31 Май 2020

Об идеалах цифрового будущего

oboznik.ru - Цифровая экономика - это наше новое все?
#экономика#цифроваяэкономика#новаямодельэкономики

Аннотация. В статье проводится анализ проблем современного общества, связанных с анализом понятий «цифровая экономика», «цифровая цивилизация», «цифровое общество» и даже «цифровая культура», их ценности для научного сообщества в исследовании современных тенденций развития общества, прояснение их смысла и соотношения с традиционными системами понятий социальной философии и культурологии.

Ключевые слова. «Цифровая экономика», «цифровая цивилизация», «цифровое общество», «цифровая культура», социальнофилософское знание, духовные ценности, идеал, гуманитарные исследования, социум.

Abstract. The article analyzes the problems of modern society associated with the analysis of the concepts of «digital economy», «digital civilization», «digital society» and even «digital culture», their values for the scientific community in the study of modern trends in the development of society, clarifying their meaning and relationship with traditional systems of concepts of social philosophy and cultural studies. Keywords. «Digital economy», «digital civilization», «digital society», «digital culture», socio-philosophical knowledge, spiritual values, ideal, humanitarian studies, society.

«Цифровая экономика», «цифровая цивилизация», «цифровое общество» и даже «цифровая культура» – с этими понятиями мы встречаемся ежедневно в печати, в новостных лентах, в дискуссиях на разных форумах. Однако в ряду научных понятий их статус не определен, пользователи различным образом трактуют их содержание. Социально-философское знание призвано осуществить анализ их ценности для научного сообщества в исследовании современных тенденций развития общества, прояснить их смысл и соотношение с традиционными системами понятий социальной философии, культурологии.

Авторами статьи делается попытка актуализации этих проблем, поскольку необходимо найти решения на эти вызовы времени. С сожалением отметим, что западная культура, базирующаяся на индивидуализме, рационализме, сциентизме, прогрессивизме, явно не преуспела в анализе кризисных явлений современного общества, делая акцент на оценке его благополучия исключительно по материальному достатку, трактуя ценности только как экономические категории, не признавая несостоятельности в вопросах реализации идеалов свободы, равенства, социальной и природной гармонии.

Питер Хершок говорит о «разводе (разрыве) между экономикой и этикой» [1, с. 519-538]. Ставятся вопросы о доминировании экономики и беспомощности этики (см., например, Хейди Хюрд, Джеймс МакРае и др.). Джин Парк призывает обратиться к этическим идеям, способным вернуть «человеческое лицо» экономике, демократии, свободе, человеческому достоинству. [2, с. 109-124]. Однако мало исследуется феномен духовных ценностей и идеалов в аспекте их влияния на социальные процессы, на экономику.

Представляется, что цифровая эпоха должна породить иные аксиологические теории и идеалы, которые были бы понятны и приняты разными социальными группами в разных странах мира и способствовали созданию такой социальной модели, которая бы вела к экономическому и нравственному процветанию, к гармонии при разнообразии мнений и специфике культурных достижений. Мир многообразен, что, безусловно, является позитивным явлением. Все «поры» природы и общества пронизаны разнообразием: на Земле встречается 2 млн. видов (хотя реальная величина может быть на несколько порядков, поскольку естественная наука изучила этот феномен не до конца). Живых языков на планете – более 7 тысяч.

Гуманитарные исследователи пытаются подсчитать, классифицировать болезни, эмоции, этические правила, социальные нормы, институты, организации. Их число растет и всюду фиксируется значительное разнообразие. Интуитивно мы стремимся к золотой середине, к оптимальному значению разнообразия. Недавно в Москве появилась специальная лаборатория, занимающаяся измерением разнообразия – Лаборатория исследования социальных отношений и многообразия общества (ЛИСОМО) [3]. Социум представляет собой огромное разнообразие этносов, наций, культур, каждая самобытна практически во всех отношениях. Однако, с эпохой глобализации возник вопрос об оптимальном уровне социального разнообразия. Каждая страна пытается обрести механизмы жизнедеятельности, соответствующие ее условиям, природе (например, сочетание планового, рыночного хозяйствования, проектной экономики). Может ли существовать единый идеал? Вряд ли. Тем не менее, есть в мире силы, стремящиеся навязать свое понимание мироустройства другим. Часто это агрессивное навязывание, ведущее к противоречиям и ограничению возможности выбора. Масштабность и скорость идущих преобразований в обществе позволяет утверждать, что идет становление нового типа социума. Исследуя этот процесс в разных аспектах, специалисты называют его обществом риска, массового потребления, постмодерна, цифровых технологий и пр. Представляется, что из поля внимания уходят вопросы моральной ответственности человека за угрозы, созданные научно-технологической деятельностью, а об идеалах и ценностях принято рассуждать только в абсолютных формах противопоставления «новое-старое».

Но далеко не все старое устарело и не пригодно для современного развития, а новое – необязательно признак прогрессивности. Еще недавно, чтобы представить идеалы будущего, можно было заглянуть в произведения фантастов: братья Стругатские, Дж. Оруэл, О. Хаксли и другие весьма успешно обозначили картины будущего человечества, его идеалы и ценности. Однако, существует социальная реальность, которая демонстрирующая как экономическая и культурная жизнь концентрируется в мегаполисах, а те трансформируются в мегалополисы, как возникают города – целые провинции (а в фантастических романах подобные города занимают целую планету). Идет формирование нового социума. Речь о Китае, демонстрирующем тенденцию «полицентрической урбанизации», поставившем на инновации и развитие сферы услуг, успешно меняющем качество жизни не только у себя, но и по всему миру. КНР занимает ведущие позиции в мире по развитию связи 5G, по робототехнике, ИИ, обладает технологиями распознавания речи и образов.

«Оплата лицом» – можно оплатить покупки, проезд (сумма снимается с банковского счета, привязанного к смартфон-приложению). За 2018 год в КНР с помощью мобильных операций на 9 триллионов долларов (В США – лишь на 112 млрд. долларов). В Китае – огромное число интернет-пользователей, однако, это не ведет к расширению демократии. Китай изобретает «цифровую диктатуру» - по словам российского китаиста Л. Ковачича это собственное изобретение китайцев – т.е. «система социального кредита». Базовая идея скоринга – это оценка надежности гражданина, исходя из его платеже- и кредито- способности. Она возобладала в условиях падения темпов роста ВВП, авторитета власти, когда страну возглавил Си Цзиньпин [4, с. 22].

Создается база данных, которая выставляет оценку надежности каждому гражданину (задействовано 10 млн. человек в 45 городах). Действуют частные рейтинговые системы (наработки Alibaba). Кстати, в РФ предлагается создать нечто похожее: так, банки заинтересованы в добропорядочных клиентах с хорошими кредитными историями; игроманов и нарушителей ПДД надо учитывать в особых списках, и т.д. Представляется, что система социального кредита – это своеобразный механизм контроля и управления, продвижения поведенческих норм, в обществе, установленных властью. Инструменты мотивации то же продуманы – учеба в престижных школах, вузах, проезд в комфортабельном транспорте, высокооплачиваемая должность и т.д.

Разнообразные льготы для тех, кто демонстрирует высокие рейтинги и страдание тем, кто утратил доверие. Как пример, многие в Китае верят в положительный результат действия системы социального кредита, надеясь, что это упростит жизнь. Появились «фабрики цензуры» – небольшие компании, просматривающие Интернет-страницы на предмет лояльности к китайским лидерам, выявляющие «нежелательные слова». Системы ИИ широко используются в районах со сложной обстановкой, где реально контролируются все инакомыслящие. Полиция со специальными гаджетами – анализаторами мобильного контента – может быстро вычислить «подозрительного» гражданина. Заметим, что китайские наработки уже «шагают» по миру как средство контроля за населением. Дисциплинарное общество, общество тотального контроля по китайской модели вызывает ассоциации с собственным будущим. Инфраструктура связанности, ИИ, технологии анализа данных, виртуальные деньги, on-line торговля, тотальное видеослежение и т.п. – не только эффективны в борьбе с преступностью, но и формируют общество контроля.

Литература 1. Hershoch P. The Value of Diversity/ Buddhist Reflections on More Equitably Orienting Global Interdependence // Value and Values. 2015. P.519-538. 2. Park J.V. Value and Values. 2015. P. 109-124. 3. Режим доступа: http: www:nes./ru/science/lab/about. 4. Что день грядущий нам готовит // Профиль. № 6. 18.02.2019. С.22.

Билаонова Марина Юрьевна,
Пурынычева Галина Михайловна

Другие новости и статьи

« Взгляд в будущее с позиций цифровой современности

Предвестники нового средневековья »

Запись создана: Воскресенье, 31 Май 2020 в 15:48 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика