11 Август 2020

Неоднозначный эффект ядерного переоснащения

oboznik.ru - Война с применением ядерного оружия («ядерная война»)
#армия#ядерноеоружие#ядерноесдерживание

Притязание России на статус «великой державы» в предполагаемом жёстко конкурентном многополярном мире, по большому счёту, может быть подкреплено только одним качеством - обладанием крупнейшим арсеналом ядерного оружия. Модернизация стратегических вооружений уже была определена в качестве приоритетного направления Государственной программы вооружения (ГПВ) до 2020 года, утверждённой в 2011 году. В 2018 году президент Путин подтвердил этот приоритет, представив Федеральному собранию комплекс новых систем вооружения, включённых в ГПВ до 2027 года, утверждённую с опозданием в декабре 2017 года.

Хотя эта демонстрация силы и получила широкий резонанс в средствах массовой информации, Кремлю ещё только предстоит решить проблему’ превращения виртуального оружия (лишь некоторые из представленных систем действительно поступили на вооружение, а большинство, вероятно, никогда не будут реализованы), регулярно рекламируемого в пропагандистских целях, в эффективный внешнеполитический ресурс. Одним из негативных последствий подобного наращивания сил стало разрушение традиционной системы контроля над вооружениями, вызванное заявлением президента США Дональда Трампа о намерении выйти из Договора о РСМД. В качестве причины такого решения были названы технические детали нарушения Россией запрета на развёртывание ракет наземного базирования, но более важное значение имеет несоответствие положений Договора о РСМД контексту, изменившемуся в связи с появлением новых российских систем вооружения.

По этой же причине с точки зрения США не имеет большого смысла и продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ, 2011 г.), срок действия которого истекает в феврале 2021 года, поэтому российско-американские переговоры по вопросам стратегической стабильности в Женеве не принесли больших результатов. Если договорённости о контроле над вооружениями раньше позволяли России пользоваться большим авторитетом, поскольку официально закрепляли её паритет с США, то теперь она вынуждена компенсировать потерю этого статуса, экспериментируя с новыми способами демонстрации своей готовности использовать ядерные средства в смутных политических целях6. Китай не одобряет разрушение договоров о контроле над вооружениями, но категорически отказывается участвовать в любых переговорах по разоружению, продолжая при этом инвестировать значительные средства в модернизацию собственного ядерного арсенала, и допускает лишь символическое участие России, например, в разработке своих систем раннего предупреждения.

Активное распространение политического дискурса о ядерном оружии создаёт напряжённость в российской стратегической культуре, в которой ядерная проблематика в прошлом была отделена от основной тематики и заперта в эзотерических отделах, загруженных сверхсекретными досье, посвящёнными сдерживанию, дипломатии и технологиям. Поскольку основные принципы сдерживания остаются недостаточно разработанными, тема возмездия за ядерный удар выглядит шаблонно, в то время как расплывчатые идеи об упреждающем применении ядерного оружия не вызывают доверия. Даже среди высшего командования и его окружения многие не владеют ядерной проблематикой и склонны рассматривать приоритет, отдаваемый ядерной модернизации, как ущемление их собственных законных интересов. Военные не готовятся к ядерным операциям; высшее командование гораздо больше заинтересовано в наращивании потенциала обычного сдерживания, чем в занимательных предложениях вроде «эскалации для деэскалации».

Развивающееся одновременно в разных направлениях в российской стратегической культуре молчаливое сопротивление ядерному переоснащению может ослабеть при условии сохранения сильного политического запроса на большую опору на ядерные инструменты. Однако предпочтение неядерных средств для достижения реалистичных целей может быть подкреплено необходимостью военных ответов на прямые вызовы безопасности России, где ядерные средства, со всей очевидностью, не приносят никакой пользы.

Павел Баев, «Трансформация российской стратегической культуры: влияние локальных конфликтов и глобального противостояния», Russia .Nei.Visions, № 118, Ифри, июнь 2020.

Другие новости и статьи

« Организация служебной деятельности военной комендатуры по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины

Проведение военной полицией разбирательств по дисциплинарным проступкам, совершенным военнослужащими »

Запись создана: Вторник, 11 Август 2020 в 14:04 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика