Эволюция мифов о Западе в современной России
Россия и Запад генетически имеют единый фундамент – христианскую религиозную традицию, что, казалось бы, должно являться объединяющим основанием. Вместе с тем наличие иной версии христианства предполагает расстановку акцентов подлинности одной и фальсификации другой.
Таким образом, во взаимоотношениях России и Запада можно объективно наблюдать стремление к единству, с одной стороны, и невозможность взаимной безболезненной трансляции ценностей и опыта развития, с другой. Дихотомия «Россия-Запад» имеет различные периоды сближения и отдаления, связанные, прежде всего, с внешнеполитическим курсом правящих элит и наличием мифов в отношении друг к другу. В научных исследованиях последнего времени обращается внимание на ряд таких мифов в историческом развитии России. Исследователь антироссийских мифов, профессор В.Э. Багдласарян выделяет несколько групп [1, с. 9]. Эти мифологеммы можно считать результатом западнического направления в российской общественно-политической мысли.
Одним из основных мифов, благодаря которому происходит рождение последующих, является утверждение о том, что Россия есть часть западного мира, как имеющего с ним единое христианское основание. Причем этот тезис объединяет как консерваторов, так и либералов, так как, по мнению и тех, и других – это есть основа стандартизации ценностей. Вместе с тем аксиологические типы культуры России и Запада различны, пожалуй, с эпохи Ренессанса: достаточно беглого сравнения русской иконографии ХIV–ХVI в. и западноевропейского библейской живописи того же периода. Налицо – различное восприятие Священной истории и различное отношение к приобщению к ней: от созерцания и исихазма в первом случае – к иллюстрации и любованию во втором. Нимбы западных святых – как награда за добрые дела, в то время как в русской иконографии – это нетварный свет преображенной личности, что достижимо лишь в синергии усилий Бога и человека. Эта «пропасть» в отношении восприятия христианских ценностей в России и на Западе давно замечена русскими философами. Так, еще Ф.И. Тютчев писал об «образовавшейся пропасти – не между двумя Церквами, ибо Вселенская Церковь Одна, но между двумя мирами, между двумя, так сказать, человечествами, пошедшими под двумя разными знаменами» [4, с. 301].
Однако миф об «общем ценностном фундаменте» периодически возникает в истории России. Он культивируется благодаря западноцентрическому мышлению и стремлению правящих элит к потребительским стандартам западных стран, с одной стороны, и западным пропагандистским технологиям, с другой. Варианты таких технологий различны. Это теория конвергенции, идея постиндустриального общества, информационного общества и многие другие, культивирование которых еще в «позднем» советском обществе способствовало стиранию в массовом сознании противоречий между Россий и Западом и подготовило почву для идеи создания единого и равноправного пространства «благоденствия» и высокого уровня жизни. Вместе с тем правящие элиты, начиная, пожалуй, со времен Петра I, привлекает идея западного «процветания»: прогресса, понимаемого не так преображение, а как линейного и последовательного технологического совершенствования [подробнее: 3]. В этой парадигме еще до недавнего времени рассматривалась и отечественная история, и перед населением страны ставилась социально-экономическая задача – «догнать и перегнать» развитый Запад.
Вместе с тем известно высказывание Отто фон Бисмарка: «Славян невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но славянам можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!» [Цит. по: 2]. Трагические события последних лет на Украине – яркое подтверждение слов немецкого политика. Миф «о единой христианской природе» служит основанием мифологической идеи возможности «вхождения» России в западный мир, причем на равноправной основе. Реализация этого мифа последовательно осуществлялась в постсоветской России через принятие западных стандартов в экономике и различных социальных сферах, включая образование, как платформу трансляции цивилизационных ценностей. Хронологическая цепочка «прозападного» курса экономики страны в 2007–2013 гг. приводится в исследовании В.Э. Багдасаряна [1, с. 11]. Одними из последних явились события 2012 г. (вступление России в ВТО) и 2013 г. (приведение в соответствие с западными стандартами законодательства «О налогообложении иностранных счетов»). Однако 2014 г. принес существенные изменения в позиционировании страны в мировом пространстве, после которых Россия заявила о своем суверенитете в полицентрическом мире. В декабре 2015 г. президент страны В.В. Путин подписал «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации», в которой обозначен вектор, ориентирующий общество не на «размытые» либеральные прозападные общечеловеческие ценности, а на традиционные ценности российской цивилизации [5].
События, происходящие в отношениях между Россией и Западом после 2014 г. отвергли еще один миф о Западе – идею о том, что противоречия внутри западного мира не позволят ему объединиться против России. Но как показывают исследования В.Э. Багдасаряна, проведенные на основе использования различных методик оцифровывания ценностей, «Запад выступает по российскому вопросу единым цивилизационным фронтом на уровне не только политических элит, но и большинства населения» [1, с. 29]. Объединяющей западные страны цивилизационной доминантой является проект мироустройства, основанный на идее глобальной гегемонии и мирового господства. В исторической «оболочке» эта идея выступала по разному. В средневековье – как католический проект, в котором Россия рассматривалась как «государство схизматиков». В эпоху Возрождения – просветительский проект, основанный на преимуществах просвещения перед российским «варварством». В новое время появился англосаксонский проект превосходства морских держав перед сухопутной Россией. В фашистском проекте – Россия как «выражение духа азиатчины и властной жидократии» [1, с. 23]. Современная Россия рассматривается западным миром как империя несвободы и подавления демократии. Мифотворчество в отношении Запада возможно и в дальнейшем, несмотря на явный крах основных мифологем в наши дни. Основа этого мифотворчества в имплицитном культивировании определенного типа идеологии и моделировании концептов социальнополитической реальности.
Идеи «о золотом веке» и «единстве» близки к стремлению общественного (коллективного) сознания к лучшему образу мира и мироустройства, что умело используется современными маркетинговыми и пропагандистскими технологиями для сохранения господства правящих элит. Однако, говоря о мифотворчестве в отношении Запада, следует отметить в виду, что «здесь обнаруживаются различия генезисных оснований русского мессианства с доминантной идеей спасения мира и западного планетарного проекта – мирового господства. В одном случае мир надо спасать, в другом – подчинить» [1, с. 261]. Удастся ли России «очистить» свой цивилизационный фундамент и ценности от чуждой им коросты – это вопрос к будущему.
1. Багдасарян В.Э. Россия – Запад: цивилизационная война. М.: ФОРУМ: ИНФА. М. 2017. 410 с. 2. Высказывания Отто фон Бисмарка о России // Русская Правда. URL: http://ruspravda.info/Viskazivaniya-Otto-Fon-Bismarka-o-Rossii-2067.html (дата обращения 12.04.2019). 3. Розина О.В. Прогресс и преображение: два вектора цивилизационного развития // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. Серия социальноэкономические науки. 2018, т. 18, № 7, с. 168–171. 4. Тютчев Ф.И. Римский вопрос // Тютчев Ф.И. О, вещая душа моя! - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 301. 5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения 12.04.2019).
Розина О.В.
Другие новости и статьи
« Влияние пандемии covid-19 на развитие онлайн-образования: не только плюсы
Запись создана: Пятница, 21 Август 2020 в 8:12 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика