1 Сентябрь 2020

Миф о социальной защищённости граждан РФ как фактор формирования позитивного образа современного российского государства

#миф#граждане#соцзащита

Политические мифы на разных этапах исторического развития играли важную роль в системе государственного управления, выступая элементом идейного обеспечения политического процесса, средством политической коммуникации между властью и обществом, способом репрезентации политической действительности. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества при переходе на постиндустриальную стадию развития, выдвижение на первый план ценностей потребления, качества жизни, антропоцентризм восприятия политического пространства диктуют потребность повышения социальной ответственности государства как ключевого фактора устойчивого развития политической системы.

Вместе с тем, ухудшение «социального самочувствия» россиян на фоне снижения реальных доходов населения, роста цен, масштабов бедности, деиндустриализации и прочих проблем, выраженного в падении с осени 2018 года основных индексов комфортности (социального оптимизма, удовлетворённости жизнью и др.); рост скептических настроений респондентов относительно достижения положительной динамики экономических показателей, социальной справедливости [8] усиливают потребность обращения действующей власти к технологии мифотворчества, реинкарнации мифа о социальной защищённости.

Актуализирует поставленную проблему изменение механизма функционирования и циркуляции мифов в условиях сетевизации и медиатизации политического пространства, трансформирующих систему политических коммуникаций, появление новых субъектов – производителей мифов (блогеры, разработчики компьютерных игр, пользователи социальных сетей и пр.), предлагающие альтернативные интерпретации политической действительности, развенчивающие мифы о социальном благополучии, стабильности. В данной статье рассматривается механизм формирования политического мифа (на примере мифа о социальной защищённости россиян) в условиях меняющейся конъюнктуры, характер воздействия мифологического нарравтива на перцепцию государства. Политический миф интерпретируется нами как «устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего», [13, с. 27] идеологически маркированное повествование, «включающее в себя вложенное в него содержание, воздействие, которое оказывает рассказчик силой своего слова». [12, с. 126] Современный политический миф конструируется политическими субъектами с целью решения конкретных конъюнктурных задач. Следовательно, по своей природе он рационален, имеет инструментальную предназначенность.

Основу «семантического поля мифа» [2, с. 79, 80] составляют мифологемы, отличающиеся наличием повествовательного сюжета и имеющие определённую коммуникативную направленность. Смысловое значение рассматриваемого в данной статье мифа связано с понятиями «социальная защита»/«защищённость». Под социальной защищённостью понимается обобщённая характеристика эффективности мер социальной защиты, «направленных на сокращение и недопущение бедности и незащищённости в течение жизни человека» [1] и раскрываемых через призму объективных социальноэкономических показателей (экономическая состоятельность государства, качество жизни и пр.), а также определённое психологическое состояние личности.

Основные мифологемы, концепты официального нарратива власти, составившие содержание (семантическое поле) мифа о социальной защищённости россиян, были выделены нами в процессе проведения лингвосемантического анализа материалов выступлений главы государства с 2012 г. по настоящее время, рамочных документов в сфере социальной политики. [5–7; 9–11] Наиболее часто представленными оказались лексемы – «поддержка», «помощь государства»/ «оказание помощи», «содействие», «создание условий», «социальные гарантии», «повышение качества жизни», «индексировать», «предоставить возможность», «обеспечить», «улучшить». Выстраивается также лексический ряд, характеризующий позитивную социально-экономическую динамику – «рост (повышение» зарплат, пособий, пенсий, «увеличение» выплат, «повышение эффективности систем образования и здравоохранения», «увеличение продолжительности жизни» и пр.). Соответствующий мифологический нарратив способствует формированию стереотипизированного представления о комплексной системе мер социальной защиты государства. Содержание мифа о социальной защищённости коррелирует с принципами социального государства, идеями социальной ответственности государства, развитой системы социальных гарантий, обеспечения достойного качества жизни, развития человеческого капитала.

Прочность данного мифа обеспечивается опорой его на архетипические (политико-культурные) составляющие, усиливающие эффективность воздействия рассматриваемого в статье мифа. Среди них, например, можно выделить мифологему сильного, ответственного государства, этатизм и патернализм как составляющие российского архетипа. Особая роль в процессе мифотворчества отводится репрезентации выше названных идей и их технологическому сопровождению в политико-коммуникативном пространстве. «Техника производства политического мифа» была описана в середине ХХ века Э. Кассирером, теоретические наработки которого стали в данной статье методологическим инструментом изучения механизма формирования и функционирования мифа о социальной защищённости россиян. Среди основных приёмов, описанных немецким учёным, – намеренное изменение политическим субъектом-мифотворцем функций языка; конструирование политического обряда и «пророчествование».[3, с. 58–65] В практической плоскости механизм конструирования, продвижения и актуализации изучаемого мифа основан на использовании комплекса приёмов и технологий (в том числе описанных Э. Кассирером). В их числе – PR и информационное сопровождение проектов, достижений, инициатив действующей власти: национальных и стратегических проектов государства (строительства объектов инфраструктуры в рамках чемпионата мира, Крымского моста и др.), мероприятий государства в сфере здравоохранения в рамках «Национальной стратеги по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период до 2030 г.» и др.

На современном этапе популяризируются также идеи снижения процентных ставок по ипотечному кредитованию и повышение доступности жилья, индексации пенсий, зарплат в контексте подписания постановления Д.А. Медведева № 271 от 15 марта 2019 г. «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 г. социальных пенсий». Многократное повторение и освещение позитивных для России событий в СМИ способствуют отвлечению внимания населения от актуальных социальных проблем, создают иллюзию благополучия в стране. Действующая власть строила и строит миф о социальной защищённости граждан на конкретных достижениях, что нашло отражение в слогане «Единой России» – «Партия, которая работает!». На региональном уровне освещаются в СМИ проекты «Доступная медицина», «Поезда здоровья», инициированные губернатором Г. Никитиным, направленные на оказание медицинской помощи жителям сельской местности, «Формирование комфортной городской среды», «Комфортный Нижний», выделение средств на благоустройство города в связи с действием программы и др. Заслуживает также внимания приём мифотворчества, связанный с построением коммуникации на контрастах, антагонизмах (хорошо-плохо, они – мы, герой – антигерой). На практике реализация последней технологии находит, например, отражение в преодолении дилеммы «герой-антигерой». В роли отрицательных героев предстают, например, чиновники регионального и муниципального уровней, замешанные в скандалах, связанных с коррупционной деятельностью, громкими, резонансными высказываниями (как например, фраза саратовской чиновницы О. Глацких о том, что «государство вам ничего не должно…»). Приём построения коммуникации на сравнениях реализуется также в формате освещения кризисных тенденций в российской экономике на контрастах с Западом (репортажи из США, Европы о закрытии банков, долгах, высоком уровне безработицы, проблемах, связанных с миграцией и пр.). Отдельного внимания заслуживает приём, связанный с поиском виновных в невыполнении поручений федеральной власти (майских указов, например), разоблачением коррупционных схем и пр. Выше рассмотренные технологические приёмы конструирования мифов способствуют формированию стереотипа восприятия современного российского государства как социально ответственного, обеспечивающего социальные гарантии и защиту населения.

Вместе с тем, срез образа современного государства, сделанный нами на обобщения данных психосемантических исследований (проективного рисунка и ассоциативного тестирования), проведённых среди жителей Нижегородской области осенью 2018 года, позволяет делать вывод об актуальности и приоритетности социальной проблематики в формировании образа политического объекта. Вербальные ассоциации к слову-стимулу «современное российское государство» (339 лингвистических элементов) свидетельствуют о сфокусированности сознания на актуальных вопросах, связанных с функционированием современного российского государства, яркой выраженности экспрессивной (преимущественно пейоративной) лексики (последняя в совокупности составила 43% – 190 слов-реакций из 440) от общего количества слов-реакций, выражающей порицание, неодобрение («безответственное», «нестабильное», «границы с хаосом внутри», «связи» (неформальные), негативные характеристики («разоряющее», «паразит для общества», «непрофессионализм», и др.), критику («упадок во многих сферах», «голословие», «сырьевая экономика»). В ряду вербальных ассоциаций наиболее часто повторяющимися лексемами стали «бедность», «нестабильность», «коррупция». Социальная проблематика, связанная с чрезмерной дифференциацией в обществе, бедностью, несправедливым распределением материальных благ, безработицей, стагнацией промышленности заняла одно из ведущих мест в проективных рисунках респондентов. Удельный вес изображений, посвященных социальной тематике, составил 21% от общего числа полученных рисунков. Сделанные нами выводы и заключения по итогам проведённого опроса коррелируют с выводами других проводимых в РФ исследований, свидетельствующих о том, что население разных регионов страны испытывает чувство незащищённости от внешних объективных условий – бедности, произвола чиновников, правоохранительных органов, позволяющих характеризовать существующий тип социума как «неудовлетворительный для социальной жизнедеятельности индивида» [4, с. 178].

Таким образом, миф о социальной защищённости россиян, используемый в современном политическом процессе (в том виде, как он реализуется), усиливает амбивалентность образа государства, состояние когнитивного диссонанса в массовом политическом сознании граждан РФ, разрыв между ожиданиями от государства и реальным положением дел в социальной сфере. Содержание мифа о социальной защищённости россиян соответствует ожиданиям, политико-культурным представлениям граждан РФ о социальной ответственности государства. Вместе с тем, в процессе реализации данного мифа акцент сделан в большей степени на PR и информационном сопровождении социальных проектов власти, реализуемых на сегодняшний день, что снижает эффективность реализации данной технологии. Представляется целесообразным усиление социальной ответственности государства, усиление акцента на практических мерах решения актуальных проблем в социальной сфере. Кроме того, важно учитывать в процессе конструирования мифа о социальной защищённости факт трансформации политико-коммуникативного пространства, появления новых субъектов, способных развенчивать мифы на основе новых технологий (в частности, посредством интернет-мемов, комментариев в социальных сетях и пр. средств политической коммуникации), формирующих альтернативный (сетевой) образ политических объектов.

Литература 1. Доклад Международной организации труда о социальной защите в мире. 2017-2018 гг. Всеобщая социальная защита для достижения целей в области устойчивого развития. Сводное резюме. 11 октября 2018 г. [Электронный ресурс] / Сайт «Международная организация труда». Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/— soc_sec/documents/publication/wcms_614330.pdf (дата обращения: 28.04.2019). 2. Едошина И.А. Миф, мифологема в контексте деятельностного подхода к феноменам культуры// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3 (1). С. 79-81 [Электронный ресурс] / Сайт «Научное издательство Вятского государственного университета». Режим доступа: http://vestnik43.ru/3(1)-2009.pdf (дата обращения: 28.04.2019). 3. Кассирер Э. Техника современных политических мифов//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. № 2. С. 58–65. 4. Ласточника М.А. Социальная защищённость населения: обзор исследований последних лет//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2013. № 2 (26). С. 171–179. [Электронный ресурс]/ Сайт «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы». – Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru/issue/26 (дата обращения: 28.04.2019). 5. Паспорт национального проекта демография. 2019-2024 гг. [Электронный ресурс]/ Сайт «Правительство России». Режим доступа: http://government.ru/info/35559/ (28.04.2019). 6. Послание Президента Федеральному собранию РФ. 20 февраля 2019 г. [Электронный ресурс] / Сайт «Президент России». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 28.04.2019). 7. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. [Электронный ресурс]/ Сайт «Комсомольская правда - Нижний Новгород». Режим доступа: https://www.nnov.kp.ru/daily/3759/2807793/ (дата обращения: 26.04.2019). 8. Социальное самочувствие россиян: мониторинг. Пресс-выпуск. 2018. [Электронный ресурс]/ Сайт «ВЦИОМ. Официальный сайт». Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9191 (дата обращения: 26.04.2019). 9. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста». 4 августа 2014 г. [Электронный ресурс]/ Сайт «Президент России». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46397 (дата обращения: 23.04.2019). 10. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики». [Электронный ресурс]/ Сайт «Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: https://base.garant.ru/70170950/#friends (дата обращения: 29.04.2019). 11. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 01.04.2019). [Электронный ресурс]/ Сайт «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 28.04.2019). 12. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование: Пер. с англ. А. Георгиева. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 264 с. 13. Шестов Н.И. Политический миф: теперь и прежде / Под ред. проф. А.И. Демидова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 414 с.

Шмелева О.Ю.

Другие новости и статьи

« Вторжение мифов в область международной политики на примере украинского кризиса

Организация снабжения войск топливом, материалами и оборудованием »

Запись создана: Вторник, 1 Сентябрь 2020 в 19:15 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика