Противодействие легализации денежных средств, полученных преступным путем
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие легализации, уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией денежных средств, противодействие легализации денежных средств, полученных преступных путем, проблемы правоприменения.
Ключевые слова: коррупция, обналичивание денежных средств, уголовная ответственность, легализация. В связи с активным процессом глобализации все большую значимость приобретает борьба с экономическими преступлениями, причиняющими вред как отдельным государствам, так и мировому сообществу в целом. В настоящее время легализация преступных доходов представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя ряд финансовых операций, которые служат способом сокрытия первоначальных незаконных источников дохода, тем самым затрудняя свободную конкурентную борьбу между субъектами рынка.
Можно сказать, что преступления, связанные с легализацией преступных доходов, являются преступлениями повышенной общественной опасности, так как по подсчетам МВФ ежегодно легализуется около 3 % от общего мирового ВВП, то есть в мировой экономике присутствует огромная доля денежных средств, полученная преступным путем, что влияет на экономические процессы. Эксперты группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force (далее - FATF) говорят о связи между числом коррупционных преступлений и эффективностью борьбы с легализацией денежных средств. Уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией денежных средств предусмотрена ст. 174 УК РФ и ст. 174.1 УК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» от 07.07.2015 года (далее – Постановление) предметом вышеуказанных преступлений являются: денежные средства в российской и иностранной валюте, безналичные и электронные денежные средства (хотя вопрос принадлежности указанного вида денежных средств является дискуссионным и широко обсуждается в теории и на практике), а также имущество, приобретенное преступным путем. На основании отчета Федеральной службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов» можно выделить следующие способы легализации преступных доходов: - использование номинальных юридических лиц;
- использование наличных денежных средств; - использование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней; - использование страхового сектора в схемах легализации преступных доходов; - использование недвижимого имущества. Росфинмониторинг не раз заявлял о низкой практике применения статей, устанавливающих уголовную ответственность за легализацию денежных средств, однако, в нашем государстве идет целенаправленная работа по совершенствованию законодательства в сфере легализации денежных средств.
Согласно вышеупомянутому постановлению, деяния, попадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ следует рассматривать как самостоятельный вид преступления. Федеральным законом от 28.06.2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в число преступлений предшествующих легализации доходов, полученных преступным путем, были включены налоговые преступления (ст.ст. 198-199.2 УК РФ). Стоит отметить, что ранее вышеуказанные преступления являлись исключением. Данная позиция в российском законодательстве изменилась после появления новой редакции стандартов FATF, в которых указано применять понятие легализации денежных средств ко всем серьезным преступлениям с целью увеличения круга предикатных преступлений. Однако, в настоящее время вышеуказанные изменения не привели к расширению пределов действия описываемых норм: привлечение к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов лиц, совершивших сделки с имуществом, из которого не уплачены налоги, по-прежнему невозможно, поскольку незаконно удержанные средства не могут быть расценены как преступно приобретенные. Говоря о выполнении стандартов FATF, хотелось бы упомянуть о законодательстве Германии в области борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путем.
Согласно действующему в стране уголовному кодексу уголовная ответственность за вышеуказанное деяние предусмотрена в том случае, если лицо совершило деяние, результатом которого стало получение материальных ценностей, сокрытие их происхождения, или данное лицо препятствует розыску, конфискации материальных ценностей, полученных незаконным путем, выявлению и наказанию виновных. В частности, для состава данного преступления достаточно, если лицо попросту препятствует конфискации доходов, полученных незаконным путем. 15 июня 1992 года в ФРГ принят Закон «О борьбе с нелегальным оборотом наркотиков и другими проявлениями организованной преступности», в соответствии с положениями которого в Уголовный кодекс ФРГ внесен параграф 261.
В отличие от российского законодательства, по германскому законодательству ответственность лица, которое приобрело имущество преступным путем, за его последующее отмывание практически исключена. Законодательством РФ исключено ограничение по предикатным преступлениям (в части налоговых преступлений). К числу предикатных преступлений, в результате которых могут быть приобретены предметы легализации, в УК Германии налоговые преступления отнесены в изначальной редакции. Согласно кругу противоправных деяний в смысле части первой § 261 УК Германии в него входит множество преступлений и проступков, одними из них являются проступки, предусмотренные § 373 и § 374 Германского положения о налогах (злостная неуплата налога с оборота). В законодательстве РФ указанное обстоятельство отсутствует, поэтому существует проблема применения законодательства о легализации денежных средств, полученных преступным путем. При анализе § 261 УК Германии выявлено отсутствие определение легализации преступных доходов, приводится лишь перечень действий. Согласно немецкому законодательству объективная сторона преступления значительно расширена, туда входят иные действия и бездействия такие, как хранение, использование, сокрытие происхождения и утаивание преступных доходов. Кроме того, в немецком законодательстве предусмотрена возможность установления уголовной ответственности за легализацию не только в форме прямого или косвенного умысла, но и при наличии неосторожной формы вины (то есть преступно-небрежного отношения к совершаемому деянию, когда правонарушитель должен был предполагать, что имущество является доходом, полученным преступным путем).
В качестве примера правоприменения хотелось бы привести приговор Советского районного суда г. Красноярска от 20.11.2017 года, которым Д. осужденный за совершение ряда преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, был оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. В частности, Д. были совершены транзакции денежных средств, полученных в результате незаконного сбыта наркотических средств - денежные средства от покупателей наркотических средств поступали на виртуальные кошельки (счета) электронной платежной системы Visa QIWI Wallet, зарегистрированные на сторонних лиц, после чего, указанные средства с целью придания правомерного вида их владению, а также с целью снятия в виде наличных денежных средств и получения возможности распоряжения ими, перечислялись на банковские карты, открытые к расчетным счетам сторонних лиц, не осведомленных об указанной деятельности. Суд посчитал, что финансовые операции производились с целью окончательно завладеть ими, изъять их из электронного оборота, а не для придания видимости законности источников дохода; сделок с финансами не совершалось вовсе. В приговоре Волжского районного суда Самарской области от 18.05.2018 года суд выразил иную точку зрения по аналогичной ситуации. Так, Л. покушался на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере. С целью получения постоянного источника дохода за счет средств, добытых преступным путем, Л. систематически незаконно сбывал наркотические средства, получая денежные средства как наличным расчетом, так и безналичными переводами на имевшиеся в его распоряжении несколько различных электронных кошельков, в том числе «QIWI Кошелек», а также на счета оформленных на его имя банковских карт ПАО «Сбербанк».
Далее путем безналичных переводов переводил денежные средства, полученные от систематических незаконных сбытов наркотических средств, с имевшихся в его распоряжении различных электронных кошельков на счета банковских карт ПАО «Сбербанк», оформленных на его имя, а затем либо обналичивал указанные денежные средства, либо совершал с ними новые финансовые операции. В отношении Л. суд вынес обвинительный приговор по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. Можно предположить, что в данном случае обвинительный приговор стал следствием полного признания вины Л., а также рассмотрения уголовного дела в особом порядке без судебного разбирательства. В конце хотелось бы отметить, что российское законодательство в сфере легализации денежных средств или иного имущества постоянно развивается. При совершенствовании законодательства необходимо ориентироваться на международный опыт расследования указанных преступлений. Кроме того, согласно приведенным примерам возможно сделать вывод о высоком уровне латентности данных преступлений, что связано со скрытостью субъектов и конечных бенефициаров их совершения, а также областью совершения — преступления в экономической сфере представляют большую сложность для расследования в отличие от общеуголовных преступлений. По настоящее время вопросы противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются актуальными, и в тоже время проблемными, для решения которых необходимо международное сотрудничество.
Литература 1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Москва: Эксмо, 2018. 336 с. 2. Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (Дата обращения 21.04.2019). 3. Федеральный закон от 28.06.2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148268/ (Дата обращения 21.04.2019). 4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 года № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182365/ (Дата обращения 21.04.2019). 5. Кондраткова Н.В. О легализации преступных доходов в России // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10. С. 77 – 82. 6. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы 2017–2018 // Публичный отчет Росфинмониторинга. 2018. URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2018/публичная%20версия%20 нор%20од%203.4.1.pdf (Дата обращения 21.04.2019). 7. Судебные нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru (Дата обращения 21.04.2019).
И.В. Гусаров
Другие новости и статьи
« Временное отстранение от должности при расследовании коррупционных преступлений
Осуждение системы концлагерей фашисткой германии в ходе Нюрнбергского процесса »
Запись создана: Среда, 10 Июнь 2020 в 18:09 и находится в рубриках Новости.
метки: легализация, деньги, право
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика