет раздражает студентов. К счастью, на этой встрече удалось отойти от стереотипов. Александр Борисович читал хорошие стихи. Начал с любовной лирики, объяснив это тем, что невозможно «рвать на себе тельняшку», пытаясь защитить что-то, прежде, никакого не любя. И любовь к стране может родиться только из любви к одному человеку, к родителям, к улице, на которой живешь, школе, в которой учишься, к городу или деревне. И с этим трудно не согласится, потому что любить одного человека сложнее, чем любить весь мир.

Необходимо научиться сначала просто любить. Александр Кердан любить умеет. Его стихи пропитаны любовью – к женщине, к матери, к бабушкефронтовичке, к рыжей однокласснице, к жене, которой он постоянно восхищается. И на видео студенты увидели Яну Чабан, исполняющую романсы на стихи Кердана и музыку Пантыкина. И это было красиво, и правильно, что студенты видят именно такую любовь. На стихи Александра Борисовича написано немало песен. Что подтвердил лирический сюжет из телевизионного конкурса «Романс XXI века». Леонид Серебренников исполняет романс «Ностальгия по романсу», музыка Сиротина, слова Кердана. Комментируя исполнение, Александр Борисович делился с молодежью поэтическими секретами. От любви к женщине и семье перешли к теме Великой Отечественной войны, которая в стихах Кердана звучит не пафосно, а горько – с любовью и болью о погибших. До слез растрогала студенток «Баллада о сыновьях», основанная на реальных фактах. Восемь сыновей одной матери погибли на фронте. И прав Александр Борисович, который сказал: «Раз плачете, значит, чувствуете». Вспомнили Афганистан и Чечню, и все через призму офицерской дружбы, солдатской верности. Александр Кердан перед молодежью был живым и искренним. Наверное, поэтому среди откликов появились такие: «Все было классно! Мне первый раз понравилось патриотическое мероприятие». Разговаривая с молодежью, Александр Борисович постоянно отсылал слушателей к своей странице «ВКонтакте» [1] и своему каналу на YouTube [4], где демонстрируются записи песен и стихов в исполнении автора, Яны Чабан и других известных исполнителей. Своим присутствием в Интернет-пространстве он также стал ближе и понятнее молодежи. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Необходимо использовать Интернет-пространство для формирования у молодежи чувства патриотизма. 2. Влияние должно быть не насаждаемым, а доверительным, располагающим и соответствовать требованиям молодежной аудитории. 3. Информационное влияние должно оказываться с использованием современных мультимедийных технологий. 4. Все тексты в социальных сетях должны быть краткими и грамотными. Фотографии качественными. 5. В начале поста необходимо определять целевую аудиторию. 6. Изложенные факты должны быть достоверными. 7. Оформление поста привлекательным, но не излишне, чтобы захотелось еще заглянуть в текст. Используя эти правила и нарабатывая те, что соответствуют требованиям работы с молодежью, можно заниматься патриотической и духовно-нравственной работой в Интернете, а также подкреплять ее делами в реальной жизни.

Библиографический список 1. Вконтакте. – URL: https://vk.com/id470146758/. – Текст : электронный. 2. Всероссийский патриотический проект «Живая история». – URL: http://xn—- 7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/. – Текст : электронный. 3. Зайцева, О. Патриотизм в среде молодежи / О. Зайцева. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi/viewer. – Текст : электронный. 4. Канал. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCk0_i7nLLB509vYxSkF-qqw. 5. Ляукина, Г. А. Проекты патриотического воспитания в Интернет-среде как актуальная форма работы со студенческой молодежью / Г. А. Ляукина. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28925. 6. Оллыкайнен, О. Проблема патриотизма современной молодежи в России / О. Оллыкайнен. – URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_05/652.htm. – Текст : электронный. 7. Патриотизм воспитают в социальных сетях. – 29 марта, 2017 г. URL: https://iz.ru/news/674413. – Текст : электронный. 8. Патриотизм воспитают в социальных сетях. – URL: https://newsland.com/user/ 4296757178/content/patriotizm-vospitaiut-v-sotsialnykh-setiakh/5753679. – Текст : электронный.

Паэгле Наталья Михайловна

Другие новости и статьи

« Мемы как способ интернет-коммуникации

Заменит ли в будущем искусственный интеллект специалистов по кибербезопасности? »

Запись создана: Воскресенье, 24 Май 2020 в 16:08 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика