Французская и английская школы танкостроения в СССР: конкуренция без снисхождения
В использовании готовых инженерных или технических решений нет ничего постыдного – так экономятся время и деньги, так как идёт не поиск, а копирование успешного образца. Советское танкостроение началось с переосмысления импортной техники, причём боролись два основных направления.
См. также: «Рено Русский»: первый советский танк
Французское с нижегородским
К концу Первой мировой войны законодателями танковой моды стала Франция, где создали компоновку, ставшую классической, в отличие от бронированных ромбов англичан или «сараев» на гусеницах немецкого образца. Лёгкий Renault FT-17 отлично выполнял задачи, предписываемые тогдашней военной мыслью для танков – сопровождение пехоты и прорыв вражеской обороны, с прокладыванием проходов в заграждениях из колючей проволоки, зачисткой траншей от живой силы и подавлением пулемётов. О танковых боях тогда и речь не шла.
Вторая советская Украинская армия захватила в боях 1919 года у белых несколько танков Renault FT-17. Одна из трофейных машин отправилась в Москву, в качестве подарка Ленину. Неизвестно, видел ли вождь мирового пролетариата танк, но вот наркомвоенмор Лев Троцкий, судя по всему, с чудом техники ознакомился. Трофей принял участие в первомайском параде на Красной площади, заложив традицию прохождения военной техники по главной площади страны, а осенью прибыл, в разукомплектованном виде и без сопроводительной документации, в Нижний Новгород, на завод «Красное Сормово». Сормовичи накопили к тому времени немалый опыт создания сложной техники, включая бронепоезда и бронеплощадки. Не случайно именно «Красное Сормово» решением Совнаркома и Совета военной промышленности 10 августа 1919 назначено головным в танковом производстве. В создании первого советского танка задействованы также Ижорский, Путиловский заводы и АМО.
В качестве заказчика выступало Броневое управление ГВИУ, оно же осуществляло общую координацию.
Руководителем коллектива разработчиков стал инженер Центроброни, комиссар Гаугель. В группу вошли и два французских коммуниста с опытом работы на заводах Renaut, Дема и Розье. Кроме танка в Нижний Новгород, по личному распоряжению Ленина, прислали два Renaut, в «облегчённом» и «тяжёлом» вариантах, для изучения решений.
Советским конструкторам пришлось решать немало проблем, но к началу сентября 1920 года первый танк был готов. С пушечным вооружением. Пройдя через суровые испытания 13 – 21 ноября того же года, танк был принят на вооружение. Было выпущено всего 15 машин, собранных, фактически, вручную. Танк получил название «Рено Русский», хотя можно встретить употребление индексов «КС» (аббревиатура от «Красное Сормово») и «М» (малый). Советский первенец внешне походил на французского папашу, броня – противопульная от 7 мм до 22 мм. В экипаже – два человека (мехвод и командир – стрелок). Производство танка было завершено в марте 1921 года. В серию он не пошёл.
Танки предполагалось использовать группами по три машины: пушечный и два пулемётных. Пушкой служило 37-мм морское орудие «Гочкис» или «Пюто», пулемёты были марки «Гочкис». Поздние выпуски получили первое в мире комбинированное пушечно – пулемётное вооружение. «Рено Русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, зато немало появлялся на парадах, после чего использовался в качестве учебной машины.
Первый блин не стал комом, но советским военным уже было мало возможностей «КС». В 1924 году создаётся Танковое бюро в системе Главного управления военной промышленности. В 1926 году одобрена программа танкостроения, рассчитанная на три года, общим бюджетом 5 млн рублей. По ней пехотный танк должен стоить не дороже 18 000 рублей, «КС» обходился вдвое дороже. Решено было начать серийное производство лёгких танков на тракторной мастерской завода «Большевик» (Ленинград).
Прототипом стал всё тот же Renault FT-17, являвшийся хитом танковых сил многих стран Европы того времени или же базой для разработки копий. Например, итальянцы создали Fiat 3000.
Задача танка – сопровождение наступающей пехоты или кавалерии. Корпус удлинился на метр, что облегчило преодоление траншей. К ноябрю 1927 года было готово промышленное производство танка, получившего индекс Т-18 или «МС-1» (малый сопровождения, первый). Выпуск начался в 1928 году, деньги на первые тридцать танков дал ОСОАВИАХИМ, он же и получил машины.
Завод «Большевик» получает плановое задание на выпуск 108 танков в течение 1928—1929 годов. В апреле 1929 года к производству подключается Мотовилихинский машиностроительный завод, план увеличивают втрое.
МС-1 воюет против среднеазиатских басмачей, участвует в советско-китайском конфликте вокруг КВЖД в 1929 году. Как писал позже Маршал СССР Чуйков, танки стали для китайцев неприятным сюрпризом, особенно с учётом отсутствия у них противотанковых средств. Правда, был выявлен ряд недостатков у МС-1, позже исправленных. До 1931 года, когда выпуск прекратили, было создано 951 МС-1, до середины тридцатых годов составлявших основу бронетанковых сил СССР. В 1938-1939 годах танк модернизировали, стоявшие в строю машины отремонтировали.
МС-1 вытесняется на обочину более современными и мощными БТ и Т-26, им оснащают танковые школы и учебные роты. Впрочем, МС-1 продолжал эксплуатироваться и как танк и как неподвижная бронированная огневая точка. Воевал у озера Хасан, с немецкими войсками, принимал участие в обороне Москвы. На Дальнем Востоке как опорные точки укреплений МС-1 использовался до пятидесятых.
МС – 1 представляет из себя лёгкий танк с противопульной бронёй 8-22 мм, экипаж – 2 человека, боевая масса — 5,3 тонны. Сначала имел 37-мм пушку и спарку 7,62-мм пулемётов Фёдорова, потом их сменили ДТ. К пушке полагалось 104 выстрела, этого не хватало и на 10 минут непрерывного огня, пулемёты питались более, чем 2000 патронов. При модернизации 1938 года калибр орудия увеличился до 45 миллиметров. Танк потяжелел до 7,25 тонн. По шоссе МС-1 развивал 16,5 км/ч при дальности хода до 120 км и неплохой проходимости. Для повышения маневренности машины применили пружинную подвеску. Впервые в мире на попарно сблокированных опорных катках установили резиновые бандажи.
МС-1 стал базой для отработки новых конструкторских решений и создания боевых машин.
Из него получился Т-12, который затем стал основой для создания первого советского среднего танка Т-24, выпущенного малой серией. Танк был трёхбашенным, причём башни располагались по вертикали.
Англичанка – и не гадит
МС-1 быстро устарел морально, а французская школа танкостроения на рубеже двадцатых – тридцатых годов не могла предложить прорывных решений. И взоры советских военачальников обратились к Великобритании, на тот момент ставшей ведущей танковой державой. С учётом того, что Германии было запрещено разрабатывать танки, США были далеко и отнюдь не в авангарде создания танков, которые ей, в силу географии и соседей, были не очень-то и нужны.
Возможно, обращение к британскому опыту имело и следующую подоплёку – Великобритания мыслилась как один из основных империалистических врагов, с кем могла вспыхнуть война, а её танки стояли на вооружении европейских соседей СССР, включая Польшу, которая тоже ходила в серьёзных противниках. И было нужно противопоставить возможному агрессору адекватные танки.
На Туманный Альбион весной 1930 года отправилась делегация во главе с Гинзбургом. В качестве возможного партнёра выбрана компания «Виккерс». Она производила от танкеток «Карден-Ллойд» до экспериментального тяжёлого танка «Индепендент».
В качестве основного объекта интереса советской стороны был лёгкий Vickers Е, он же – «Виккерс шеститонный». Танк выпускался в двух вариантах – двухбашенном пулемётном и однобашенном пушечном. Советская сторона хотела приобрести пушечный вариант, но англичане выставили неприемлемые условия по цене и размеру закупок. В итоге купили пулемётный двухбашенный вариант. Реввоенсовет СССР 13 февраля 1931 года постановляет принять на вооружение РККА английскую машину под индексом Т-26 и начать его серийный выпуск. В качестве главного производителя планировался Сталинградский тракторный завод, который ежегодно бы выпускал 13800 танков этого типа. Однако к тому времени СТЗ ещё не ввели в эксплуатацию и производство временно разместили на ленинградском заводе «Большевик». Танковое отделение завода вскоре стало самостоятельным Заводом № 174 им. К. Е. Ворошилова. Здесь произвели 12000 танков Т-26.
В конструкцию танка внесли несколько важных изменений, улучшивших технические и боевые характеристики. В 1931 – 1932 годах танк выпускается в двухбашенном варианте, с пулемётами ДТ. В 1933 году, из-за невозможности установить пушку в двухбашенном варианте, башня становится единственной, до 1937 года – цилиндрической, в 1938 – 1939 годах – конической формы. Вооружение – пушка 37-мм или 45-мм и пулемёт ДТ. За десять лет с 1931 по 1941 создано 23 модификации Т-26, включая огнемётную и телематическую. Главный проектировщик, создатель большинства модификаций – Семён Гинзбург, главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.
Т-26 стал в тридцатые годы самым массовым танком РККА, он прошёл бои в Испании, на Хасане и Халхин-Голе, Зимнюю войну. С конца 1935 года на Т-26 устанавливают дополнительная шаровая установка с пулемётом ДТ-29 в корме башни, а часть пулемётов начали оборудовать оптическими прицелами. Попытка оснащения зенитным пулемётом была признана неудачной и от идеи отказались. С 1935 года на каждый пятый Т-26 устанавливали две фары – прожектора, для ночных боёв. Уже в Испании стало понятно, что танку не хватает бронирования, так как у пехоты появляется 37-мм противотанковая пушка, но радикально сделать броню толще не удалось. В боях летом-осенью 1941 года Т-26 сделал всё, что мог для противостояния вермахту. Обходился Т-26 в 61 000 – 76 000 рублей.
Если продолжать тему лёгких бронированных гусеничных машин, то стоит рассказать о танкетке Т-27, чьим прототипом стала британская танкетка «Карден-Ллойд» Мк IV. Т-27 получилась технологичной, за 1931 – 1934 годы выпущено 3342 штуки. Бронирование 6-10 мм, вооружение – один пулемёт ДТ, чей боекомплект составлял 2520 патронов (40 магазинов), в дальнейшем боекомплект уменьшен до 28 магазинов (1764 патрона). Горячим сторонником танкеток был Михаил Тухачевский, видевший в них замену на поле боя как кавалерии, так и пехотным цепям. К слову, он выступал за двухбашенный пулемётный Т-26, как танк исключительно поддержки пехоты.
Малые лёгкие плавающие танки Т-37 и Т-38 разработаны с оглядкой на английский опыт. В башне – пулемёт, стоил Т-37 22 000, Т-38 – 33 000 рублей. Копейки.
Средний трёхбашенный Т-28 явно испытал влияние нового английского среднего танка А6 всё той же фирмы Vickers. Закупить А6 не удалось, но с его конструкцией делегация под руководством Гинзбурга ознакомилась весьма плотно. Разработку поручили двум КБ, выиграло танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО. С ним Управление моторизации и механизации РККА и заключило договор на изготовление пакета рабочих чертежей и создание двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года. В октябре 1932 года «Совет труда и обороны СССР» решил начать серийное производство Т-28. Он обходился казне в 250 000 рублей. Выпуск организовали на ленинградском «Красном Путиловце» (в последствии завод имени Кирова). Вооружение - пушка 76,2-мм различных модификаций и четыре – пять пулемётов 7,62 мм ДТ. Бронирование – до 20 мм. Выпущено от 503 до 523 машин, практически все они потеряны в первые месяцы Великой Отечественной войны, хотя под Ленинградом сражались до зимы 1944 года: заводские мощности были под боком, что позволяло ремонтировать и выпускать новые Т-28.
Некоторые идеи экспериментального британского «Индепендента» были реализованы в советском тяжёлом танке Т-35, первом в мире серийном пятибашенном. Машина была воплощением мощи РККА, правда - только на киноэкране или параде. Использование Т-35 в реальных условиях лета-осени 1941 года привело к их полной потере, причем в большинстве случаев – из-за технических неисправностей. В боях танк практически не был, при том, что стоил 606 000 – как несколько средних Т-34-76. Есть данные, что два трофейных Т-35 немцы отправили в Германию. Один из них использовался как мишень, второй стоял в ангаре и выехал навстречу советским войскам во время обороны Берлина. Выстрел из трофейного фаустпатрона прервал путь «сухопутного линкора».
Другие новости и статьи
Аксиологические аспекты военно-теоретических взглядов И.Г. Бурцова И Д.В. Давыдова »
Запись создана: Пятница, 17 Июль 2020 в 19:38 и находится в рубриках Новости.
метки: история, СССР, Константин Барановский, танк, танкостроение
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика