31 Май 2020

Предвестники нового средневековья

oboznik.ru - Николай Александрович Бердяев
#Бердяев#история#диалектика#духовность#философия

Аннотация. В статье обосновывается гипотеза Н. А Бердяева о конце индустриально-технологической цивилизации и возникновении духовного общества (нового средневековья). Раскрыты факторы и тенденции перехода цивилизации к новому средневековью: трансформация науки, информатизация социума, цифровая реальность.

Ключевые слова. Диалектика, новое средневековье, синергетика, фрактальность, субъектность, духовность, постнеклассическая наука, транснаука, цифровая реальность.

Abstract. The article substantiates the hypothesis N. And Berdyaev about the end of industrial and technological civilization and the emergence of a spiritual society (the new middle ages). Factors and tendencies of transition of civilization to the new middle ages are revealed: transformation of science, Informatization of society, digital reality. Keywords. Dialectics, the new middle ages, synergetics, fractal, subjectivity, spirituality, post-nonclassical science, transscience, digital reality.

Время зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. В. Маяковский Спираль истории. Согласно диалектической онтологии Г.В. Ф. Гегеля эволюция (развитие) крупных, достаточно сложных систем происходит «по спирали», т.е. любой этап, который прошла система в прошлом, как бы повторяется в будущем. Закон отрицания отрицания диктует эволюции квази повторяемость. Постулированная Гегелем закономерность кем-то принималась, кем-то отвергалась. Но сегодня в теории самоорганизации доказана теорема о неизбежности повторения в процессе эволюции системы. Новое средневековье.

Эту закономерность использовал Н.А. Бердяев при осмыслении грандиозных преобразований, которые потрясли Россию и мир в 1917 г. Книга, написанная им в августе 1917 так и называется «Новое Средневековье». Предчувствуя радикальный скачок развития и в России, и у всего человечества, Бердяев понимает, что заканчивается время буржуазной, индустриальной цивилизации и начинается время духовного социума – нового средневековья.

Западная цивилизация развивается по своеобразной синусоиде – колеблется между 2 аттракторами – духовным и материальным, внутренним познанием и внешним. Синусоиды и фракталы истории. Целью античной цивилизации в лице Древней Греции, процветавшей примерно с 6 в. до РХ по 1 в. до РХ, было познание космоса (природы, материального – внешнего мира). В 1-4 столетиях античность сменяет средневековье, целью которого было познание духовного – внутреннего мира. С 17 в. развивается индустриально-технологическая цивилизация, цель которой – вновь познание внешнего мира (как бы вторая античность). Если следовать данной синусоиде, то капитализм должно сменить духовное общество. Подобные схемы эволюции народов строили А.С.Ахиезер, В.Э.Войцехович и другие авторы, показавшие фрактальность (самоподобие) процесса эволюции [1]. «Сумасшедшая» для 1917 г. гипотеза Бердяева через столетие признана рядом мыслителей научно обоснованной, высоко вероятной. С русским мыслителем согласились А.Тоффлер и другие учёные, футурологи, философы.

Предвестники духовной цивилизации. Каковы признаки приближения 2-го средневековья? 1. Переходность нашего времени 20-21 вв.: 17-19 века были относительно спокойными в развитии западной цивилизации и Евразии в целом. В 20 в. прошли 2 мировых войны, развалились крупные империи – Российская, Британская, Французская, Австро-Венгерская, умерла колониальная система. 2. Экологический кризис планеты: биоразнообразие сокращается, биосфера быстро деградирует. Только закрытие капитализма – смена ценностей цивилизации с материальных на духовные может спасти человечество. 3. Переходность познания, или научные революции, прошедшие за последнее столетие параллельно с социальными революциями.

Известно, что способ познания всегда достаточно точно отражает мировоззрение, дух и характер данного социума – будь то племенное общество с господствующим в нём мифологическим мировоззрением или средневековое общество с религиозным мировоззрением, или индустриально-технологическое общество с господствующими в нём материалистическим мировоззрением и научной картиной мира. Переходность состояла в скачкообразных и радикальных изменениях, которые произошли в науке и рациональном способе познания в 20 в. Классическая, механистическая наука 17-19 вв. сменилась неклассической наукой начала 20 в., а в конце 20 в. последнюю потеснила постнеклассическая наука (называемая на Западе наукой о сложности).

От постнеклассической науки к транснауке. Ряд учёных развивают гипотезу о последующем этапе эволюции науки, которую называют кратко транснаукой (ТН). Метафорически выражаясь, будущая наука – это «старая» наука 17-21 вв. (Н), соединённая с духовностью: ТН=Н+ДУХОВНОСТЬ [2]. Уже сегодня образы и миры нового средневековья чувствуются в наших искусстве, философии и науке. Специфические особенности следующей цивилизации: 1)духовность, внутреннее познание, ориентация на высшие ценности – истину, добро, красоту, любовь, Высшее, 2)синтетичность, сближение и, возможно, слияние столь различных форм общественного сознания как наука, искусство, религия.

В постнеклассической науке главные составляющие – антропный принцип, синергетика, виртуалистика, теория сложности [3]. В каждой из составляющих существенную роль играет субъект. Наука отказалась от идеала объективной истины и стала субъектобъектным знанием. Это современный сдвиг к духовности. Характерным примером такого знания является информатика и основанные на неё информационные технологии, в том числе искусственный интеллект. Наука, философия, искусство, религиозное сознание движутся к цивилизации духовного типа. Внутреннее познание. Второе Средневековье, по мысли Бердяева, это перенос внимания с внешнего на внутреннее.

Интравертная ориентация и акцент на внутреннем мире человека. Развитие, в первую очередь, не промышленных и военных, а гуманитарных технологий. Снижение роли науки (в старом смысле) и уменьшение её влияния на общество. Развитие различных вариантов религиозных учений. Бифуркация. Судя по всему, мы переживаем очень важный момент, точку бифуркации, когда очень многое зависит от морали, представлений о желаемом будущем, от культуры и искусства. Именно сейчас определяется, каким будет 21 в., пойдем ли мы вниз или вверх, состоится ли Второе Средневековье. Занятость. В самом деле, посмотрим на структуру занятости в развитых странах. Из 100 человек двое работают в сельском хозяйстве и кормят себя и всех остальных, 10 – в промышленности, 13 – в управлении. Чем должны заниматься остальные 75? Это ключевой вопрос, который на ближайший век, а может быть и навсегда определит перспективы нашей цивилизации. Экономисты предлагают «отправить ¾ человечества в сектор услуг». Но это плохое решение.

Промышленная революция освободила человека от тяжелого физического труда, происходящая цифровая революция всё с большим успехом позволяет поручать рутинную умственную работу компьютерам. Нужна работа, а не её имитация. Цифровая реальность. Праздный мозг – материал дьявола. Остаться надолго без работы, без полезного содержательного занятия – тяжелое испытание. Реализуемый сейчас вариант – отправить большинство населения в виртуальную реальность. Пусть там развлекаются, общаются, играют на форексном рынке, ведут блоги, поглощают потоки ненужной им информации. «Цифровая экономика» на нынешнем уровне оказывается блефом – её влияние на производство оказалось на удивление скромным.

Однако компьютеры играют огромную социальную роль, помогают «убивать» свободное время миллиардов людей. Виртуальная реальность оказалась суррогатом, эрзацем, симулякром настоящей жизни. И тут возникает вопрос о сущности человека. Мы готовы отдать право первородства за чечевичную похлебку, променять подлинность на имитацию? Наш удел быть творцом, готовым идти через тернии к звездам или «квалифицированным потребителем», готовым провести жизнь на диване? Вопрос открыт… Футуролог Ю.Н. Харари предрекает: «подобно тому, как результатом промышленной революции стало возникновение рабочего класса, так следующая масштабная революция создаст класс неработающий, бесполезный» [4].

Но ведь такое уже было. В позднем Риме масса людей, которые не могли себя занять, требовали хлеба и зрелищ, гладиаторских боев и раздач денег. И кончилось это грустно. Имея полное технологическое, военное, инфраструктурное превосходство перед варварскими племенами, Рим пал. Историк Э. Гиббон пишет, что вечный город был в первый раз взят варварами,…потому что никто не вышел его защищать – граждане смотрели театрализованное представление. Эволюция учит, что неиспользуемые органы со временем отмирают.

То же касается «бесполезных классов». Вспомним наших бояр да дворян. И те, и другие сгинули вскоре после того, как смогли освободить себя от обязательной государевой службы. Но ведь свободное время может быть не только проклятием, тяжким грузом, но и сокровищем, желанной возможностью. Люди могут заниматься искусством, наукой, воспитанием детей, которые должны превзойти своих учителей. Мы можем создавать миры, продолжить путь к звездам, открывать неведомое. Важно, чтобы это было у нас в душе… Окна в духовный мир. И нечто подобное было. Павел Флоренский назвал икону окном из этого света в тот – горний мир. Очевидно, храмы и иконы – их творения – поддерживали людей, давали им силу и надежду. Историки искусства пишут, что Леонардо да Винчи всюду более 20 лет возил с собой Джоконду, не в силах расстаться с этим полотном.

Очевидно, это творение давало ему силу. Картину «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли писал 4 года, желая увековечить и пронести через века облик любимой им Симонетты Веспуччи. В облике Данаи свою любимую женщину великий Рембрандт писал 11 лет. Эпидемии гениальности, творцы, которые стремились превзойти самих себя… Сегодня мир играет на понижение. В антиутопии Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» (температура горения бумаги) с книгами беспощадно боролись, зато были «телеродственники», которых люди воспринимали как близких, вникая в перипетии их жизни в большей степени, чем в жизнь своих родных. И эта антиутопия удивительно быстро стала реальностью. Библия советовала «возлюбить ближнего своего как самого себя». Социальные сети позволили «возлюбить дальнего своего». У блога Дженифер Лопес (красавица, филейные части которой были застрахованы на $ 700 млн) более 82 млн подписчиков. Удивительно много людей оказались готовы жить чужой, призрачной жизнью, «постить котиков»… Ясно, что тьма сгущается перед рассветом. Работа выполнена при поддержке РФФИ (проекты 18-511- 00008 и 18-511-00028).

Литература 1. Войцехович В.Э. История как фрактал // Культура и культурная политика. Вып. 1. М., 2005. С. 156-161. 2. Войцехович В.Э. Транснаука как… // SocioTime.Социальное время. ПГТУ. № 2. Йошкар-Ола. 2015. С. 9-17. 3. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. / Изд. 7-е. М.: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 2012. – 312 с. – (Синергетика: от прошлого к будущему. №2). 4. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. – М.: Синдбад, 2018. – 157 с. – (Big Ideas)

Войцехович Вячеслав Эмерикович, Малинецкий Георгий Геннадьевич

Другие новости и статьи

« Об идеалах цифрового будущего

Опыт Швеции по разработке средств диагностики и лечения COVID-2019 »

Запись создана: Воскресенье, 31 Май 2020 в 16:56 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика