29 Июль 2020

Национальный менталитет и политическая мифология

#менталитет#мифология#политика

Несмотря на то, что феномену современной политической мифологии посвящено довольно большое количество исследований, механизмы функционирования политической мифологии во многом остаются не проясненными. На наш взгляд, раскрытие данных механизмов возможно через понятие менталитета. Политическая мифология наряду с менталитетом являются важнейшими компонентами политического сознания, поэтому анализ процесса их взаимодействия позволит внести ясность в особенности функционирования не только современной мифологии, но и политического сознания в целом. В содержании политического сознания присутствуют элементы как рационального, так и иррационального характера.

Рациональные и иррациональные составляющие в политическом сознании тесным образом связаны. Более того, динамика формирования и развития политического сознания обусловлена диалектикой его рациональной и иррациональной сторон. При этом глубинные иррациональные слои политического сознания получают выражение в его рациональных структурах, то есть во многом предопределяют векторы их формирования. Политический менталитет – одно из самых важных понятий, характеризующих иррациональную сторону политического сознания. Содержание менталитета с трудом поддается рациональному осмыслению, судить о нем можно косвенно, анализируя политические традиции, идеалы и ценности. Менталитет, характеризуясь высокой устойчивостью к различным социальным и политическим переменам, формируется в течение всего исторического пути народа или нации. Близким по своему значению к понятию «менталитет» является понятие «ментальность».

Несмотря на то, что данные термины некоторыми исследователями отождествляются, их, тем не менее, целесообразно разграничить. Политический менталитет представляет глубинный уровень политического сознания, отличающийся устойчивостью и проявляющийся в виде неосознаваемых стереотипов мышления и поведения, а также предрасположенностью к определенным политическим идеалам, ценностям и традициям, характерным для всего социума. Политическая ментальность является частью менталитета, его наиболее поверхностным слоем, более подверженным изменениям, чем глубинные пласты и характеризующим не политическое сознание в целом, но сознание различных социальных групп. То есть менталитет – это более устойчивая структура, а ментальность – менее устойчивая структура, это проявление менталитета в конкретных исторических и социально-политических условиях у различных социальных групп. Особенности национального политического менталитета находят свое конкретное выражение в политической мифологии. Процесс формирования политической мифологии можно представить следующим образом. Базовые символыархетипы, имеющие общекультурное значение, получают истолкование в соответствие с национальным политическим менталитетом.

Конкретное и наглядное воплощение, учитывающее специфику менталитета, символы-архетипы обретают в современных политических мифах. Устойчивые политические мифы, совпадающие с национальным менталитетом и наиболее полно отражающие его характер, складываются в своеобразную мифологию нации. В свете всего сказанного становится понятным, каким образом происходит трансляция опыта и осуществляется влияние менталитета на политическое сознание. Социокультурный опыт накапливается целыми поколениями и «кристаллизуется» в различных формах духовности. Менталитет, как глубинный и не поддающийся рационализации слой общественного сознания, находит свое выражение в виде обычаев и традиций, социальных и культурных норм, религиозных верований. Менталитет как бы растворен в национальной культуре. Наиболее характерные аспекты менталитета находят свое отражение в устойчивых смысловых структурах, неизменно присутствующих в политическом сознании и определяющих его особенности. Современный миф необходим политическому сознанию, поскольку через него власть, апеллируя к глубинным пластам культуры и истории, обретает устойчивую опору в настоящем. По мнению Т.В. Евгеньевой и В.В. Титова, «Во-первых, мифологические представления – имманентная политико-психологическая структура массового сознания, которую необходимо рассматривать не как политикотехнологический «конструкт» или следствие «издержек» недостаточной рационализации политических практик, а как сложное политико-психологическое явление, олицетворяющее темпорализацию политической культуры: постоянное стремление любого общества опереться на прошлый социально-политический опыт, особенно в условиях размытости массовых представлений о будущем.

Другими словами, политический миф обогащает образы прошлого дополнительным смысловым потенциалом, придает им выразительный символический импульс в принципиально новых социально-политических реалиях» [1, с. 128]. Политическая мифология, таким образом, является не просто инструментом влияния на политическое сознание, а необходимым компонентом, без которого невозможно его полноценное функционирование. Как пишет по этому поводу И.А. Исаев «утрата поэтического и мифологического начал в существе власти и права, утрата целостных и этических начал в существе власти и права, утрата ценностных и этических ориентаций в этих сферах грозит привести к полной деградации, выраженной в бездуховности» [2, с. 228]. Именно благодаря современной мифологии как воплощению универсальных смыслов и ценностей во многом достигается целостность политического сознания. Основные мифологические символы-архетипы трансформируются политическим сознанием исходя из особенностей национальной культуры и исторического опыта. В результате возникает уникальный, свойственный данному народу или нации комплекс политических мифов. Переосмысленные в соответствие с культурными, религиозными, историческими особенностями мифологические символы-архетипы героя, золотого века, сакрального центра и т.д. превращаются в некие идеальные представления, определяющие национальный менталитет, общественное и политическое сознание. В этом смысле мифология действительно находится у истоков национальной культуры. В отличие от официальных идеологических доктрин, мифология нации присутствует в политическом сознании имплицитно на уровне менталитета. Однако, она неизбежно проявляется в рациональных компонентах политического сознания, в частности, в идеологии, определяя в конечном итоге ее жизнеспособность.

Таким образом, мифология как система, объединяющая базовые символыархетипы, фундирует национальную культуру и определяет специфику национального менталитета. Утрата национальных символов-архетипов вследствие каких-либо социально-политических потрясений или катаклизмов, либо при попытке внедрения чужеродных символов-архетипов, противоречащих национальному менталитету, ведет к разрушению культуры и потере идентичности. А.Ф. Косарев пишет по этому поводу: «Мифология, то есть система взаимосвязанных мифов, лежит в основе любой культуры. Она определяет тип данной культуры и тип живущего в ней человека. Более того, всякая культура воплощает в жизнь и развивает лежащие у ее истоков мифы, доводя их при этом до их логического завершения или же, что по-видимому, одно и тоже, – до исчерпания сообщенного ими психологического заряда…Тогда наступает крах культуры, на развалинах которой возникают новые основополагающие мифы, новые национальные (или религиозные, или научные и т.д.) идеи» [3, с. 40]. Исходя из сказанного, структуру политического сознания можно представить в виде нескольких уровней. Политический менталитет – наиболее глубокий и устойчивый уровень, сохраняющий важнейшие мифологические символы-архетипы.

На уровне политической ментальности – «верхнего слоя» менталитета, мифологические символы-архетипы в зависимости от исторических и социальнополитических условий получают соответствующее прочтение и выражаются в форме политических мифов. Наиболее устойчивые политические мифы становятся неотъемлемым содержанием менталитета, сохраняемым и транслируемым вне зависимости от исторических условий (мифология нации). Над базовыми иррациональными компонентами политического сознания надстраиваются его рациональные составляющие. Таким образом, иррациональные компоненты во многом предопределяют процесс формирования и функционирования политического сознания и, в частности, его рациональных компонентов.

Литература 1. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: мифологическое измерение / Политическая наука, 2017, М., № 1. С. 120-137. 2. Исаев И.А. Избранные труды. В 4 томах. Том 1. М.: Проспект 1072 с. 3. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.:ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.

Целыковский А.А.

Другие новости и статьи

« «Стабильность», «единство», «патриотизм» как основной миф закрытого общества (по концепциям А. Бергсона и К.Р. Поппера)

Миф и мышление »

Запись создана: Среда, 29 Июль 2020 в 17:59 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика