11 Август 2020

Проведение военной полицией разбирательств по дисциплинарным проступкам, совершенным военнослужащими

oboznik.ru - О необходимости создания новых подразделений военной полиции
#полиция#военнаяполиция#право

Одной из форм участия органов военной полиции в обеспечении правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах является проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам, совершенным военнослужащими. Разбирательство проводится в пределах компетенции военным комендантом гарнизона или назначенным им лицом, а также начальником территориальной ВАИ или назначенным им лицом. В ст. 187 УВП ВС РФ определен исчерпывающий перечень случаев, когда разбирательство по дисциплинарному проступку проводится указанными должностными лицами военной полиции. Такими случаями являются следующие: – дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим военной полиции; – дисциплинарный проступок совершен военнослужащим, доставленным в орган военной полиции; – сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции; – дисциплинарный проступок в области дорожного движения выявлен должностным лицом территориальной ВАИ. К сообщениям (заявлениям) о дисциплинарном проступке УВП ВС РФ относит: а) рапорт военнослужащего военной полиции; б) заявление о дисциплинарном проступке, подписанное заявителем; в) протокол принятия устного заявления о дисциплинарном проступке;

г) сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного дисциплинарного проступка; д) анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного дисциплинарного проступка. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Согласно ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» разбирательство проводится по каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка.

Разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы (такие обстоятельства определены ст. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное: 1) во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира; 2) в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Не являются превышением пределов необходимой обороны: – причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; – защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; – действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения; 3) при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред; 4) в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный; 5) при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия; 6) в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности: – в случае отсутствия события дисциплинарного проступка; – если его действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики; – повторно за один и тот же дисциплинарный проступок; – по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности21; – в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено; – в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Разбирательство проводится военным комендантом гарнизона или назначенным им лицом. При этом ст. 81 ДУ ВС РФ определена важная особенность проведения разбирательств органами военной полиции: если в воинских частях военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, то военнослужащий военной полиции, назначенный для проведения разбирательства, может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда должностному лицу органа военной полиции стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. В ходе разбирательства должно быть установлено: а) событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); б) лицо, совершившее дисциплинарный проступок; в) вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка; г) данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок; д) наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка; е) обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего; ж) обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; з) характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами; и) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

к) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. В случае если в ходе разбирательства будет установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке начальнику органа военной полиции и действовать в соответствии с его указаниями. Начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если предметом разбирательства является грубый дисциплинарный проступок, то по окончании разбирательства лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка). По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:

1) нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

2) самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; 3) неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, приназначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;

4) отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

5) уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

6) нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

7) нарушение правил несения пограничной службы;

8) нарушение уставных правил караульной службы;

9) нарушение уставных правил несения внутренней службы;

10) нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

11) нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

12) умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; 13) уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

14) нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

15) нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

16) нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

17) исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

18) непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

19) административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность;

20) умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации, либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации, по небрежности;

21) нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

22) нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

23) нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

24) заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

25) нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.

В случае когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство начальником органа военной полиции может не назначаться. Если разбирательство не назначается, начальник органа военной полиции назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток. В протоколе о грубом дисциплинарном проступке указываются: – дата и место составления протокола; – должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; – должность, место военной службы (прохождения военных сборов), воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого составлен протокол; – должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности (для лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, – фамилии, имена, отчества и адреса места жительства); – время, место, способ и другие обстоятельства совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка; – доказательства, подтверждающие наличие события грубого дисциплинарного проступка и виновность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы; – положения федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены; – сведения о примененных мерах обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых – должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы; – обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; – другие фактические данные, необходимые для установления обстоятельств совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка. Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу.

О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе. Протокол о грубом дисциплинарном проступке подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, в отношении которого он составлен. В случае если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись лицом, составившим протокол. Копия протокола под расписку вручается военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого он составлен.

В случае если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть под расписку ознакомлен военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого проводилось разбирательство. Материалы разбирательства представляются военному коменданту, который рассматривает их в срок до 10 суток и принимает одно из следующих решений:

1) применяет к правонарушителю дисциплинарное взыскание в пределах предоставленных ему дисциплинарных прав;

2) направляет материалы разбирательства командиру воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, либо начальнику гарнизона для принятия решения;

3) направляет материалы разбирательства в военный суд для применения к военнослужащему взыскания в виде дисциплинарного ареста. В случае если в ходе разбирательства по дисциплинарному проступку установлено, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке начальнику органа военной полиции и действовать в соответствии с его указаниями. Начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного отдела и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. ДУ ВС РФ дает следующее определение понятия «дисциплинарный проступок»: это противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Из сказанного следует, что законодатель как при формулировании норм об уголовной ответственности должностных лиц, так и при конструировании состава дисциплинарного проступка не проводит строго определенной границы между преступным и непреступным в деятельности названных субъектов, а следовательно, четко не различает соответствующие типы негативного поведения, специально указывая на возможность применения мер уголовно-правового воздействия за дисциплинарные правонарушения.

Другие новости и статьи

« Неоднозначный эффект ядерного переоснащения

Применение «Ратник» для тактического взаимодействия отделений »

Запись создана: Вторник, 11 Август 2020 в 17:27 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика