Коррупция в системе высшего образования

Аннотация. В статье рассматривается проблема борьбы с коррупцией в высших образовательных учреждениях. Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, высшие образовательные учреждения, взятка.
Коррупция на протяжении многих столетий является одной из самых сложных и трудноискоренимых проблем человечества. Данное явление проникло во многие сферы общественной жизни и дестабилизировала нормальное течение процессов в этих областях, начиная от избирательного процесса, заканчиваю медициной и образованием. Так что же мы понимаем под коррупцией? Единой точки зрения на понятие коррупции не существует, этимологически данное слово означает порчу, разложение, то есть указывает на то, что в системе есть какие-либо недостатки и ее правильное функционирование нарушено. Самое простое и понятное доктринальное определение данного явления было высказано Н.Ф. Кузнецовой, согласно которой коррупция - это негативное социальное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими.
По мнению автора ядром коррупции выступает именно подкуп и подкуп должен присутствовать в ней в обязательном порядке, в противном случае, все остальные злоупотребления должностными лицами своим положением не будут считаться коррупционными1 . Термин «коррупция» является не только уголовно-правовым, в связи с тем, что относится и к административным правонарушениям, и дисциплинарным проступкам. Поэтому законодателем легальное определение было дано в ФЗ № 273 «О противодействии коррупции». Статья 1 данного закона под коррупцией понимает, злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица1 . Как уже было сказано выше, проблема коррупции пронзила многие сферы общественной жизни, однако особенно остро вопрос коррупции стоит в системе российского образования, в частности высшего. Проблемы возникновения коррупционных отношений в системе высшего образования могут быть самыми различными. Наиболее часто встречающаяся причина – это отсутствие мотивации к учебе, получению знаний, поэтому многие студенты видят более простой и привлекательный способ в том, чтобы «оплатить» экзамен, нежели подготовится к нему. Также, зачастую, при поступлении в высшие учебные заведения к абитуриентам предъявляются более строгие требования к знаниям, чем были получены ими в школе, в связи с этим будущий студент при помощи родителей пытается поступить в университет не честно заработанным трудом, а с помощью взятки. Также нельзя исключать из этого списка причин «контрагента» сделки, а именно, преподавателя или лицо, которое выполняет административно-распорядительные функции в университете, у них также есть ряд факторов, по которым те соглашаются принимать в дар от студентов незаконные вознаграждения, например, низкие заработные платы. Однако все эти предлоги не оправдывают того противоправного поведения, которое совершается лицами. В результате таких незаконных действий и внедрения коррупционных механизмов в образовательный процесс падает уровень подготовки, специалистов, выпускаемых из высших учебных заведений, а также общий образовательный уровень населения страны.
Как следствие, на рынке труда появляются некомпетентные, необразованные люди, которые своими неумелыми действиями могут нанести вред, как отдельно взятому гражданину, так и обществу в целом. Если мыслить более глобально, то коррупция в сфере образования ставит под угрозу национальную безопасность государства. И.А. Дамм выделяет несколько форм коррупционных отношений: 1. Наиболее распространенной и общественно опасной формой коррупции в образовании является использование педагогическим работником должностного положения за вознаграждение при аттестации обучающегося (приеме экзамена, зачета, контрольной или курсовой работы). 2. Коррупционное использование административным работником образовательной организации своего должностного положения может осуществляться в форме оказания за вознаграждение содействия обучающемуся в переводе с платной формы обучения на бюджетную. Коррупционные отношения административно-хозяйственных работников могут выражаться в получении ими выгод за предоставление третьим лицам имущества образовательной организации в пользование без надлежащего оформления документов. 3. Для медицинских работников характерно получение незаконных вознаграждений при исполнении должностных обязанностей за выдачу справок о временной нетрудоспособности учащегося, для освобождения от уроков физкультуры1 . Традиционно выделяются две стороны коррупционных отношений: пассивного и активного подкупа: 1. Субъекты пассивного подкупа - это лица, использующие свое должностное (служебное) положение или статус в личных или групповых интересах, в интересах стороны, предоставляющей выгоды и преимущества. 2. Субъекты активного подкупа - это граждане и коллективные образования, предоставляющие выгоды и преимущества стороне пассивного подкупа2 . Так, в ноябре 2014 года суд признал виновным и.о. заведующего кафедрой механизации сельского хозяйства Красноярского государственного аграрного университета М. Следствием ему инкриминировалась ч. 3 ст. 290 УК РФ. По версии следствия, только в январе 2014 года в период зимней сессии подсудимый получил от студентов почти 90 тысяч рублей по 29 фактам дачи взяток.
В данном случае преподаватель будет являться лицом пассивного подкупа, так как им было использовано свое должностное положение, а студенты, предоставляющие блага будут являться стороной активного подкупа3 . Согласно данным опроса, проведенного молодежной общественной организацией «Правая Россия»: в государственных столичных вузах инженерной направленности о фактах коррупции сообщали в сессию 41% респондентов, в частных вузах о взятках сказали 6% респондентов. В государственных вузах гуманитарной направленности о фактах коррупции сказали 36% опрошенных студентов против 22% в частных. В юридических государственных институтах на случаи взяточничества указали 29% опрошенных студентов против 12% в коммерческих. В экономических государственных вузах о неофициальных поборах за успешно сданную сессию рассказали 32% опрошенных студентов против 28% в частных. В большинстве государственных вузов около 30% студентов сообщили о том, что у них преподаватели именно вымогали взятку. В частных вузах этот ответ звучал реже. Примерно 40% студентов многих государственных вузов отметили, что администрация довольно эффективно борется с коррупцией, однако около 25% студентов считают, что администрация никак не решает эту проблему, кроме того, в некоторых институтах студенты отмечали, что администрация даже поощряет взяточничество своих преподавателей4 .
Взяткой, как известно, может считаться не только вознаграждение в виде денежного эквивалента, предоставления каких-либо услуг, но и предоставления в дар какой-либо вещи взяткодателем взяткополучателю. Статья 575 ГК РФ гласит, что дарение подарков, работникам образовательных учреждений, стоимость которых превышает три тысячи рублей, не допускается, если же подарок превышает вышеуказанную сумму, то он должен быть передан в орган, в котором лицо замещает государственную должность, так как считается федеральной собственностью. Многие полагают, ссылаясь на вышеуказанную статью ГК РФ, что в случае, когда стоимость подарка не превышает трех тысяч рублей, то дарение исключает взятку. Считаю данное мнение не совсем верным, так как в некоторых случаях, при минимальной сумме подарка, присутствуют признаки коррупционного механизма.
А именно, когда стороны имеют какой-либо интерес в получении и передаче такого подарка, наличествует выгода. Обычно подарок предполагает бескорыстный акт волеизъявления. Но если, например, перед экзаменом студент решил подарить преподавателю букет цветов, то такой дар можно признать коррупционным. Так как преподнося такой подарок преподавателю, студент преследует определенную цель - предрасположить к себе лицо, чтобы получить необходимый для него результат в виде положительной оценки. То есть имеется определенная заинтересованность, которая не позволяет говорить о том, что подарок вручается из побуждений морально-нравственного характера. К тому же, законодатель не устанавливает минимальный размер взятки, поэтому таковой можно будет признать дар и в размере 500 рублей.
Так, приговором Кировского районного суда г. Красноярска осуждена преподаватель, принявшая взятку в виде бутылки коньяка, стоимостью 879 рублей, взамен пообещав выставить зачет без его фактической сдачи1 . В Саратовской области студент преподнес преподавателю подарок в виде коньяка и конфет, последний был признан виновным в получении взятки2 . Из приведенных примеров видно, что взятка в виде подарка очевидна, но каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы не допустить привлечение невиновного к уголовной ответственности. Так, в случае, если студент дарит преподавателю подарок, не рассчитывая при этом на получение встречного предоставления, то такой акт считаться взяткой не будет. Как уже отмечалось выше, студенты идут на коррупционное преступление, чтобы облегчить свое обучение в университете, так как у них отсутствует мотивация к получению знаний и многие выбирают получить положительную оценку, нежели знания, однако забывают о том, что многие из них после окончания университета выберут работу по профессии. Таким образом, мы получаем некомпетентных специалистов, которым, во-первых, трудно получить работу, ввиду высокой конкуренции с лицами, уровень знаний которых выше. А если им и удается получить работу, то здесь, зачастую, нарушаются интересы обычных граждан, которые страдают из-за непрофессионализма и недостатка знаний таких студентов. Представляется, что преподаватели, позволяющие себе получить взятку несут еще большую ответственность перед обществом, так как именно они являются барьером, способным не выпустить такого неквалифицированного специалиста. Решение обозначенной проблемы видится в организации более строгого надзора за образовательными учреждениями, который бы позволил своевременно отслеживать и искоренять факты коррупционных проявлений; в проведении на регулярной основе антикоррупционнх мероприятий среди студентов в виде семинаров, лекций, для того, чтобы донести до них то, что коррупция разрушительна и губительна, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.
Литература 1. Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228. 2. Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Сер. 11. 2017. № 1. С. 21–26. 3. Дамм И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sfere-obrazovaniyaponyatie-harakternye-cherty-formy-i-vidy (дата обращения: 23.04.2019). 4. Шульга В.И. Уголовная ответственность за коррупцию в вузе // Территория новых возможностей. 2015. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-korruptsiyu-vvuze (дата обращения: 23.04.2019). 5. https://www.newsru.com/finance/24nov2018/vzyatka.html 6. Приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 01.12.2011 г. по делу № 1-372/2011 7. Приговор Балашовского районного суда Саратовской области № 1- 42/2010.
А.А. Дмитриева
Другие новости и статьи
« Нарком по делам национальностей
Как в этом году будут повышаться военные пенсии »
Запись создана: Четверг, 11 Июнь 2020 в 14:48 и находится в рубриках Новости.
метки: коррупция, высшееобразование
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика