БА-64: герой уличных боёв
Созданный за полгода на ГАЗе БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что существенно повысило его проходимость. Броневик разительно отличался по внешнему виду от иных представителей семейства БА – в бронекорпусе практически не было прямых углов, силуэт был лишён архаики: конструкторы учли опыт первых месяцев боёв 1941 года. Одновременно БА-64 стал и последним советским бронеавтомобилем, дальше на вооружение принимали только БТР.
Создание и применение
В качестве базового шасси использовали легковой двухосный полноприводный автомобиль ГАЗ-64. Сверху монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 15-мм, броня была противопульной. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений - стыки листов брони были гладкими и ровными.
Для входа и выхода из машины экипаж мог воспользоваться двумя открывавшимися назад и вниз дверями в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка для защиты заливной горловины бензобака.
Броневик предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн и для противовоздушной обороны танков на марше. Но в ходе Великой отечественной войны БА-64 отлично зарекомендовал себя в уличных боях при освобождении городов Восточной Европы, Австрии и штурме Берлина – угол обстрела пулемёта позволял вести огонь по верхним этажам зданий.
При конструировании броневика на конструкторов оказал влияние трофейный бронеавтомобиль SdKfz 221, доставленный 7 сентября 1941 года на ГАЗ для детального изучения.
Проектирование и изготовление БА-64 заняло порядка полугода - с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. Маршал Советского Союза Клим Ворошилов осмотрел машину, она ему понравилась.
Броневик успешно прошёл заводские и войсковые испытания и 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б), а летом первая партия серийных броневиков поступила в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В.А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.
Что он может?
Все ведущие колёса позволяют преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и косогоры с уклоном до 18 градусов. Бронеавтомобиль пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.
Экипаж – 2 человека: командир и водитель. Последний располагался впереди по центру машины, а за ним находилось боевое отделение, над которым монтировалась башня с пулеметом ДТ (7,62 мм). Для управления БА-64 водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стёкол, два таких же блока монтировались на боковых стенках башни.
Командир дополнительно выполнял обязанности пулемётчика и радиста, размещался в боевом отделении.
Башня бронеавтомобиля БА-64 имела форму усеченной восьмигранной пирамиды, броневые листы которой соединялись электросваркой. В передней части башни БА-64 располагалась амбразура для ведения огня по наземным целям. Сверху башня была открыта, что давало возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась на крыше корпуса бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием стрелка, сидящего на поворотном сиденье, который мог повернуть ее и остановить в требуемом направлении с помощью тормоза. На боковых стенках башни устанавливались приборы наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя.
Темп стрельбы пулемёта составлял 600 выстр./мин, а практическая скорострельность – 120 выстр./мин (с учетом времени на прицеливание, ведение огня, перезарядку и перенос огня с одной цели на другую). Пулемёт быстро снимался с кронштейна крепления в башне (при оставлении экипажем поврежденного бронеавтомобиля, например) и использовался в пехотном варианте, для чего к нему придавались съемные сошки. Боекомплект бронеавтомобиля БА-64 - 1200 патронов к ДТ (20 магазинов) и 6 ручных гранат.
Большая часть машин оснащалась радиостанциями 12РП или РБ. Внутренняя связь поддерживалась непосредственным общением.
БА-64 оснащался 4-цилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения типа ГАЗ-АА мощностью 50 л.с. Максимальная скорость по шоссе – 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 635 км. Боевая масса броневика – 2,4 тонны.
Серийные БА-64 зарекомендовали себя как простые и неприхотливые в эксплуатации, надёжные машины. Фактически, на БА-64 история отечественных бронеавтомобилей заканчивается, на смену ему пришли уже бронетранспортёры.
По данным военных, они приняли 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б.
Модификации
В конце 1942 года броневик модернизировали, он получил индекс БА-64Б. Выпуск был начат весной 1943 года и до 1946 года, в том числе - варианты со снегоходным и железнодорожным движителями, с крупнокалиберными пулемётами ДТТК,ДШК, Горюнова, десантный и штабной. Был вариант пятизарядным противотанковым ружьём системы Симонова (ПТРС-41)
В Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б использовали как учебно-боевые примерно до 1953 года. В других странах Варшавского договора – ещё дольше. В 1950-х годах в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1 Построенная на удлиненном шасси «Робур Гарант 30К», внешне она сильно напоминала БА-64. Бронемашины SК-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество броневиков БА-64Б было отправлено в Югославию. КНДР и Китай.
Другие новости и статьи
« Фашисты называли его «чудовищем»
Организация деятельности Минобороны по предоставлению военнослужащим жилых помещений »
Запись создана: Понедельник, 20 Июль 2020 в 18:04 и находится в рубриках Новости.
метки: БА64, бой, Константин Барановский, бронеавтомобиль
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика