Проблемы и особенности материальной ответственности военнослужащих и сотрудников войск Национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности материальной ответственности военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики выявлены отдельные коллизии и пробелы нормативно-правовой основы их материальной ответственности. Сформулированы предложения, направленные на их устранение в интересах рационального использования государственных средств, увеличения доходов федерального бюджета, расходной его части на нужды военной организации в целях обороны страны и безопасности государства.
Ключевые слова: обеспечение, оклады, финансовое обеспечение, денежное довольствие.
Abstract. The article discusses the problems and features of the liability of servicemen and members of the troops of the national guard of the Russian Federation. Based on the analysis of the current legislation and law enforcement practice, certain conflicts and gaps in the regulatory framework of their liability have been identified. Suggestions have been formulated aimed at eliminating them in the interests of the efficient use of limited public funds, increasing federal budget revenues, and as a consequence of spending it on the needs of a military organization for the defense of the country and state security. Keywords: support, salaries, funding, salaries.
В соотвествии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» оборона в РОссийской Федерации осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. В апреле 2016 года Указом Президента Российской № 157 создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации (далее – войска национальной гвардии, войска). Войска национальной гвардии предназначены для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В состав войск вошли невойсковые структуры, переданные из МВД России: подразделения спецназа (ОМОН, СОБР), авиации, вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы. Формирование федеральной структуры осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы, в результате определена структура и оперативное построение войск.
Войска национальной гвардии организационно состоят из органов управлений, объединений, соединений, воинских частей, органов (подразделений) и других организаций (далее – военная организация). Военные организации войск как юридические лица формируются в форме казённого учреждения. Комплектование войск в основном осуществляется путём добровольного поступления на военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и приёма лиц, имеющих специальные звания полиции (далее – сотрудники войск). Кроме того сохранён призыв граждан на военную службу на основании военно-административных актов. В течение 2018 года войска национальной гвардии успешно участвовали в обеспечении безопасности при проведении массовых мероприятий различного уровня. Наиболее значимые из них - подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, а также выборы Президента Российской Федерации. Финансовое обеспечение потребностей войск Росгвардия организует самостоятельно на централизованной основе. Основным финансовым источником обеспечения военно-экономических потребностей войск выступает федеральный бюджет. Ресурсное обеспечение возрастающих потребностей войск требует эффективного, целесообразного и законного использования бюджетных средств. В Федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов на содержание войск предусмотрено выделение в 2019 году – 234,3 млрд. рублей, 2020 - 226,7 млрд. рублей, 2021 – 233,7 млрд. рублей [3]. Кроме того выполнение ряда функций и задач, стоящих перед войсками, обеспечиваемых за счёт расходов федерального бюджета, направлено на пополнение его доходов. Одна из таких задач выполняется подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии и заключается в оказанию различных услуг по охране объектов и имущества физических и юридических лиц на платной основе.
В результате деятельности войск национальной гвардии, направленной в соответствии со ст. 41 Бюджетного Кодекса РФ на пополнение доходов бюджетов различного уровня, формируются поступления от оказания платных услуг и компенсации затрат государства от использования имущества, находящегося в государственной собственности, от поступлений государственных пошлин, от штрафов, санкций, возмещения ущерба и прочих доходов. Например, в 2018 году перечислено в доходную часть федерального бюджета почти 33 млрд. рублей, в том числе от оказания услуг вневедомственной охраны более 29 млрд. рублей, в результате возмещения ущерба, причиненных федеральному имуществу, а так же оплаты штрафов - 360 млн. рублей [17]. Имущество войск является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления [9]. Статьёй 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» определяется, что под имуществом понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью (далее – военное имущество, имущество) [8]. Важными задачами финансово-экономического обеспечения войск является обеспечение эффективного использования военно-экономических ресурсов государства, сохранность материальных и денежных средств, своевременное принятие мер к возмещению виновными лицами ущерба, причинённого имуществу, закреплённому за военной организацией государства, а также направление в бюджет государства полученных доходов в виде возмещения ущерба. При формировании бюджета страны поступившие суммы в счёт возмещения ущерба использовались по различным направлениям расходов бюджета. В ряде случаев целенаправленно они направлялись для удовлетворения потребностей военной организации в форме военно-экономических ресурсов. Например, в федеральном бюджете на 2000 год закреплялся порядок учёта и использования денежных средств, перечисляемых в доход федерального бюджета, в счёт возмещения ущерба, причинённого имуществу, закреплённому за военной организацией постановлением Правительства РФ [11].
Поступившие доходы, от возмещения ущерба в последующем распределялись в расходной части бюджета, следующим образом: на обеспечение военнослужащих вещевым имуществом направляется 90 процентов поступивших денежных средств; на обеспечения правоохранительной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации 10 процентов (они используются на материально-техническое и другое обеспечение органов Главной военной прокуратуры). Проводя исторически экскурс, мы видим, что материальная ответственность военнослужащих до 21 июля 1999 года определялась Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. № 10661-X (далее – Положение о материальной ответственности). Оно распространялось, в том числе, на начальствующий и рядовой состав МВД СССР и предусматривало в отдельных случаях повышенную материальную ответственность в размере от 2-х до 10-кратной стоимости военного имущества по отдельному перечню, утверждаемому совместным ведомственным приказом. Так за утерю инвентарного имущества, меховых изделий, авиационного или морского обмундирования возмещение ущерба проводилось в пятикратном размере, запасным частям, инструментам, различным принадлежностям к вооружению в 3-х кратном размере, малогабаритным средствам связи в 2 кратном. И самое дорогое это возмещение ущерба за утрату вооружение, огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы оно производилось в 10 кратном размере [12]. Если обратится к ценам советского периода, то при стоимости фляги алюминиевой оловянной окрашенной 1 сорта 0 рубля 53 копейки возмещенный ущерб в 5 кратном уже составлял 2 рублей 65 копеек. Тулуп нагольный меховой из овчины не крашенной стоил 220 рублей, костюм меховой из керзы прорезиненный 213 рублей за комплект, в 5 кратном размере это уже 1100 и 1055 рублей соответственно. Брезент размером 3,6*4,6 для автомобилей при стоимости в 54 рубля возмещался в бюджет в 3 кратном размере это уже 162 рубля [14]. Это сопоставимо со среднемесячной заработной платой в стране середины 80-х годов прошлого века, размер которой составлял 190 рублей, а размер ущерба за утерю меховых изделий превышал её более чем в 5 раз. В Положении о материальной ответственности закреплялось, что утрата, порча и небрежное отношение к го-
сударственному имуществу, снижает боеготовность и является нарушением законов и воинской дисциплины. Виновные лица обязательно привлекались к дисциплинарной, материальной, а также в случаях предусмотренных законодательством к уголовной ответственности. Это определяло повышенную ответственность по обеспечению сохранности имущества и способствовало поддержанию материальной основы боевого потенциала Вооруженных Сил и эффективному использования военно-экономических ресурсов государства. Положение объединяло такие отрасли законодательства как гражданское, административное и трудовое. Это имело огромную силу воздействия на экономическое мышление военнослужащих и обеспечивало возможность сохранения и сбережения военного имущества в основном дисциплинарным и материальным воздействием. В последующем в переходный период на смену кратному размеру возмещению ущерба пришел период расчета размера реального ущерба по рыночным ценам, сложившимся в регионе. С приятием Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» утратило силу Положение о материальной ответственности, и как следствие не применятся ведомственные приказы [8]. Возмещение ущерба свелось фактически к покупке утраченного (похищенного) имущества, путём внесения денежных средств в кассу организации в размере его рыночной стоимости. Это практически минимизировало воспитательную функцию.
Причем расчет производился не только из средних рыночных цен в регионе, но и с учетом износа (начисленной амортизации) отсутствующего имущества. В результате размер ущерба возмещенного государству военнослужащим составляет не полную стоимость военного имущества, а только ее часть с учетом прослуженного периода, что не дает возможность обеспечить потребности военной организации в утраченном имуществе. Это не обеспечивает баланс интересов государства и военнослужащего. Для пополнения материальных ресурсов воинской части, до установленных норм расходования, требуются дополнительные расходы федерального бюджета на восстановление или закупку нового имущества по рыночным ценам. Примечательно, что законодательно закреплен запрет на списание имущества, выслужившего срок эксплуатации, но еще пригодного к применению и использованию. На практике применение этих положений затруднено, так как внутренней комиссии военной организации сложно определить работоспособность специального и высокотехнологичного оборудования и срок его возможной дальнейшей эксплуатации. Использование превентивных методов воздействия внесло существенный вклад в сохранение и сбережение военного имущества, что обеспечивало подержание боевой готовности и удерживало большинство военнослужащих от возможных правонарушений. И это на наш взгляд было бы актуально в условиях рыночных отношений. Применение кратности при определении ущерба имеет серьезную экономическую составляющую: денежные средства перечисленный в бюджет не только дают возможность погасить причинный государству ущерб, но и являются доходом бюджета государства. Это способствовало эффективному использованию военно-экономических ресурсов, выделяемых в интересах обороны и безопасности страны. При этом в войсковом звене внутренних войск МВД России мероприятия экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, источники экономии материальных и денежных средств, меры по предупреждению ущерба нормативно закреплялись приказом МВД России от 19 июня 2006 г. № 465 [13]. Необходимо отметить, что новый приказ в Росгвардии на смену последнему не пришёл. При этом если до издания нового приказа в воинских частях войск национальной гвардии применение его допустимо, то на органы и подразделения, переданные из МВД России, его действие не распространяется.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (далее – Закон 342-ФЗ) установлено, что за ущерб, причинённый федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством [2, 6]. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ положения закона № 342-ФЗ распространены на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в войсках национальной гвардии [5]. Анализ законодательной базы показал, что при переходе в новую военную организацию сотрудников из ведомств, в которых не была предусмотрена военная служба, и имелись только специальные звания сотрудников органов внутренних дел, возник юридический казус правоприменительной практики по привлечению виновных к материальной ответственности и возмещению ущерба, причиненного государству. Рассматривая вопрос возмещения ущерба, причинённого имуществу военной организации, считаем необходимым затронуть вопросы условий и размеров его возмещения военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии. Вопрос заключается в том, что в органах управления, территориальных органах, организациях и подразделениях войск проходят службу, как сотрудники, имеющие специальные звания, так и военнослужащие. При выявлении ущерба имущества командир (начальник) должен руководствоваться разным порядком привлечения виновных к материальной ответственности. В случае солидарной ответственности военнослужащего и сотрудника, какой суд «гражданский» или военный гарнизонный суд должен рассматривать исковое заявление руководителя организации (начальника территориального органа Росгвардии или командира воинской части)?
В суд, какой инстанции должен обращаться сотрудник войск или военнослужащий, считающий свои права нарушенными, при привлечении его к материальной ответственности? Обратим внимание на важные на наш взгляд различия в порядке и условиях материальной ответственности военнослужащих и сотрудников войск. Если при проведении ревизии установлены причины ущерба, его размер и вина военнослужащего административное расследование в соответствии частью 2 статьи 7 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон 161-ФЗ) может не проводиться. В отношении сотрудника войск эти положения не применяются. В соответствии со статьей 247 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель (начальник территориального органа, командир воинской части) обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки руководитель организации имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Более того, практика, связанная с утратой сотрудниками органов внутренних дел табельного огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств, показала, что сотрудники, допустившие её, привлекаются только к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий в этом случае подлежит привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности вплоть до уголовной. Например, в июле 2013 г. инспектор ГИБДД, находясь на службе, по своей небрежности в лесополосе Вачского района Нижегородской области допустил утрату закрепленного за ним табельного огнестрельного оружия. В связи с грубым нарушением служебной дисциплины полицейский и его непосредственные руководители приказом начальника ГУ МВД России по Нижегородской области привлечены к дисциплинарной ответственности.
К материальной ответственности виновный инспектор ГИБДД не привлекался [19]. Трудовое законодательство, на основании ст. 240 ТК РФ предоставляет право работодателю с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Обязательность по привлечению работника к материальной ответственности у работодателя отсутствует. Это является положительным моментом, степень вины и обстоятельства бывают, различны, так как у работодателя имущество зачастую находится в частной собственности, а начальнику территориального органа, командиру воинской части федеральное имущество передано в оперативное управление, здесь не всегда оправдано право от взыскания причиненного ущерба в пользу государства. В аналогичной ситуации военнослужащий привлекается к полной материальной ответственности, так как имущество было передано ему под отчет. К ущербу, причинённому государству военнослужащим в соответствии со ст. 2 Закона 161-ФЗ относятся излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью[8]. Применительно к практике это означает, что ним относятся переплаты денежных средств, под которыми понимаются выплаты сверх норм денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами Росгвардии. Аналогичные положения в отношении работников, в том числе и сотрудников войск в соответствии со ст. 238 ТК РФ не предусмотрены.
В результате привлечение к материальной ответственности сотрудников войск в этом случае затруднено. Управление Росгвардии по Самарской области обратилось в Красноглинкий районный суд г. Самары с иском к начальнику ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» (далее – УВО) полковнику полиции Г. о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, выразившегося в переплате заработной платы водителям подчиненного подразделения в размере 1 343 408 рублей, а также излишним начислением и перечислением налогов, сборов, страховых взносов в сумме 483 092 рубля 74 копейки, которые подлежат взысканию в силу ст.ст. 238,242, 248, 277 ТК РФ. По результатам проверки проведенной в отношении начальника УВО установлено, что водителям автомобилей из числа гражданского персонала был установлен 8 водительский разряд с должностным окладом 5190 рублей, вместо положенного оклада для водителей 4 и 5 разряда в размере 3871 рублей (с учетом индексации) вследствие чего причинен реальный ущерб. Приказом начальника Управления Росгвардии по Самарской области полковник полиции Г. привлечен к дисциплинарной ответственности. Отказывая в требованиях по привлечению к материальной ответственности суд, указал, на отсутствие доказательств, того, что действиями ответчика причинен прямой действительный ущерб в виде переплат заработной платы и излишних перечислений налогов сборов, страховых взносов, а также превышения размера фонда заработной платы. По мнению суда в случае не установления повышенных должностных окладов, такие выплаты были бы осуществлены работникам в рамках дополнительных стимулирующих выплат [18]. Таким образом, к материальной ответственности в результате переплаты заработной платы сотрудник войск привлечён не был. На наш взгляд одной из причин отказа суда в привлечении к материальной ответственности является отсутствие законодательного закрепления в ТК РФ понятия излишних денежных выплат в составе ущерба. Более того, не взысканный ущерб, является неполученным доходом федерального бюджета, что идет не на пользу его пополнения, как основного источника удовлетворения военно-экономических потребностей военной организации.
Доктор юридических наук А.В. Кудашкин, доктор юридических наук В.Г. Стрекозов в своих работах писали, что важнейшим направлением военной реформы в Российской Федерации является совершенствование правовых отношений, складывающихся в процессе организации и прохождения гражданами военной службы. Проблема совершенствования правового регулирования этих отношений имеет непреходящее значение для конституционного права, предмет которого охватывает две сферы общественных отношений: отношения между человеком и государством и властеотношения (устройство государства и государственной власти, а также практическая деятельность государственных органов по совершенствованию законодательства в этой области) [16]. Более того, Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено, что военная служба и служба сотрудников органов внутренних дел являются видами государственной службы Российской Федерации. Одним из принципов построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы [7]. При сравнительном анализе положений законодательства о материальной ответственности военнослужащих и сотрудников войск, по мнению автора, следовало обратить внимание на пробел в законодательстве. В настоящий момент созданы разные условия и размеры привлечения к материальной ответственности военнослужащих и сотрудников войск, выполняющих задачи в области обороны страны и безопасности государства.
В результате напрашивается очевидный вывод о необходимости распространения на сотрудников войск национальной гвардии действия Закона № 161-ФЗ и уравнивание их обязанностей, прав и ответственности в правовом поле. По мнению автора, в целях совершенствования нормативно-правовой базы с целью устранения возникших коллизий необходимо закрепление: - действия Закона № 161-ФЗ на сотрудников войск национальной гвардии; - рассмотрения споров сотрудников войск по основаниям, установленным Законом 161-ФЗ в военных судах с определением иерархичности и подсудности дел; - проведение оптимизации расчёта размера ущерба, причинённого государству военнослужащими с целью эффективного использования военно-экономических ресурсов государства. Это будет способствовать достижению цели единства правовых и организационных основ государственной службы, сохранности военного имущества, повышению ответственности военнослужащих и сотрудников за обеспечение его сохранности, а также наполнения доходной и как следствие расходной части федерального бюджета, направленной на обеспечение боеспособности и боеготовности войск национальной гвардии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
3. О федеральном бюджете на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов № 362-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. законот 05 декабря 2018 г. № 362- ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant. ru/ (дата обращения 28.02.2019).
4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. - Режим доступа: http://base. garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
5.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона«О войсках национальной гвардии Российской Федерации». [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 июля 2016 № 227-ФЗ. - Режим доступа: http://base. garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
7. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.- Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
8. О материальной ответственности военнослужащих [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ. - Режим доступа: http://base. garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
9. Об обороне [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. - Режим доступа: http://base. garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
10. Вопросы Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 157. - Режим доступа: http://base. garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
11. Об утверждении Правил, учета и использования средств, поступающих в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями, федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, а также в результате применения по инициативе органов прокуратуры мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности и штрафных санкций в связи с причинением указанного ущерба [Электронный ресурс]: постан. Правительства РФ от 12 октября 2000 № 769.- Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 28.02.2019).
12. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утверждённое приказом Министра обороны СССР от 17 марта 1984 г. № 85.
13. Положение о войсковом хозяйстве внутренних войск МВД России, утверждённое приказом МВД России от 19 июня 2006 г. № 465.
14. Справочник цен на предметы вещевого имущества, введен в действие приказом заместителя Министра обороны-начальника Тыла Вооружённых Сил СССР от 1983 г. № 95.
15. Военно-административное право: учеб./ под ред. В.М. Корякина. – М.: Юстиция, 2019.– 400 с.
16. Кудашкин А.В. Военное право: Учеб. / Под ред. А.В. Кудашкина, В.Г. Стрекозова. - М., 2015. - С. 7.
17. Официальный сайт Росгвардии [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rosgvard.ru//page/index/ statistika-i-analitika (дата обращения 28.02.2019).
18. Решение Красноглинкого районного суда г. Самары от 13.12.2018 № 2-2604/18. - Режим доступа https:// krasnoglinsky-sam.sudrft/ (дата обращения 28.02.2019).
19. Тоточенко Д.А. Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к полной материальной ответственности // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2015. - № 4.
МАЛАШЕНКО С.Н.
Другие новости и статьи
« Военные пенсии проиндексируют с 1 октября 2020 года
Итоги проверки снабжения действующей армии боеприпасами, стрелковым и минометным вооружением »
Запись создана: Среда, 5 Август 2020 в 18:42 и находится в рубриках Новости, Финансовое.
метки: военноеправо, право, ответственность
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика