Социально-духовные проблемы цифровой эпохи
Аннотация. В статье очерчены экономические, социальные, духовные проблемы, связанные с внедрением информационных технологий в реальную производственную экономику. Цифровая экономика преобразует все сферы жизни общества и вместе с этим возникают огромные проблемы, особенно касающиеся сущности личности, ее социализации, развития когнитивных способностей и нравственных начал. Анализ этих проблем основан на трансдисциплинарном подходе, что связано с глобальным характером цифровизации экономики и большой озабоченностью общественности неоднозначными перспективами ее развития. Ключевые слова.
Цифровая экономика, цифровая эпоха, трансдисциплинарность, индустрия 4.0, экономика5.0, кибердивиантность, цифровой рабство, информационная безопасность, виртуальное сообщество, информационная перегрузка, искусственный интеллект, умные машины, мир без человека, трансгуманизм, виртуализация сознания Annotation. The article outlines the economic, social, spiritual problems associated with the introduction of information technologies in the real production economy. The digital economy transforms all spheres of society and at the same time there are huge problems, especially concerning the essence of personality, its socialization, development of cognitive abilities and moral principles. The analysis of these problems is based on a transdisciplinary approach, which is associated with the global nature of the digitalization of the economy and the great public concern about the ambiguous prospects of its development.
Keywords. Digital economy, digital era, transdisciplinarity, industry 4.0, 5.0 economy, cyberdefenses, digital slavery, information security, virtual community, information overload, artificial intelligence, intelligent machines, a world without humans, transhumanism, virtualization of consciousness Цифровая экономика, цифровая эпоха - эти слова как мантру произносят, когда хотят подчеркнуть специфику современного этапа развития постиндустриального общества, обозначив основной тренд экономики ХХI века.
Ученые, политики, предприниматели, журналисты, деятели культуры употребляют его наряду с такими понятиями, как рыночная экономика, новая экономика, экономика знаний, информационная экономика. Цифровая экономика является объектом изучения разных отраслей науки (междисциплинарный подход обеспечивает полноту исследования) и объектом пристального общественного внимания (трансдисциплинарный характер анализа). Tрансдисциплинарное исследование цифровой экономики связано с огромной озабоченностью со стороны общественности неоднозначными, противоречивыми и, зачастую, негативными последствиями внедрения IT-технологий в реальную, производственную экономику и возникающими в связи с этим социально-духовными проблемами [7,8,9].
Cпециалисты по IT-технологиям считают, что цифровая экономика в узком смысле, – это экономика, основанная на цифровых технологиях, распространяющихся на область электронных товаров и услуг, Интернет, сотовую связь, в целом, на промышленное производство и сферу услуг. Классические примеры этого: телемедицина, дистанционное обучение, продажа медиаконтента (кино, ТВ, книги и пр.). В широком смысле цифровая экономика – это тотальная цифровизация производства и логистики, цифровизация систем управления, создание цифровых платформ (интернет вещей, Индустрия 4.0, умная фабрика, сети связи пятого поколения, инжиниринговые услуги, интеграция цифровых платформ и экосистем в единое пространство и т.д.) [10] Для постиндустриального общества основным ресурсом развития производства и бизнеса являются научные знания и информационные технологии. Индустрия 4.0 – big data, machine learning, совмещение сенсоров, интернет вещей, облачные технологии – создают совсем другую форму существования мира в целом. Индустрия 4.0 охватывает науку, культуру, обороноспособность государства, образование и социальную сферу и трансформируется в индустрию 5.0. Согласно стратегии «Общество 5.0», разработанной ведущими учеными Японии, передовые технологии (Интернет вещей (IoT), робототехника, искусственный интеллект, big data) проникнув во все сферы жизни, должны привести к появлению новых форм и видов бизнеса и тем самым к экономическому подъёму страны в целом и росту качества жизни каждого человека в отдельности.
Основная идея стратегии заключается в решении социальных проблем с помощью интеграции цифровой среды и физического пространства и, как результат, улучшения качества жизни человека. Инновации в таком обществе удобны и безопасны, они делают жизнь людей комфортной и полноценной. В ХХ1в. технологии – это не только базисные экономические артефакты, это уже идеология, которая определяет основные направления и темпы развития общества, изменяет его социальную структуру, и что самое главное, непосредственно и опосредованно влияет на биологическую, социальную, ментальную, духовную сущность человека. Обрисуем реалии цифровой эпохи. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, банковские интернет-услуги, электронные платежи, интернетрекламу, а также интернет-игры. Благодаря развитию цифровых технологий потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам, начать свое дело онлайн, стать предпринимателем, не выходя из дома. Цифровой экономикой можно охватить все то, что поддается формализации, то есть, превращению в логические схемы. C изобретением компьютера удалось оцифровать деньги, что, несомненно, упростило товарноденежные отношения, привело к огромной экономии времени и повышению безопасности операций. И то, что раньше было доступно только банкам, безналичные расчеты, теперь стало повсеместным явлением в практике юридических и физических лиц благодаря электронным карточкам.
К другим плюсам развития цифровой экономики, несомненно, можно отнести рост производительности труда, снижение издержек производства, появление новых видов бизнеса, создание новых рабочих мест; тенденцию к преодолению бедности и социального неравенства. Цифровизация в медицине позволяет работать с большими данными и устанавливать диагнозы эффективнее. Нейросети, робототехника уже сейчас улучшают качество медицинских услуг. Благодаря электронным CМИ, появляются новые виды социальных сообществ (виртуальные сообщества), которые играют огромную роль в условиях «электронной демократии», интернет-торговле, рекламе товаров и услуг и др.
Примерами интернетсообществ являются вики-проекты, форумы, чаты, веб-конференции, социальные сети, коллективные блоги, имиджборды, многопользовательские онлайн игры и т. п. Интернет-сообщества можно рассматривать как примеры развития гражданского общества на основе информационных технологий, когда объединение людей происходит не по доходу, престижу, власти, образованию, а по интересам и умению пользоваться гаджетами. В связи с этим возникает масса проблем, но это же изменяет социальную структуру общества, демократизирует ее. Меняется архитектура системы образования – центр тяжести переносится на индивидуализацию образовательных программ, развитие он-лайн образования, проектно-ориентированное обучение, формирование новых исследовательских компетенций. В целом технологии приводят к увеличению темпов общественного развития, так называемое «экспоненциальное» развитие мира. Американский футуролог и изобретатель Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil ) дал прогноз, что развитие цивилизации в 21 веке будет происходить в 5 раз быстрее, чем в 20 веке, мир пройдет технологическую фазу развития всего ХХ века за 20 лет.
Цифровая экономика развивается во взаимодействии с традиционной, производственной экономикой. Обработка больших объемов данных в цифровом виде по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Результат этого взаимодействия меняет структуру общественного производства и в то же время ведет к социальным последствиям, создающим огромное напряжение в обществе. Автоматизация и компьютеризация, цифровизация и стандартизация производства могут привести к так называемой кадровой революции, к исчезновению многих профессий. Меняется архитектура уклада целых направлений современной жизни, формируется «мир без человека». Например, логистика порта в Гамбурге (ФРГ) полностью автоматизирован на основе датчиков. На заводе Siemens в г. Амберг (ФРГ) – полностью автоматизированное производство, компоненты которого связаны друг с другом и заказчиком через интернет [1]. Входят в моду высокотехнологичные «умные дома» с функцией дистанционного контроля за безопасностью и микроклиматом; появляются автомобили-беспилотники, оборудованные системой автоматического управления, которые могут передвигаться без участия человека, что влечет за собой проблему правового обеспечения последствий их негативных действий. Внедрение в жизнь «цифры» и электронной коммерции, информационной инфраструктуры, несет в себе много новых проблем. Обозначим некоторые.
Прежде всего, это риск киберугроз, связанных с проблемой защиты персональных данных, защищенности электронных ресурсов и технологий (борьба с недостоверной информацией, навязчивой рекламой, хакерскими атаками.); «цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением). Высокие информационные технологии XXI века могут использоваться в политических и идеологических целях для духовного и физического порабощения одних людей другими. Человек из субъекта общественных отношений превращается в объект жесткого управления и манипулирования.
Прогнозируется рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет). «Цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей) поделит общество на новые страты – «цифровую элиту» и остальных, низко образованных, не владеющих этими технологиями «рабами». Чипизация деревьев, животных, людей, товаров и т.д. приведет к тотальному контролю над всем, и прежде всего над человеком. «Все для блага человека, все во имя человека».
Этот гуманистический лозунг определяет основную цель всех процессов, происходящих в обществе. В 18 в. немецкий гуманист и просветитель И.Кант писал, что человек никогда не должен быть средством, а только целью. Как чувствует себя человек в новой цифровой реальности, как ему социализироваться, выбирать профессию, осуществлять коммуникацию с окружающим природным, социальным, виртуальным миром? Разрушаются базовые этические нормы и ценности, формируется новая этика, новое общественное право, регулирующее совместную жизнь людей и роботов. Человеческая личность трансформируется в некий товар, который бездушная компьютерная система опознает машинным способом по заданным параметрам. Следствием виртуализации социальных взаимодействий становится рост эмоционального одиночества, «информационная перегрузка», когда основные усилия человек тратит на то, чтобы «отфильтровать» ненужную или низкокачественную информацию.
На анализ, осмысление и запоминание значимой информации у него остается все меньше времени и сил. Проблема информационной социализации детей и подростков выражается в явлении кибердевиантности, связанной с игровой зависимостью, негативным использованием компьютерной техники и технологии, интернет-агрессивностью. Люди разъединяются, перестают строить устойчивые социальные связи, теряют способность к сложному мышлению, делегируя интеллектуальные процессы машинам и искусственному интеллекту. [3] У человека теряются ценности реального мира, ослабляется реальная коммуникация, снижается личная ответственность за действия в виртуальном мире, нарушаются границы конфиденциальности и приватности, происходит мифологизация мировоззрения, ослабление моральных регуляторов и замена их правилами «пользователя» (геймера). [4] Обеспечение информационной безопасности личного пространства человека, проблема личности и ее свободы, глубинные мировоззренческие, когнитивные, нравственные девиации личности, идеи «электронного человека» (проблема оцифровки сознания, цифровое бессмертие людей) и трансгуманизма, проблемы «лишних людей (идея «золотого миллиарда»), – вот основные социальные и духовные проблемы и фобии цифровой эпохи. Налицо непредсказуемость последствий социальных, политических и социокультурных проблем, связанная с масштабностью технологических рисков и увеличением скорости и свободы доступа к информационным ресурсам.
Философы, культурологи, писатели, историки, политологи, социологи, представители духовенства бьют тревогу по поводу дегуманизации общества под маской научно-технического прогресса. В новой цифровой системе координат все решения о допуске человека к тем или иным благам, от его собственного банковского счета до социальных услуг, будет принимать не он сам, а бездушный компьютер, алгоритмы которого будут разрабатывать технократы. Там самым научно-технический прогресс множит виды отчуждения и превращает человека в придаток машины, в потенциальный объект манипуляции со стороны искусственного интеллекта. Виртуализация и автоматизация нашей жизни отрывают человека от природной и социальной реальности, от традиционных духовных форм освоения мира, трансформируют когнитивные процессы. Последнее выражается, в частности, в так называемом «цифровом слабоумии», когда минимизирована потребность в запоминаниях, в логических рассуждениях. Известные ученые, общественные деятели, представители духовенства предупреждают об опасности «умных машин» и для личности, и для безопасности государства и общества в целом. Риски цифровизации очевидны, что, в частности, наглядно продемонстрировала энергетическая катастрофа в марте 2019г. в Каракасе, Аргентина.
Защита компьютерных систем и отдельных устройств по определению невозможна[11]. Постмодернистская философская рефлексия артефактов цифровой экономики и связанных с ними социокультурных, экзистенциальных, этических вызовов человечеству в целом, отстаивает полипарадигмальность наших знаний о настоящем и будущем социального мира. Цифровая эпоха таит в себе онтологическую, гносеологическую, нравственную, мировоззренческую неопределенность и вступает зачастую в противоречие с традиционными общечеловеческими ценностями [6].
Литература 1. Германия борется за лидерство в мировой промышленности с помощью «умных» заводов https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2014/10/28/germaniya-boretsya-za-liderstvo-v-mirovojpromyshlennosti-s 2. Для цифровой экономики нужны цифровые люди (https://www.odigitria.by/2018/02/23/sensacionnoe-otkrovenie-dlyacifrovoj-ekonomiki-nuzhny-cifrovye-lyudi/ дата обращения: 02.03.2019). 3. Катюхина Т.В. Философско-гуманитарная компонента цифровой эпохи //Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи. III Международная научная конференция Гуманитарные Губкинские чтения Москва, 5-6 апреля 2018г. (Сборник материалов. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2018, Часть 3, с. 254-257. 4. Лысак И.В., Максимов А.В. Личность в информационном обществе проблема и перспективы исследования// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20289 (дата обращения: 02.03.2019). 5. Общество 3.0 и индустрия 4.0 //www.informdom.com/novosti/obschestvo-30-i-industriya-40.html 6. Рябчун Н.П. Особенности функционирования традиционной культуры в условиях цифровой эпохи // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи. III Международная научная конференция Гуманитарные Губкинские чтения Москва, 5-6 апреля 2018 г. (Сборник материалов. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018, Часть 1, с.165-170. 7. Семенова Т.Н. Роль философии в трансдисциплинарных исследованиях будущего // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи. III Международная научная конференция Гуманитарные Губкинские чтения Москва, 5-6 апреля 2018г. (Сборник материалов. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2018, Часть 1, с. 50-56. 8. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза: от практики к теории. Москва, 2005. 9. Филатова М.Н., Волкова Л.В. Отношение молодежи к насилию как средству разрешения межличностных и социальных конфликтов // В сборнике: Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества Материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции. Система виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2014. С. 185-196. 10. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин. (https://ria.ru/20170616/1496663946.html Дата обращения 3.03.2019) 11. Цифровое общество и конец истории 7 февраля, 2018. Доклад на XXVI Международных Рождественских чтениях, секция «Актуальные вопросы национального суверенитета России» (Москва, 26.01.2018 г., Российский университет дружбы народов (https://ss69100.livejournal.com/3738032.html)
Семенова Татьяна Николаевна, Рябчун Наталья Петровна, Катюхина Татьяна Викторовна
Другие новости и статьи
« Ценностные аспекты формирования духовности в образовательной деятельности
Сообщение НКГБ БССР о дислокации и перемещении германских войск »
Запись создана: Вторник, 2 Июнь 2020 в 3:52 и находится в рубриках Финансовое.
метки: цифровизация, цифровая экономика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика