24 Июль 2020

Возникновение русского театра: историография и мифология в эпоху Александра II

oboznik.ru - Возникновение русского театра: историография и мифология в эпоху Александра II
#театр#история#историография

Русская театральная историография появляется в середине XVIII в. и основывается на устных преданиях и воспоминаниях участников описываемых событий. Недостаточность фактического материала и устный характер его передачи смущали еще Н. И. Новикова, о чем он прямо заявлял в статье о Волкове в «Опыте исторического словаря о российских писателях» [Новиков]. Тем не менее, именно сведения, зафиксированные в статье Новикова и в очерке Я. Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях…» [Стелин], легли в основу более поздних сочинений по истории русского театра и сохраняли исключительно авторитетный статус почти сто лет. Авторы XIX в., работавшие над этой темой [Греч 1822; Греч 1840; Евгений; Малиновский; Остолопов; Сумароков], за редкими исключениями, пересказывали Штелина и Новикова и только в отдельных местах поправляли или дополняли их. Кроме недостатка фактических сведений, русская театральная историография XIX в. испытывала влияние мистификаций. Например, ложными оказались некоторые воспоминания актера И. А. Дмитревского, соратника Ф. Г. Волкова по ярославскому, а затем и по столичному театру. В силу того, что Дмитревский лично участвовал в событиях, о которых рассказывал, его свидетельства воспринимались современниками как авторитетные и достоверные, и авторы сочинений о русской театральной истории охотно ссылались на старого актера. Некоторые работы содержат ссылки на якобы существовавшее сочинение Дмитревского «История русского театра», судьба которого после середины XIX века неизвестна. Влияние воспоминаний Дмитревского и ссылавшихся на него И. С. Носова [Носов] и А. А. Шаховского [Шаховской 1840b; Шаховской 1842] на русскую театральную историографию и ее образ в общественном сознании исследуют Д. Иванов и Л. М. Старикова [Иванов 2006; Иванов 2009; Старикова]. Полумифический характер, который носила русская театральная историография в середине XIX в., способствовал построению на ее основе новых мифологий. В обществе существовал единый образ главных событий театральной истории, который мог трактоваться разными способами и становиться, по Барту, означающим для разных означаемых [Барт]. Невнимание исследователей истории русского театра к источникам и фактам делало невозможным спор о театральной истории по существу, новые сочинения, выходившие в специализированных журналах и отдельными изданиями, основывались на трактовке «общеизвестных» фактов. Одной из попыток использовать театральную историю для трансляции политического сообщения стал официальный столетний юбилей русского театра, отпразднованный в 1856 году. 30 августа 1856 г. исполнилось сто лет со дня выхода указа Елизаветы Петровны об учреждении русского театра.

Дирекция императорских театров объявила конкурс театральных пьес. Лучшие из них должны были поставить на сценах Петербурга и Москвы. В Петербурге был организован комитет из литераторов. Была учреждена, вероятно, первая в России литературная премия, приз победителю составил 500 рублей серебром. В конкурсе победили комедия В. А. Соллогуба «30 августа 1756 года» [Соллогуб] и драматический пролог В. Р. Зотова «30 августа 1856 года, или Столетний юбилей русского театра» [Зотов].

В этих текстах подчеркивалась роль Елизаветы Петровны и других Романовых в возникновении и развитии театра в России. Через театральные торжества транслировалась идея о важности верховной российской власти, династии Романовых для развития искусств в России. По справедливому наблюдению К. Н. Цимбаева, основное содержание государственных юбилеев в Российской империи — «пропаганда исторической легитимности верховной власти» [Цимбаев: 475]. Действующие лица пролога Зотова, Драма и Комедия, обсуждают успехи, которых достиг русский театр за сто лет. Во время их разговора поднимается задний занавес, и на сцене появляются эпизоды из самых значимых пьес русского репертуара. Исторический нарратив об основании русского театра, который излагают Драма и Комедия, повторяет традиционные сочинения, при этом педалируется, что основание русскому театру положил именно указ Елизаветы: …до той поры, пока императрица Под свой покров театр не приняла, Он прозябал [Зотов: 202]. В комедии Соллогуба «30 августа 1756 года» действуют исторические лица, такие как Волков, Дмитревский (у Соллогуба под фамилией Нарыков), актриса А. М. Мусина-Пушкина (Груша). Они пытаются поставить театральное представление, но им мешают косные старшие сограждане. В финале происходит аудиенция отца Груши у императрицы и оглашение указа об основании русского театра. Комедия Соллогуба напоминает водевиль Шаховского «Волков, или День рождения русского театра» [Шаховской 1840а], который, видимо, стал образцом для пьес об истории русского театра. В водевиле Шаховского действуют те же герои, им так же мешают суеверные подьячие и родственники с предубеждениями против театра. Но если у Соллогуба персонажи меняют свое мнение о театре после аудиенции во дворце и обнародования указа императрицы, то персонажи Шаховского делают это самостоятельно, после первого представления в театре, которое происходит в Ярославле, в провинции, в 1750 году, за шесть лет до указа Елизаветы. В юбилейном спектакле акценты оказываются смещены в сторону государственной власти. Театральный юбилей вызвал ряд публикаций, посвященных истории русского театра. Например, В. Я. Стоюнин написал и опубликовал сперва в «Музыкальном и театральном вестнике», а затем отдельным изданием биографию А. П. Сумарокова [Стоюнин 1856а; Стоюнин 1856b].

Сумароков — один из главных персонажей юбилейного нарратива, канонический драматург и первый директор учрежденного Елизаветой Петровной театра. Фигура Сумарокова вызывала споры у театральных историков XIX в.: одним он представлялся не более чем «северным Расином», подражателем, другие называли его «отцом русского театра». Стоюнин берет сведения о своем герое из общеизвестных сочинений и примиряет обе оценки, изображая Сумарокова и его творчество посредниками между европеизированной элитой и «народом». Сумароков у Стоюнина идеально встраивается в официальный государственный миф, повествующий о благотворном влиянии верховной российской власти на «народ». «Московские ведомости» анонсировали цикл статей о русском театре молодого в то время историка Н. С. Тихонравова, однако это сочинение так и не увидело свет. Зато вскоре появилась другая работа Тихонравова, о которой будет сказано ниже. «СанктПетербургские ведомости» опубликовали статью преподавателя Санкт-Петербургского театрального училища В. П. Петрова «Обзор событий, предшествовавших основанию правильного русского театра» [Петров], где он пересказывал уже известные факты из русской театральной истории XVII в. Замечательно смещение фокуса в публикациях: чтобы сказать что-то новое о русской театральной истории, нужно либо предложить свою трактовку общеизвестных событий XVIII в., как поступает Стоюнин, либо совсем отказаться говорить о ее «классическом» периоде, этот путь выбирает Петров. В 1858 г. Петров служил в Дирекции императорских театров и купил для ведомственной библиотеки у актера И. С. Носова первую часть «Хроники русского театра» [Носов]. В «Хронике» Носов перечислял постановки русской сцены по датам, при этом историю русского театра он начинал с 1661 г. и называл ее «двухсотлетней». Всего через два года после официального столетнего юбилея русского театра та же организация и те же люди, которые его устраивали, купили сочинение о уже двухсотлетнем русском театре. Юбилей 1856 г. показал, что русская театральная историография, основанная на повторении Новикова и Штелина и описании событий середины XVIII в., исчерпала себя. Появилась потребность в изучении более древней истории русского театра. Обращение к «древностям», разыскание и доскональное изучение источников, относящихся к различным национальным культурам, критическое отношение к предшествующей исследовательской традиции стали сильными сторонами новой парадигмы — сравнительно-исторической школы. Первые сочинения по истории театра, которые можно отнести к этому направлению, появляются на рубеже 1850–1860-х гг. В 1857 г. выходит сочинение П. П. Пекарского «Мистерии и старинный театр в России» [Пекарский].

Исследователь сравнивает церковные мистерии в европейских странах и России и приходит к выводу, что на Западе они были более связаны с национальным искусством, чем в России, и потому перенесенные в Россию мистерии поначалу могли иметь успех только при дворе и в кругу образованных европеизированных дворян. Начало подлинно народного театра Пекарский относит к заслугам Петра I, поскольку он поощрял драмы, которые прославляли государство и государя, то есть имели более тесную связь с действительностью, чем пришедшие с Запада библейские мистерии. В 1861 г. в «Летописях русской литературы и древностей», издаваемых Тихонравовым, появляется его статья «Жалостная комедия об Адаме и Еве» [Тихонравов], которая сопровождается его предисловием об истории театра в России. Автор подробно рассматривает народные драматические формы: загадки, обряды жизненного цикла, календарные игры, сравнивает русские и украинские варианты с западноевропейскими. А. Н. Веселовский в предисловии к «Старинному театру в Европе» в 1870 г. называл свое сочинение одним из первых научных исследований истории русского театра [Веселовский]. Таким же статусом он наделял только сочинения Пекарского и Тихонравова. Предшествующая литература по истории театра, заявляет Веселовский, носит «басенный, анекдотический характер» и не удовлетворяет требованиям науки. «Выписки из разрядных книг о прибытии первой немецкой труппы в Москву, устарелый рассказ о шутке антрепренера Манна над Петром, рассказ вымышленный и не русского происхождения, наконец, несколько заимствований у Штелина» [Там же: 3], — так Веселовский описывает театральную историографию первой половины XIX в. и противопоставляет ей новый, подлинно научный метод изучения истории. Новые сведения по истории театра вскоре становятся означающим для нового мифа. В 1872 г. был отмечен двухсотлетний юбилей представлений при дворе Алексея Михайловича.

Праздник со спектаклем из отрывков важнейших пьес русского репертуара XVII–XIX вв., подобный прологу Зотова 1856 г., устроили 17 февраля члены московского артистического кружка. Его основатель и к тому времени уже состоявшийся драматург А. Н. Островский написал в 1872 г. пьесу «Комик семнадцатого столетия» [Островский]. Во время работы над комедией Островский советовался с историком И. Е. Забелиным, стараясь достоверно передать исторический сюжет и обстановку и обращался к трудам Тихонравова по истории русского театра XVII века. Сюжет пьесы Островского напоминает сюжеты юбилейных пьес 1856 г. и водевиля Шаховского, но ее действие разворачивается в XVII веке: актеры театра Грегори готовят театральное представление, но им мешают косные представители старшего поколения. В финале последние убеждаются в пользе театра, узнают о покровительстве ему со стороны государя и благословляют детей. Патриархальное и отсталое общество в лице подьячих противопоставляется прогрессивным властным кругам и молодежи. Действие происходит в июне 1672 г., и в пьесу проникает нарратив двухсотлетнего юбилея Петра I, который широко праздновался в мае– июне 1872 г.: о новорожденном царевиче и празднике по случаю рождения наследника упоминается в эпилоге. Отсчет истории русского театра в 1872 г. вели от постановок при дворе Алексея Михайловича 1672 г. Однако о точной дате постановки велись споры. Бытовало мнение, которое разошлось, вероятно, из утраченного сочинения Дмитревского, что постановка была заказана Алексеем Михайловичем в день рождения Петра I, 4 июня, и состоялась 13 июля 1672 г.

Однако это мнение оспаривал Веселовский, который считал более вероятной датой 2 ноября того же года. На эту версию опирался и Островский, планируя первое представление своей комедии, но в самой комедии события разворачиваются в день рождения Петра. Премьера пьесы состоялась 26 октября в Москве. Связь театральных юбилеев с юбилеем Петра I не артикулировалась, но после постановки театральные критики отмечали, что пьеса могла бы иметь успех летом, во время торжеств по случаю петровского юбилея, следовательно, они связывали двухсотлетие Петра и годовщину основания театра, которой посвящена пьеса. Комедию рассматривали как «пьесу на случай», которая могла быть хороша именно отношением к празднуемому историческому событию, она напомнила бы о связи русского театра с именем Петра: «с появлением младенца Петра занялась и младенческая заря для русской сцены» [Голос]. Если Островский серьезно занимается изучением исторического материала и изображает в комедии сложную историческую ситуацию и драматический конфликт, то критика считывает только смысл, связанный с юбилейным нарративом, и упрощает посыл драматурга, делая его сочинение однозначной иллюстрацией для государственного праздника. История театральных юбилеев александровской эпохи показывает, как театральная история используется в качестве иллюстративного материала для прославления государственной власти. Если в начале века существует консенсус относительно событий театральной истории, то к середине, вместе с развитием исторической науки, появляются споры и разногласия.

Однако миф по-прежнему эксплуатирует историю театра, выбирая определенные показательные события. Использование истории русской сцены в государственных праздниках XIX века, таким образом, можно рассматривать как риторическую фигуру «квантитации качества»: пока идет оживленная дискуссия о качестве русского репертуара, его источников и точного времени возникновения, его древнее происхождение не вызывает сомнений. Этим же можно объяснить и скорое присвоение государством, казалось бы, полемизирующих с официальным нарративом 1856 г. версий театральной истории, согласно которым театр появился при дворе Алексея Михайловича. Функция двора и правящей династии сохранялась, а значимость события увеличивалась благодаря «состариванию» театральной истории.

ЛИТЕРАТУРА Веселовский: Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. М., 1870. Голос: [Б. п.] Из Москвы, 27 октября (корреспонденция «Голоса») // Голос. 1872. № 184 (30 октября). Греч 1822: Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822. Греч 1840: Греч Н. И. Очерк поэзии драматической // Репертуар русского театра. 1840. Кн. 5. Евгений: Евгений, митрополит Киевский и Галицкий [Болховитинов]. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России. Т. 1. М., 1845. Зотов: Зотов В. Р. 30 августа 1856. Столетний юбилей русского театра // Сын Отечества. 1856. № 36 (9 декабря). Малиновский: Малиновский А. Ф. Историческое известие о Российском Театре (Из исторических записок А. М.) // Северный архив. 1822. № 21. Новиков: Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. Носов: Носов И. С. Хроника русского театра. С предисловием и новыми разысканиями в истории русского театра Е. В. Барсова // Чтения в императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1882. Кн. 2. Остолопов: Остолопов Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821. Островский: Островский А. Н. Собр. соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 6. Пекарский: Пекарский П. П. Мистерии и старинный театр в России. СПб., 1857. Петров: Вас. Петров [Петров В. П.]. Обзор событий, предшествовавших основанию правильного русского театра. Статья первая // Санкт-Петербургские ведомости. 1856. № 205 (19 сентября). Соллогуб: Соллогуб В. А. 30 августа 1756 // Библиотека для чтения. 1856. Кн. 12. С. 1–60. Стелин: Стелин Я. Я. Краткое известие о театральных в России представлениях, от начала их до 1768 года, сочиненное на немецком языке… // Санкт-Петербургский вестник. 1779. Ч. 4. Стоюнин 1856а: Стоюнин В. Я. Александр Петрович Сумароков. Музыкальный и театральный вестник. 1856. № 36–46. Стоюнин 1856b: Стоюнин В. Я. Александр Петрович Сумароков. СПб., 1856. Сумароков: Сумароков П. И. О российском театре, от начала оного до конца царствования Екатерины II // Отечественные записки. 1822. № 32. Тихонравов: Тихонравов Н. С. Жалостная комедия об Адаме и Еве // Летописи русской литературы и древности. М., 1861. Т. 3. Кн. 5. Отд. II. С. 7–66. Шаховской 1840а: Шаховской А. А. Федор Григорьевич Волков, или День рождения русского театра // Репертуар русского театра. 1840. № 6. Шаховской 1840b: Шаховской А. А. Летопись русского театра // Репертуар русского театра. 1840. № 6, 11. Шаховской 1842: Шаховской А. А. Обзор русской драматической словесности // Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров. 1842. Кн. 3. Барт: Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 72–130. Иванов 2006: Иванов Д. Рождение исторического предания о Федоре Волкове // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia X: «Век нынешний и век минувший»: культурная рефлексия прошедшей эпохи: В 2 ч. Тарту, 2006. Ч. 1. С. 170–185. Иванов 2009: Иванов Д. Творчество А. А. Шаховского-комедиографа: теория и практика национального театра. Тарту, 2009. (Dissertationes Philologiae Slavicae Universitatis Tartuensis. 24) Старикова: Старикова Л. М. «Хроника русского театра» И. С. Носова и «История русского театра» И. А. Дмитревского // Дар дружества и муз. Сборник статей в честь Н. Д. Кочетковой. М.; СПб., 2018. Цимбаев: Цимбаев К. Н. Реконструкция прошлого и конструирование будущего в России XIX века: опыт использования исторических юбилеев в политических целях // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом. М., 2012. С. 475–499.

Сергей Халтурин

Другие новости и статьи

« Функции современной семьи: проблемы, противоречия

Каким экспертам нельзя верить? Признаки международно-политической псевдоэкспертизы »

Запись создана: Пятница, 24 Июль 2020 в 3:43 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика