24 Июль 2020

Человек мифический: о роли мифа и неизбежном мифотворчестве людей

#миф#мифотворчество#общество

В последние годы в науке набирает обороты мода на психоисторические исследования, в рамках которых идёт поиск национальной и цивилизационной идентичности и открываются огромные возможности для изучения проблем воздействия на сознание человека [3]. Однако при этом игнорируется тот важный факт, что в основе процессов, определивших проблематику психоисторических исследований, лежит миф [4; 8]. Связано это с тем, что в рамках мифа идёт формирование человеческого сознания, происходит социализация личности и общество обретает свое особое «лицо». Но главная заслуга его в том, что он обеспечивает процесс духовной самоорганизации общества, гармонизируя отношения, выявляя и усваивая социальные ценности и приоритеты, соединяя разум и подсознание, логику и чувства, воплощая их в особом психофизическом состоянии единства с миром, делающим мир человекомерным [6]. Его роль и функции для общества незаменимы, поскольку позволяют синтезировать, насыщая творческой энергией, то, что сознание и логика произвольно разделяют [11].

Благодаря этому в мифе выражается связь с глубинными истоками жизни, придающая значимость человеческому существованию, обеспечивающая ощущение космического единства мира и человека через переживание личной ситуации и постижение всеобщего, позволяющая мифам влиять на образование культур, цивилизаций, эпох, формировать основные идеи, лежащие в основе их развития, давать смысл истории, смысл духовной работы каждого человека, её подчинения главным идеям, господствующим в обществе в определенный исторический момент [1]. И люди постоянно занимаются мифотворчеством, потому что оно дает ощущение понимания происходящего и вызывает переживание вечного [10]. Оно задевает людей за живое, захватывает, наполняет, очаровывает, вводит в соблазн и даёт силы жить, а они живут мифами, которые создают сами. Участвуют в их становлении и переживают их.

Носят их в себе, прогоняют через себя, наполняют ими себя. И, в конечном счете, становятся мифами сами – для себя и для других. В свою очередь, если это так, нам придётся признать, что миф – не ложь, не фантазия, не вымысел, не идеализм, не наука, не метафизика. Но вместе с тем он содержит черты им присущие в той мере, в какой это необходимо для его самореализации. Он – то, чего никогда не было, но что пребывает вечно, выступая как цель и способ, как форма и содержание, как тема (сюжет) и образ, как знак, символ, смысл, принцип и идеал, не будучи ничем из них в отдельности. Миф – не просто носитель значимой для людей информации. Он чреват смыслами, рассеянными в формах, интегрированных в сознание и представляющих тончайшие комбинации исторических, социологических, психологических и биографических элементов, составляющих матричную основу тех мифов, которые человек воспроизведёт в сознании и культуре. Миф несёт свет прошлого и отбрасывает тень на будущее. Он: - тип социального кодирования; - форма и способ человеческого переживания, являющийся типичным и, следовательно, повторяющимся; - модель и отчасти оправдание всего, что человек в своей жизни делает;

- определённый образец поведения, своеобразное «откровение действительности»; - форма, содержание которой наполняет эпоха. Миф представляет наиболее значительную форму коллективного мышления в общей истории мысли. Он не занимается фактами, но создает смысл фактов и «работает» (играет) с ним, оттачивая, совершенствуя старый или создавая новый. Так, расставшись с одним мифом, мы облекаемся в «одежды» и «маски» другого, на некоторое время (иногда навсегда) прирастая к ним, превращая миф в отражённое в наших переживаниях время. Благодаря этому Именно поэтому миф всегда выше, сильнее, насыщеннее, поэтичнее, загадочнее, проникновеннее, чем любой метод, с помощью которого его пытаются постигнуть.

Сила его в гармонии с теми социальными и природными процессами, которыми люди живут, которые он пронизывает и символически объясняет [1]. , миф можно рассматривать как: - синкретическую колыбель культуры, её «тень», «подсознание», память, исток, стержень, живительную почву; - основу человеческого сознания, следствие определённого состояния ума, сформированного в конкретной социальной среде, осваивающего и преобразующего её; - жизненно необходимую часть любой культуры, основу духовной жизни общества и людей, часть общей духовной жизни, необходимую человеку для его духовного становления и развития;

- своеобразную «ночную культуру», «теневое вещество» науки и культуры, поле их постоянного взаимодействия, совпадающее с наукой всеми точками, и проникающее в неё; - особый тип знания, охватывающий мировоззрение во всей совокупности природных, культурных, человеческих измерений и формирующих т. н. мифологическую картину мира, одухотворенную личными чувствами и переживаниями и воплощающую жизнь во всем её богатстве, глубине, насыщенности и многообразии [5]; - особую смысловую реальность, порождающую и высвобождающую смысл, открывающую множественный смысл мифа, чтобы обеспечить изначальное разнообразие смыслов, придать смысл высшим ценностям и причастить ими через сопричастность [14];

- способ семиотически оформленного освоения культурного пространства в рамках определённой социальной системы [2];

- способ духовного освоения мира, его символизации; форму вопрошания мира и через найденные ответы утверждения в нём [1]; - способ бытия истины в том смысле, как это понимает само общество;

- феномен культуры, её двигатель, духовную и творческую основу; - сложную саморазвивающуюся культурную систему [12];

- источник творческой энергии, которая не является изначально положительной или отрицательной, не несёт в себе изначально никакого отрицательного заряда и не заслуживает осуждающего отношения, но может иметь как положительные, так и отрицательные последствия в зависимости от духовных качеств и мотивации людей; - мировоззрение, вопрошающее и посвящающее, погружающее и утверждающее, предписывающее и навязывающее, скрепляющее и связывающее, выступающее в форме всеобщей психофизической связи, обеспечивающей синтез материи и психики, упорядочивающей и гармонизирующей мир, выявляющей его духовное и смысловое единство [9];

- важнейшую составляющую человеческого мироустройства, обеспечивающую особый смысловой порядок, способ означивания, открывающую игру смыслов, порождаемых культурой, и формирующую Текст культуры: многомерное символическое пространство, в котором слышно многоголосье мыслей, образов, знаков, скрытых и явных цитат, отсылающих к тысячам культурных источников, прячущихся в прошлом, оживших или до времени забытых [2]; - способ социального моделирования, формирующего модели реальности, объединяющего людей прошлым и будущим; - своеобразную «игру» культуры, результат свободной игры культурных кодов множества структур, погружённых в культуру и человека [13];

- свободную игру подсознательных интуиций, за которыми стоит скрытый опыт веков, выступающий залогом единства духовной общности и стабильности, её эффективности и защищённости; - выражение всеобщего в самом малом, когда мысль и деятельность человека обретают космическую значимость и высоту; - мир, наполненный духовностью и смыслом, нацеленный на его обретение и самообновление, на поиск вечных начал мышления и бытия, на поиск объяснения и оправдания, поиск «предварительного опыта» будущего, как условие обновления бытия; - мир, по своему логичный и обоснованный, позволяющий каждому найти своё место в мире, в обществе, в коллективе; дающий человеку веру, надежду, любовь [12].

Впрочем, поскольку миф лучше всего проявляет свою сущность во взаимодействии с обществом, активно воздействуя на сознание и поведение людей, его духовная ценность, его социальное значение определяется реализацией мифа в обществе и человеке [7]. Значение мифа в жизни человека огромно. В результате его воздействия все происходящие события, социальные процессы, явления предстают как единая смысловая композиция, создаваемая из внутренних психических и внешних фактов действительности и выступающая как способ духовной самоорганизации, внутренней (психологической) защиты и мотивации, по которому общество и живёт. В результате такого воздействия миф - прерывает искусственную раздробленность знания, открывая и расширяя духовные и психические пределы, давая знание не конкретных фактов, но смыслов, чувств, переживаний; правду духовного опыта, одухотворённого знания, образно воплощённого всеединства; - формирует ощущение целостности и единства в чувстве и переживании; - указывает на мир в его целостности через одну из его частей, используя способность символов обогащаться в ходе человеческой истории; - формирует мифологическую картину мира, духовную и социальную среду, наполняя человека той информацией, которая позволяет чувствовать себя естественно и комфортно; соотносится со средой, мотивами и желаниями; - обращается не просто к бодрствующему сознанию, но ко всей психологической жизни, превращая личный опыт в духовный акт, обеспечивающий открытость духу и доступ к всеобщему; - культивирует и насаждает привычные в обществе духовные, этические и эстетические ценности и идеалы; строится и функционирует как законченная система значений, высекая из жизни «искру пережитого»;

- обеспечивает воспроизводство значимых для человека духовных сущностей в конкретных и понятных для него формах, соединяя их в духовности, традиции и социальной интуиции; - стимулирует и регулирует диалог культур и эпох, обеспечивает связь времён и пространств, формируя ощущение всеобщей сопричастности [11]. Свойства мифа определяют его эффективность, универсальность и жизнеспособность, которые с веками не только не иссякают, но обретают новые возможности для их использования и практической реализации [10].

Литература 1. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 163–212. 2. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с. 3. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX – начало XXI в. М.: Альфа-М, 2004. 544 с. 4. Ставицкий А. В. Мифологизация науки: постановка проблемы // Ноосфера і цивілізація. Всеукраїнський філософський журнал. Донецьк. Випуск 1 (13) 2012. С. 31–35. 5. Ставицкий А. В. Миф традиционный и современный // Культура народов Причерноморья. №112. 2007. С. 109–113. 6. Ставицкий А.В. Наука и миф: проблема соотношения // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. 2014. №2. С. 167–176. 7. Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. Севастополь: Рибэст, 2012. 546 с. 8. Ставицкий А.В. Ремифологизация общества: гносеологический аспект // Культура народов Причерноморья. №260. 2013. С. 97–100. 9. Ставицкий А. В. Современная мифологика: опыт постижения Иного. Севастополь: Рибэст, 2012. 192 с. 10. Ставицкий А. В. Современный миф: его природа и предназначение. Севастополь: Рибэст, 2013. 148 с. 11. Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. Севастополь: Рибэст, 2012, 238 с. 12. Ставицкий А. В. Современный миф как социокультурный феномен // Культура народов Причерноморья. №132. 2009, Ноябрь. С. 166–173. 13. Ставицкий А. В. Структура мифа по К. Леви-Стросcу: опыт несостоятельного // Вопросы психолингвистики, № 1(35), C. 126–140. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 378 с.

Ставицкий А.В.

Другие новости и статьи

« Человек и миф: какие вопросы ставит проблема «искусственного интеллекта»?

Феномен «русского мира» как результат цивилизационной конкуренции Запада и России »

Запись создана: Пятница, 24 Июль 2020 в 18:42 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика