Влияние пандемии covid-19 на развитие онлайн-образования: не только плюсы
Пандемия COVID-19 привела к закрытию учебных классов и аудиторий по всему миру. Школы и университеты закрылись не только в России, но и во многих других странах. Однако учебный процесс не остановился – на помощь преподавателям и ученикам пришли различные ИТ-решения, позволяющие в той или иной мере продолжить обучение. Несмотря на серьезный ущерб, которые понесла сфера услуг в результате нарастающей пандемии, некоторые отрасли могут оказаться в выигрыше. Среди них – отрасль информационных технологий.
В целом, цифровизация, как технологическая сфера, сегодня получает многочисленные комплементарные отзывы1 . Как часть экономики информационные технологии явно усилили свое влияние среди властных структур, бизнеса и общества. Однако возросшая репутация онлайн-решений может в итоге принести и определенный вред, а не только пользу, если общество примет-ся использовать их там, где лучше сохранить традиционные нецифровые решения. Речь, в частности, идет об онлайн-образовании. Нужно признать, что сегодня онлайн-решений в образовательной сфере не хватает крайне остро. Если существующих таких решений вполне достаточно для проведения камерных занятий, то для эффективного чтения поточных лекций их возможностей явно не хватает. Школам и университетам приходится отменять и переносить на будущий учебный год многие занятия и курсы, потому что их невозможно провести онлайн в реальном времени.
Вполне вероятно, что летние каникулы будущих лет придется существенно сократить, чтобы ученики и студенты могли наверстать упущенное. Многие школы и университеты наверняка жалеют, что не записали заранее онлайнкурсы, которые сегодня позволили бы в большей мере конвертировать традиционное образование в его цифровую версию. Ценность онлайн образования сегодня крайне велика, прежде всего, потому, что полностью заблокирована его традиционная альтернатива – обучение в классах. Недостатки онлайн-образования слишком серьезны, чтобы им стоило заменять традиционное обучение. Начнем с коррекционного обучения, которое в российской системе образования не имеет такого распространения, как, например, в финской школе. В Финляндии через коррекционную систему, принимающую форму обучения как в отдельных школах, так и в специальных классах в обычной школе, в некоторые годы прошло до половины финских детей [1]. Речь идет не только, и даже не столько о людях с ограниченными возможностями, сколько о значительно более широкой части ученической аудитории. Образование кого-то из школьников часто требует серьезного коррекционного вмешательства: кому-то нужно помочь улучшить внимательность, кого-то необходимо научить приемам запоминания материала. Коррекционная работа в финской системе школьного образования способствует существенному выравниванию результатов школьников, в том числе и в изучении математики и иностранных языков.
Однако массовое онлайн-образование делает коррекционную работу сложной, потому что коррекция – процесс индивидуальный. В России скорее наблюдается недостаток коррекционных усилий со стороны образовательной системы, а онлайн-образование, если оно примет форму просмотра заранее записанных школьных уроков или транслируемых онлайн-занятий, не учитывающих особенности развития ребенка, сделает коррекционные возможности российской школы еще более скудными. Другая проблема массового образования заключается в том, что неотъемлемым недостатком онлайн-образования является недостаточная вовлеченность в него учеников и студентов1,2. Традиционные уроки, которые проводятся в классной комнате, накладывают на ученика много разных ограничений, которые, тем не менее, заставляют его в той или иной мере фокусироваться на обучении. Напротив, онлайн-образование не способно ограничить ученика так, как это делает традиционное образование. В особенности это касается курсов из записанных заранее онлайн-уроков, в которых у учителя нет даже онлайн-контроля за поведением ученика.
Слишком продолжительные школьные каникулы, которые существуют в некоторых странах, приводят к заметной амортизации части полученных учениками знаний: к осени они забывают десятки процентов материала, который изучили до начала каникул3 . Эффект от перехода к онлайн-образованию для многих учеников будет похож на длинные каникулы: без контроля, с массой легко реализуемых при онлайн-занятиях альтернатив обучению – игр, прогулок, общения со сверстниками – ученики, поведение которых в достаточной мере не могут контролировать ни учителя, ни родители, снизят интенсивность обучения. Похожие эффекты будут проявляться и на студенческом уровне в случае менее мотивированных студентов, вполне возможно, составляющих большинство обучающихся на программах массового высшего образования.
Наконец, массовое онлайн-обучение порой непросто организовать технически. У недостаточно состоятельных семей может не оказаться ни технических устройств, ни доступа к Интернету4 для получения знаний онлайн. Проблемы со стабильностью Интернета и обеспечением достаточного числа персональных компьютеров могут массово возникать уже на уровне районных центров и небольших городов. Онлайн-образование должно стать дополнением, а не заменой традиционному образованию. Те, кому не требуется педагог, кто способен самостоятельно учиться, вполне могут воспользоваться возможностями, которые предлагают различные онлайн-решения. Это касается университетских курсов по выбору, которые в большей мере затрагивают студентов старших курсов.
В значительно меньшей мере это касается базовых предметов, которые изучают студенты младших курсов, часто еще недостаточно мотивированных для того, чтобы им можно было доверить самостоятельное обучение. Последнее особенно проявляется в массовом образовании, на программах которого учится большинство современных студентов [2], куда многие студенты приходят потому, что получение высшего образования стало для многих из них не собственным выбором, а обязанностью, которую на них налагает их социальное окружение. Онлайн-образование важно развивать и дальше, как ключевой инструмент обеспечения непрерывности учебного процесса во время кризисов, подобных пандемии COVID-19.
Для этого нужно или сформировать онлайн-решения, которые позволят проводить занятия в режиме реального времени в том числе и для крупных аудиторий, или создать базу заранее записанных занятий, которые затем могут использоваться для изучения соответствующих дисциплин. Хотя сектор онлайн-образования стал незаменимым помощником десятков миллионов людей во время пандемии COVID-19, общество не должно выражать ему свою благодарность за счет отказа от более эффективных традиционных решений. В повседневной жизни онлайн-образование должно получить свое развитие как сфера, дополняющая традиционное обучение, а не заменяющее его.
Лишь в случае кризисов наподобие пандемии онлайн-решения могут служить вынужденной заменой традиционному образованию. Источники 1. Pasi Sahlberg (2011) Finnish Lessons. What Can the World Learn from Educational Change in Finland? Teachers College, Columbia University. 2. Trow, M., (2005) Reflections on the Transition from Elite to Mass to Universal Access: Forms and Phases of Higher Education in Modern Societies since WWIIб UC Berkeley Working Papers.
Любимов И., PhD in Economics, с.н.с. Центра исследований международной торговли РАНХиГС
Другие новости и статьи
« Задачи и полномочия военной автомобильной инспекции и ее должностных лиц
Эволюция мифов о Западе в современной России »
Запись создана: Пятница, 21 Август 2020 в 8:07 и находится в рубриках Новости.
метки: COVID-19, образование
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика