1 Сентябрь 2020

Использование интернета как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на общество

#интернет#сеть#общество

Пятилетняя практика строительства Донецкой Народной Республики показала, что условия, в которых идет формирование ее государственности и развития, требуют от специалистов, осуществляющих государственную информационную политику, активного участия. Отсутствие универсальных методов, позволяющих описывать противоборство в информационной сфере так же целостно и логично, как это делает военная история, описывая вооруженные войны, вносит элемент хаоса в информационные потоки и часто служит препятствием для разработки адекватных методов противодействия информационным атакам.

С появлением Интернета возникла новая, сегодня еще недостаточно изученная проблема – использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на общество. Потребности общества в информации неограниченные, потому и пропаганда коснулась всех сфер жизнедеятельности. Но следует учитывать, что она не тождественна просвещению.

По мнению ученых, только хорошо образованный человек, ответственно относящийся к сфере управления всех уровней, способен и должен разобраться в тонкостях пропагандистской деятельности, чтобы достаточно эффективно ей противостоять. Информация сопровождает нас на протяжении всей жизни, однако в современном мире это окружение становится активнее благодаря новым технологическим разработкам в сфере информационно-коммуникационных технологий. Сегодня противостояние между разными центрами силы имеет во многом информационный характер. Это касается как взаимоотношений между государствами, так и между различными социальными слоями и классами.

Информационные войны – опасный вид идеологического оружия, поскольку они дают возможность изменить сознание человека, не прибегая к прямому насилию, тем самым создавая почву для внедрения в его сознание необходимых для заказчика сведений. Из этого следует, что для разработки системы активного противоборства актуальной становится задача детального исследования стратегии, тактики и методов ведения информационных войн. Отталкиваясь от исследований отечественных и зарубежных аналитиков, можно утверждать, что в современных условиях информационные войны стали одной из движущих сил мировой политики, выступая инструментом «мягкой» и «жесткой» силы, пусковым механизмом «цветных революций», частью стратегии «управляемого хаоса» в продвижении геополитических интересов ряда западных стран.

Субъекты информационного противоборства как правило ставят перед собой ряд задач. Это и навязывание определенных стандартов образа жизни и системы ценностей, и формирование стереотипов в области воспитания и образования, и использование акций информационной войны для разжигания расовой, национальной и конфессиональной розни. Также речь идет о пропаганде насилия, разрушении духовных ценностей гражданского общества, разрушении гражданского и национального самосознания и представлений граждан о долге перед страной. Следует учитывать, что в любой войне участвуют свои информационные армии, образованные из информационных подразделений, они формируются из воинов информационного фронта.

Силы, побуждающие воюющие стороны целенаправленно принимать участие в так называемых боевых действиях – результат воздействия двух факторов. Первый фактор внутренний, психологический, он выявляет людей с потребностью доносить свои мысли и идеи до окружающих и склонять их на свою сторону. Эти люди объединяются в группы по идеологическому признаку и становятся похожими на военные подразделения в реальных войнах. 181 Второй фактор внешний, выборочный, он определяет направление деятельности идеологических групп. По этому фактору выгодные заказчикам информационных войн люди, идеи, сообщения и комментарии поощряются в медийном пространстве, а неугодные остаются без поддержки и уничтожаются. Внешними факторами являются СМИ, религия, политические группировки, которые отвечают интересам заказчиков информационных войн. Обычные посетители интернета, журналисты, блоггеры действуют по своей воле, а роль заказчиков – поощрять и направлять в нужное русло выгодные им идеи.

Сегодня Интернет оказывает мощное влияние на современного человека. Сверхбыстрое развитие всемирной паутины и смежных с ней технологий в конце концов приведут к тому, что Интернет займет место ведущего СМИ и станет важнейшим источником информации, обеспечивающим деятельность всех структур общества. Всемирная паутина превращается в виртуальное государство, размывающее национальные границы, с развитой киберкультурой и арсеналом мощных средств пропаганды. С развитием сети Интернет резко возросли и масштабы информационного противостояния. Информационная война в Интернете, несмотря на ее виртуальность, имеет вполне реальные последствия, что уже неоднократно ощутили на себе и простые граждане Донецкой Народной Республики, и политики, и чиновники. В ходе информационных войн важным является достижение информационного превосходства. Оно определяется как «способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое». Ведение сетевой информационной войны к тому же очень удобно: появилась возможность бесконтрольного размещения негативной и анонимной информации, которая быстро распространяется по сети. В традиционных СМИ всегда было возможно идентифицировать автора материала и, обратившись в суд, доказать ложность информации.

В сети Интернет это сделать практически невозможно. Для многих людей Интернет давно стал единственным источником информации, поэтому организаторы информационных войн охотно используют его своих целях. Целый ряд специфических особенностей Интернета делают его привлекательным для организаторов информационных войн. Речь идет об анонимности – Интернет дает возможность придумывать виртуальные персонажи с вымышленными характерами, историей и внешностью. О многовекторности воздействия – один и тот же замысел можно распространять на разных сайтах, форумах, блогах, социальных сетях. О приоритете живого общения – оно играет важную роль при формировании необходимого общественного мнения. О мультимедийности, позволяющей увеличить медийные возможности субъектов информационных противоборств.

Сегодня Интернет – уникальная технология, которая в сочетании с современными методами политтехнологий по соотношению ценаэффективность существенно превосходит все остальные. Интернет все активнее и масштабнее используется в интересах информационного противоборства конфликтующих сторон. Сеть предоставляет широкие возможности в плане оказания влияния на формирование общественного мнения, принятие политических, экономических и военных решений, а также воздействия на информационные ресурсы противника и распространения дезинформации. В вопросе ведения информационно-психологических войн важную роль играют средства массовой коммуникации, информации и пропаганды.

Подобные средства являются разрушительной силой для сознания, формируя стереотипы поведения масс в тех или иных жизненных условиях. Несмотря на то, что методы информационно-психологического воздействия отличаются в мирное и военное время, их объединяет одно: целенаправленное воздействие на массы с целью дезориентации общества и уничтожения существующих ранее общественных моделей поведения и навязывание своих установок. Основной атаке в таких случаях подвергается подсознание индивида и масс, поскольку процессы, происходящие в сознании, вскоре начинают оказывать влияние на подсознание.

Добившись закрепления в подсознании устойчивых механизмов реагирования на тот или иной сигнал, можно с легкостью программировать таким образом поведение как индивида, так и масс. Поэтому выстраивая стратегию противоборства, следует учитывать, что в большинстве случаев то, что войдет в подсознание индивида сейчас, будет моделировать его поступки как в ближайшее время, так и через многие годы и даже десятки лет. Поэтому знания о механизмах функционирования подсознания, знания о методах адаптации подсознанием получаемой информации и последующей трансформации такой информации в сознание, а значит и в поступки индивида, дают возможность управлять массами, а значит управлять и обществом. Любым типом общества, любой общественно-политической формации.

Список литературы 1. Воронова О.Е., Трушин А.С., Глобальная информационная война против России / Воронова О.Е., Трушин А.С. Монография. – Москва: Яуза-каталог, 2019. – 320 с. 2. Сулейманова Ш.С, Назарова Е.А., Информационные войны: история и современность: Учебное пособие. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. – 124 с. 3. Брусницын Н.А., Информационная война и безопасность. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 280 с. 4. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б., Операции информационно-психологической войны. – М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 450 с. 5. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны/ И.Н. Панарин. – М.: Поколение, 2012. – 411 с.

Москаленко Н.М

Другие новости и статьи

« Дисциплинарная воинская часть как структурное подразделение военной полиции Вооруженных Сил

Вторжение мифов в область международной политики на примере украинского кризиса »

Запись создана: Вторник, 1 Сентябрь 2020 в 18:16 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика