14 Август 2020

Порядок приема, регистрации и рассмотрения в органах военной полиции сообщений о преступлениях

oboznik.ru - О необходимости создания новых подразделений военной полиции
#полиция#военнаяполиция#право

Начальник органа военной полиции обеспечивает прием, регистрацию и разрешение сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ. Начальник органа военной полиции осуществляет рассмотрение сообщений о преступлениях и производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных:

– военнослужащими Вооруженных Сил; – гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах; – лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения. Порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах военной полиции определяется Министром обороны Российской Федерации. Органы военной полиции осуществляют прием, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке, установленном Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.

Указанный документ следующим образом трактует основные понятия, связанные с приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях:

1) сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст.ст. 141 – 143 УПК РФ: – заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; – письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; – протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ); – протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; – протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; – заявление о явке с повинной;

– протокол явки с повинной (приложение к ст. 476 УПК РФ); – рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ);

2) принятие (прием) сообщения – получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

3) регистрация сообщения о преступлении – внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регистрации в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;

4) укрытое от регистрации сообщение о преступлении – сообщение, сведения о котором не внесены в регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер; 5) проверка – действия, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении. Непосредственная организация в органах военной полиции приема сообщений о преступлениях осуществляется руководителями этих органов.

Полномочия военной полиции как органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в случаях и порядке, предусмотренных чч. 3, 5, 6 ст. 141, ч. 2 ст. 142 и ст. 143 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки. Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах военной полиции (сообщений в полном объеме или только о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности) возлагается также на должностных лиц дежурной смены органа военной полиции. По результатам проверки и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, по которому предварительное следствие обязательно, и при необходимости производства неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также при наличии доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, начальник органа военной полиции в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, после чего направляет уголовное дело руководителю военного следственного органа.

При обнаружении признаков преступления по иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, должностное лицо органа военной полиции обязано составить соответствующий рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ). Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия по следующей форме:

oboznik.ru - Порядок приема, регистрации и рассмотрения в органах военной полиции сообщений о преступлениях

Бланки уведомлений и их корешки являются документами строгой отчетности. Заполненные корешки уведомлений сдаются должностным лицом, принявшим сообщение о преступлении, должностному лицу, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи уведомления заявителю). Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы. В помещениях административных зданий органов военной полиции на стендах или в иных общедоступных местах размещаются: – выписки из положений УПК РФ, межведомственных и (или) ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; – образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; – перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; – сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях. Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т. п.), регистрация такого сообщения в вышеуказанной книге может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В книге регистрации сообщений должны быть отражены следующие сведения:

а) порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении27; б) дата и время его принятия; в) должностное лицо, его принявшее; г) номер уведомления, выданного заявителю; д) дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; е) краткое изложение сообщения; ж) резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; з) подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; и) сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; к) особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т. д.). Книга регистрации сообщений является документом строгой отчетности и хранится в органе военной полиции не менее трех лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении. Запрещается отражать в книге регистрации сообщений ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом. Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом военной полиции мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

Руководитель органа военной полиции с учетом своей компетенции организует проверку сообщений о преступлениях, принятых им лично, при непосредственном прибытии на место происшествия, а также при изучении докладываемых в установленном порядке зарегистрированных сообщений, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования: – по предотвращению и пресечению преступления; – по установлению и преследованию «по горячим следам» лиц, совершивших преступления, в целях их задержания; – по производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления; – по введению в действие специальных планов по обнаружению и задержанию лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление, и т. д. Организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют также должностные лица дежурной смены органа военной полиции. Должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь и прокурор.

Полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки. Должностное лицо органа военной полиции, правомочное либо уполномоченное проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры: 1) по предотвращению и пресечению преступления; 2) по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования; 3) по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или «по горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, доложено руководителю органа военной полиции для организации дальнейшей проверки этого сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (примерный перечень документов, содержащихся в материалах проверки, приведен в таблице).

oboznik.ru - Порядок приема, регистрации и рассмотрения в органах военной полиции сообщений о преступлениях
oboznik.ru - Порядок приема, регистрации и рассмотрения в органах военной полиции сообщений о преступлениях

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ28, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

При необходимости должна быть обеспечена безопасность участника досудебного производства, в том числе при приеме сообщения о преступлении. Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и принятие по нему решения должны быть осуществлены в срок не позднее трех суток со дня поступления данного сообщения.

Начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить указанный срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения о преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях полученных из иных источников, – со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.

Способами проверки органом дознания или дознавателем сообщения о преступлении являются: а) направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ); б) получение объяснений; в) получение образцов для сравнительного исследования; г) истребование материалов, документов и предметов и их изъятие (чч. 1 и 2 ст. 144 УПК РФ); д) назначение судебной экспертизы, если она может быть закончена в срок, не превышающий 10 – 30 суток (чч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ); е) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; ж) освидетельствование; з) производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 – 30 суток (чч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ). Не могут быть истребованы: почтово-телеграфная корреспонденция; сведения о вкладах в банках; материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; материалы, находящиеся у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. Запрещается при производстве проверки сообщения о преступлении производить следственные действия, кроме отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. Проверка сообщения о преступлении должна осуществляться в объеме, необходимом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При производстве проверки сообщения о преступлении запрещается разглашать ее данные. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, уничтожит следы преступления, скроется от предварительного расследования или нанесет иной ущерб раскрытию и расследованию преступления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания или дознаватель выносит одно из следующих постановлений: – о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, – при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (если обстоятельства происшедшего и признаки преступления очевидны), и необходимости производства неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и исследования, в случае невозможности оперативного выполнения указанных мероприятий военными следственными органами; – об отказе в возбуждении уголовного дела; – о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. Если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении будут установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления, по которому производство предварительного следствия необязательно, орган дознания или дознаватель принимает процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности, которое с материалами проверки направляется военному прокурору.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания или дознаватель принимает меры по сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ). Как было отмечено выше, если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд, орган дознания, дознаватель, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении и, в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть в течение суток направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления – заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы. По сообщениям о преступлениях, требующим неотложного реагирования, информация, содержащаяся в сообщении, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам экстренной связи. Информация о направлении вышеназванных сообщений о преступлениях по подследственности или подсудности регистрируется в журналах и разносных книгах, предусмотренных ведомственными инструкциями по ведению делопроизводства, о чем делается последующая отметка в книге регистрации сообщений о преступлениях.

Принятые, зарегистрированные и проверяемые сообщения о преступлениях, книги их регистрации, корешки уведомлений, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются руководителями органов, в производстве или архиве которых находятся эти документы, прокурорам, а также судьям и иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами и ведомственными нормативными актами. В целях улучшения качества проведения проверок сообщений о преступлениях, производства по уголовным делам орган дознания изучает работу дознавателей, принимает меры по ее совершенствованию и устранению недочетов, организует занятия по повышению юридической подготовки дознавателей. Для получения практических навыков по проведению проверок сообщений о преступлениях, расследованию преступлений органы дознания и дознаватели участвуют в проводимых военными прокурорами и руководителями военных следственных органов учебных сборах органов дознания и дознавателей, последние ежегодно проходят стажировку в военных прокуратурах и военных следственных отделах в течение 10 рабочих дней в соответствии с утвержденным военным прокурором планом, согласованным с командованием и руководителем военного следственного органа.

Другие новости и статьи

« Перевод военнослужащего на равную должность

Федор Трубецкой (? – 1541 гг.) »

Запись создана: Пятница, 14 Август 2020 в 3:43 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика