Налоговый орган как участник механизма противодействия коррупционным преступлениям
Аннотация. Автор приводит отдельные рекомендации международного сообщества по противодействию коррупционным преступлениям и анализирует отечественное законодательство на предмет соответствия указанным рекомендациям. Ключевые слова: коррупция, преступление, международные нормы, российское законодательство, противодействие, налоговый орган. Федеральным законом от 01.02.2012 года № 3-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (принята Организацией экономического сотрудничества и развития 21.11.1997 года) 1 .
В силу для России указанная Конвенция вступила 17.04.2012 года. Согласно преамбуле широкое распространение подкупа при осуществлении международных коммерческих сделок, в том числе, в сфере торговли и инвестиций вызывает серьезные моральные и политические проблемы, подрывает эффективность управления, наносит ущерб экономическому развитию и искажает условия международной конкуренции. В связи с чем, страны-участники приняли обязательства по криминализации сознательного предложения, обещания или предоставления материальных, денежных или иных преимуществ юридическими или физическими лицами в пользу должностных лиц иностранных государств в обмен на действия или бездействие в связи с выполнением служебных обязанностей в целях получения деловой выгоды или ненадлежащих преимуществ.
Данное деяние является преступлением вне зависимости от размера выгоды, ее результатов, терпимости, проявляемой местными властями по отношению к подобным выплатам, и утверждений о необходимости осуществления указанной выплаты для того, чтобы получить или сохранить заказы или иную неправомерную выгоду. Под понятием «подкуп должностных лиц» также принято считать подстрекательство, пособничество, санкционирование действий, направленных на подкуп должностного лица. Реализации конвенции предполагает выполнение ряда рекомендаций, в том числе, приведение национального налогового и банковского законодательства, практики ведения бухгалтерского учета и независимого внешнего аудита в соответствии с международными требованиями.
Примером может служить условие о запрете вычета взяток из налогооблагаемой базы (Рекомендация Совета о вычете сумм взяток, выплаченных иностранным государственным должностным лицам, из налогооблагаемой базы, принята Советом ОЭСР 11.04.1996 года). Осуществление этой рекомендации посылает четкий сигнал о том, что подкуп должен рассматриваться не в качестве деловых издержек, а в качестве уголовного преступления, которое влечет серьезные штрафы. Опираясь на Рекомендацию 1996 года и на опыт ее применения, 25 мая 2009 года была принята Рекомендация по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций. Согласно этой Рекомендации, страны должны запретить налоговые вычеты по взяткам иностранным государственным должностным лицам, кроме того, она способствует укреплению антикоррупционного сотрудничества между налоговыми и правоохранительными органами на национальном и международном уровне. Укрепление правовой базы для борьбы с коррупцией является важным аспектом, но для обеспечения эффективного и энергичного применения этих законов необходимо обнаружение, предотвращение и преследование коррупции.
Таким образом, ОЭСР разработала Руководство по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества. Данное руководство впервые опубликовано в 2001 году, оно содержит практические рекомендации, которые помогут налоговым инспекторам и следователям выявлять подозрительные платежи, отвечающие признакам взятки, с целью запрета налогового вычета, выявления фактов подкупа и доведения их до сведения соответствующих внутренних правоохранительных органов. Информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2012 года «Об учете для целей налогообложения сумм взяток должностным лицам иностранных государств» даны пояснения 1 : в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если расходы соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно, обоснованы и документально подтверждены, то они могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Запреты (ограничения) на совершение определенных действий, установленные законодательством, являются обязательными, в том числе и для целей налогообложения. Затраты, понесенные при совершении правонарушений (в том числе дача взятки, коммерческий подкуп), для целей налогообложения не признаются. В настоящее время ФНС России при планировании выездных налоговых проверок использует риск ориентированный подход, то есть по ряду установленных критериев определяется степень риска совершения конкретным налогоплательщиком налогового правонарушения.
В число таких критериев входит отражение в налоговой отчетности операций с сомнительными контрагентами (организации имеющие признаки номинального юридического лица, такие как отсутствие численности, транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету, недостоверная налоговая отчетность и т.д.). В силу того что налоговые органы используют новейшие программные аналитические комплексы (АСК НДС, ППА Отбор, ФИР), позволяющие достаточно быстро обрабатывать, анализировать и сопоставлять между собой имеющуюся информацию о налогоплательщике и его контрагентах (налоговая отчетность, выписки о движении денежных средств, среднесписочная численность, наличие основных средств) такие сомнительные операции будут гарантированно выявлены.
Параллельно с применением программных комплексов налоговой службой анализируются причины совершения налогоплательщиками сомнительных операций. Исходя из практики, основными причинами являются: 1. Снижение налогового бремени: - выплата серой заработной платы; - минимизация подлежащего уплате НДС. 2. Создание конкурентных преимуществ: - предложение более низкой цены за счет неуплаты налогов; - приобретение более дешевого сырья без документального оформления. Вместе с тем налоговыми органами не редко выявляются случаи вывода денежных средств налогоплательщиками из легального оборота для осуществления выплат взяток, различных откатов, коммерческого подкупа. Наиболее подверженными таким явлениям отраслями, являются строительство, торговля, ЖКХ. Естественно в налоговом учете подобный вывод денежных средств «маскируется» под видом несуществующих сделок (приобретение какого-либо товара или не совсем понятной услуги) с оформлением недостоверных документов.
Налоговая служба имеет большой опыт и достаточно успешно доказывает отсутствие в реальности таких сомнительных операций, что приводит к отказу в учете подобных расходов в целях исчисления налогов и дополнительному начислению налогов по результатам выездных налоговых проверок. Более того Федеральным законом от 18.07.2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»1 , НК РФ был дополнен ст. 54.1. Пунктом 1 данной статьи предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности. Таким образом, в настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации содержит прямую норму, запрещающую учитывать подобные расходы в целях исчисления налогов, тем самым удовлетворяя международным требованиям.
А.Ю. Коптев
Другие новости и статьи
« Благотворительная деятельность фонда императора Александра III
Криптовалюта как предмет взяточничества »
Запись создана: Воскресенье, 14 Июнь 2020 в 4:28 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика